Рабочая программа по курсу «Школьная риторика» для 7А класса
Рабочая программа по курсу «Школьная риторика»
для 7А класса
Исходными документами для составления рабочей программы по риторике являются:
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.10.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»
- Федеральный перечень учебников , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования приказ министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по курсу «Школьная риторика»для общеобразовательных учреждений:Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская .Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.
Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Пояснительная записка
Программа по риторике составлена для учащихся 7А класса. Особенностью 7А класса является то, что большая часть учащихся мотивирована на получение качественных знаний, что поддерживается заинтересованностью родителей. Учащиеся (90%)проявляют выраженный интерес к изучению риторике, понимают значимость знаний по предмету. Эти учащиеся имеют широкий кругозор , достаточно сформированные универсальные учебные действия, навыки самостоятельной работы с информационными источниками.Наряду с этой группой учащихся есть учащиеся с низкой мотивацией на обучение в целом, в том числе и на изучение риторики.В связи с этим целесообразно осуществление дифференцированного обучения через выполнение заданий различного уровня сложности. Результаты диагностики степени сформированности УУД показали, что недостаточно развито логическое мышление, такие метапредметные умения, как классификация, умение планировать учебную деятельность, что говорит о необходимости реализации технологии учебного исследования, проектной технологии, технологии критического мышления.. Названные технологии позволят сформировать регулятивные и познавательные УУД.
Программа по курсу «Школьная риторика» Т.А.Ладыженской соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебными пособиями.
Курс проводится в рамках внеурочной деятельности.В учебном плане школы на курс школьной риторики в 7 классе отведено 34 учебных часа.
Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. Задачи предмета – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Цели обучения
- обучение умелой, искусной речи;
- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
- успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи обучения
- сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
- способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
- научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
- освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Характеристика программы
В программе выделяется два смысловых блока:
- первый – «Общение», - соотносится в определённой мере с «Общей» риторикой;
- второй – «Речевые жанры», - соотносится с «Частной» риторикой (роды, виды, жанры).
Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (своё и партнёра), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качество речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» - даёт представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, то есть текст определённой коммуникативной направленности. Имеются ввидужанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызывать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Методы и приёмы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Необходимо школьника научить эффективному общению, то есть такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., поэтому на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
На уроках риторики особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи, продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно–импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция.
Итак, основная задача школьной риторики – формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Школьная риторика – предмет с чётко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
- большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д.Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
- понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинён прагматической установке курса.
Общение.
Модель речевой ситуации.
Компоненты: Где?
Когда мы общаемся?
Виды общения.
Личное - публичное, их особенности.
Несловесные средства
Что мешает голосу «летать».
Совершенствуем свой голос.
Помощники слова: взгляд, улыбка.
Устная речь
Типы информации:
логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная
Учимся отвечать
Разновидности ответов.
Определение, правила, описательная характеристика.
Качества речи
Коммуникативные качества речи. Уместность.
Учимся читать учебную литературу
Изучающее чтение (учебная литература)
Риторика уважения
Знакомство.
Совет.
Вежливое возражение.
Редактирование
Этапы редактирования.
Культура цитирования.
Речевые жанры
Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля).
Особенности делового стиля.
Заявление.
Объяснительная записка.
Публичная речь
Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная.
Учимся спорить
Тезисы и аргументы.
Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные).
Культура спора.
Вторичные тексты
Отзыв.
Рецензия на сочинение товарища.
Необычные (поликодовые) тексты
Понятие о поликодовом тексте, его особенностях.
Прецедентные тексты
Чужая речь в тексте.
Бытовые жанры
Беседа и разговор.
Газетные жанры
Хроника.
Заметка.
Репортаж.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.В рамках накопительной системы, создание портфолио
Планируемые результаты по предмету «Риторика»
Личностными результатами изучения курса риторики во 7-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
–формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
–пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
–отличать подробный пересказ от краткого;
–знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
–пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
–пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
–реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Основные умения
Первый тип (У – 1) Умение анализировать и оценивать общение:
- степень эффективности общения (степень реализации коммуникативной задачи);
- уровень владения языком (правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность);
- корректность поведения.
Второй тип (У – 2) Умение общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры»:
- ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата (аудитории) коммуникативную задачу и обстановку общения;
- формулировать явно (вслух, письменно) или неявно (для себя) свои коммуникативные намерения;
- определять свои коммуникативные удачи, неудачи и промахи.
УМК
1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
2. Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012.
3. Школьная риторика: 7 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Школьная риторика»
Класс 7 А
Количество часов
Всего 34часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе авторской программы по курсу «Школьная риторика» для общеобразовательных учреждений: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010. Стр. 94-107.
Учебник: Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.
При этом рабочая программа составлялась:
- с учётом особенностей класса;
- особенностей авторской программы;
- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени основного общего образования.
№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов Дата Корректи-ровкаФорма организации учебных занятий Виды контроля
1-2. Речевая ситуация. 2 Практикум. Инсценирование.
3-4. Когда и где мы общаемся. 2 Практикум. Анализ речевой ситуации, риторический анализ текста.
(Описать случай знакомства.)
5-6. Виды общения. 2 Практикум. Анализ речевой ситуации, риторический анализ текста.
7-8. Простое личное общение. 2 Практикум. Монологическое высказывание.
9-10. Вежливое возражение. 2 Практикум. Игра в парах.
11-12. Подружимся с голосом. 2 Практикум. Выполнение упражнений, способствующих активной деятельности органов, связанных с голосообразованием.
13-14. Жесты. Мимика. 2 Практикум. Анализ иллюстраций.
15-16. Учимся отвечать. 2 Практикум. Монологическое высказывание.
17-18. От души посоветовать. 2 Практикум. Риторический анализ текста.
19-20. Качество речи. 2 Практикум. Анализ ситуаций.
20-21. Я – редактор. 2 Практикум. Редактирование текста.
22-23. Учимся читать учебную литературу. 2 Практикум. Работа с текстом.
24-25. Изобретение. Всё в мире состоит из частей. 2 Практикум. Устное высказывание.
26-27. Что в имени тебе моём? 2 Мини-конференция. Монологический рассказ. (Подготовить рассказ об истории названия нашего города, улицы города...)
28-29. Заголовок. 2 Практикум. Анализ литературных фрагментов.
30-32. Необычные тексты. 2 Практикум. Анализ иллюстраций.
33-34. Фотозарисовка. 2 Мини-конференция. Презентация проектов. (Мини – проект «Фотография на память».)
Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета «Риторика»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
В наличии Примечания
1. Учебно-методические комплекты (УМК) по риторике (учебники,рабочие тетради,дидактические материалы)
Программно-методические материалы:Программы по риторике; методические пособия (рекомендации к проведению уроков риторики)
В первую очередь утвержденные
МОН РФ
Печатные пособия 2. Таблицы. комплекты
Информационно-коммуникативные средства
3. Мультимедийные обучающие программы.
Игровые компьютерные программы
Материал на информационном носителе(флэш-карта)
в перспективе
Технические средства обучения 4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Учебно-методическое обеспечение программы по риторике
Список литературы для учителя:
1.Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 2004.
2.Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 2002.
3.Левин В.А. Воспитание творчества.- М.,2005.
4. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 2004.
5.Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2002.
6.Смелкова З.С. Азбука общения. Самара,2008.
7. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2006.
8. Речь, речь, речь. Книга для учителя под редакцией Т.А.Ладыженской. М.,2006.
9. Волков А.А. Основы риторики. М.,2009.
10. Сычѐв О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 2006.
11. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи. Русская речь, 2004.
12.Иванова С.Ф. Риторика завоѐвывает место в школе. М.,2009
Список литературы для учащихся:
1.Школьная риторика под редакцией Т.А.Ладыженской, М.,2009.
2.Кохтев Н.Н. Риторика. М.,2007.
3. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.,2001.
4.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. М., 2006.
5.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.,2007.
6.Ночевник М.Н. Человеческое общение. М., 2004.
7. Родари Д. Грамматика фантазии.- М.,2008.
8.Камычек Я. Вежливость на каждый день. М.,2002.
9.Игры для интенсивного обучения. М.,2004.
10.Капинос В.И., Сергеева И.Н. Риторика._М., 2001.
11 Голуб И.Б., РозентальД.Э. Занимательная стилистика. М.,2009.