Рабочая программа по риторике УМК Школа 2100
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
гимназия г. Переславля-Залесского
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО Приказ по гимназии
протокол № от «___» __________ 2013 г.
от «___» ___________ 2014г. Директор гимназии Чистякова М.А. _______________________
Рассмотрена
на заседании методического совета
протокол №
от «___» ____________ 2014 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Риторика»
(духовно-нравственное направление) для 3класса
Составили: учителя начальных классов
Коморина О. В. (категория первая),
Федотова Л. Н (категория высшая)
г. Переславль-Залесский, 2014-2015 уч. год
I. Пояснительная записка
Программа по Риторике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, методического письма за 2014-2015 учебный год, требованиями ООП НОО МОУ-гимназии.
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи:
формировать умения детей взаимодействовать друг с другом в школе и в реальной жизни;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
развитие творческих способностей детей;
формировать универсальные действия на межпредметном уровне;
развивать качества личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Риторика» .Данная программа рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Программа по риторике реализуется в течение 2014-2015 учебного года.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Внеурочная деятельность по курсу «Риторика» предусматривает следующие формы работы:
образовательное путешествие;
творческая мастерская;
исследование;
презентация;
консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
конкурсы;
выставки достижений учащихся.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Комплексная работа по итогам обучения
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфеля достижений
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы 3-4 класс.- М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
III. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики – 1 час в неделю, 34 часа.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; составлять его план;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Познавательные УУД:
формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формирование умения представлять информацию в виде схемы;
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
формирование умения ориентироваться на развороте учебника;
формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
формирование умения работать в паре.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
умение приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
умение знать особенности неподготовленной речи;
умение осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
умение знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
умение реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
умение знать особенности диалога и монолога;
умение анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
умение использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
умение знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
умение пользоваться основными способами правки текста.
V. Содержание курса внеурочной деятельности «Риторика»
ОБЩЕНИЕ (1часть – 17 часов)
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (2 часть – 17 часов)
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
VI. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Риторика»
Перечень разделов Количество часов по каждой теме Описание основных видов деятельности Примечание
Общее Теоретические занятия Практические занятия ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
НАУКА РИТОРИКА 4 ч 2 ч 2 ч Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ 5 ч 2 ч 3 ч Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) 1 ч 0,5 ч 0,5 ч Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ 2 ч 1 ч 1 ч Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 3 ч 1 ч 2 ч Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 2 ч 1 ч 1 ч Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П). ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2 ч 1 ч 1 ч Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3 ч 1 ч 2 ч Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4 ч 2 ч 2 ч Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… 2 ч 1 ч 1 ч Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2 ч 1 ч 1 ч Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3 ч 1 ч 2 ч Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П). ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1 ч 1 ч Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
Итого 68 ч VII Поурочное планирование
курса внеурочной деятельности «Риторика»
№ урока Что пройдено на уроке Формы обучения (индивидуальная - И, групповая - Г, фронтальная - Ф) Виды деятельности обучающихсяФормируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные) Дата
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
НАУКА РИТОРИКА (4 ч) 1 Проверь себя. И, Ф, Г Знакомятся с новым учебником.
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Личностными
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
Познавательные
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Коммуникативные :- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.
- слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; 03,09
2 Что мы помним о речевой ситуации. И, Ф, Г Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
10,09
3 Твои речевые роли. (Повторение.)
И, Ф, Г 17,09
4 С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.) И, Ф, Г Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
24.09
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ (5 ч) 5 Неподготовленная речь. И, Ф, Г Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н). 01.10
6
Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко. И, Ф, Г Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
15,10
7 Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
И, Ф, Г Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
22,10
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ (2 ч) 8 Слушаем, вдумываемся. И, Ф, Г Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Предметные:
- Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.
- Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
Личностными
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
- Контроль результатов деятельности
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- давать оценку невежливому речевому поведению.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- Использовать знаково-символические средства для решения задач.
-определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста.
- Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Коммуникативные :- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Предметные:
-Знать признаки текста, типы текстов.
- Уметь характеризовать разные тексты, различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты .29,10
9 Слушаем по-разному.
И, Ф, Г Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
12,11
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ (3 ч) 10 Читаем учебные тексты.
И, Ф, Г Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П). 19,11
11 Учимся писать, редактировать.
И, Ф, Г Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
26,11
12 Правка текста. И, Ф, Г Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
03,12
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 ч) 13 Что такое вежливость.
И, Ф, Г Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
10,12
14 Добрые дела – добрые слова. И, Ф, Г Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П). 17,12
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ (2 ч) 15 Проверь себя. Тексты разные нужны.
И, Ф, Г Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
24,12
16 Диалог и монолог. И, Ф, Г Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
14,01
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ (3 ч) 17 Пиши правильно!
И, Ф, Г Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).
21,01
18 Произноси правильно!
И, Ф, Г 28,01
19 Употребляй слова правильно! И, Ф, Г Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
04,02
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА (4 ч) 20 Пересказ.
И, Ф, Г Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
11,02
21 Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
И, Ф, Г 18,02
22 Цитата в пересказе. И, Ф, Г Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
25,02
23 Кратко о книге (аннотация).
И, Ф, Г Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
04,03
24 Кратко о книге. Учим определять в аннотации элементы пересказа И, Ф 05,03
25 Кратко о книге. Формируем установку И, Ф 06,03
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… (2 ч) 26 Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
И, Ф, Г Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). 11,03
27 Поздравления: С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта! И, Ф Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). 18,03
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ (2 ч) 28 Рассуждение,
вывод в рассуждении.
И, Ф, Г Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
01,04
29 Правило и цитата в доказательстве.
И, Ф, Г 09,04
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ (3 ч) 30 Сравни и скажи. И, Ф, Г Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П) 16,04
31 Правила сравнения. И, Ф, Г 23,04
32 Как строятся сравнительные тексты.
И, Ф, Г Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П). 30,04
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ (2 ч) 33 Риторический праздник. И, Ф, Г Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
06,05
34 Итоговый тест И Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н). 13,05
VIII Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации цели и задач курса по данной программе используется УМК по риторике издательства «Баласс».
Учебная литература для учителя
1 Т.А Ладыженская М.:Баласс 2012 г “Детская риторика. В рассказах и рисунках” Учебник для 3 класса
2 Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г “Уроки риторики в школе» Книга для учителя
3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы./Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. - Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011. – 416 с. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программа отдельных предметов, курсов для начальной школы.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)Пособие для учителя
Учебная литература для учащихся
1 Т.А Ладыженская М.:Баласс 2012 г “Детская риторика в рассказах и рисунках” Учебник для 1 класса в 2-х ч.
2. Т.А Ладыженская М.:Баласс 2012 г “Детская риторика в рассказах и рисунках” Учебник для 2 класса в 2-х ч.
Печатные пособия:
УМК:
Ладыженская Т.А. и др.Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч.-Изд. 2-е, доп. И перераб./Т.А. Ладыженская и др.-М.: ООО «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.Ладыженская Т.А. и др.
Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, доп. и перераб. изд.- М.: Издательство «Баласс»; Издательство «Ювента», 2011.
ТСО (средства ИКТ)
Магнитофон
Интерактивная доска
Проектор
Компьютер
Принтер
IX. Планируемые результаты
Обучающийся научится: