Рабочая программа по курсу Информатика 9 клласс адаптированная для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРАИТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Бараитской СОШ № 8:
____________________ С. Л. Ткаченко
Приказ № _____ от ___. ____. 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
ИНФОРМАТИКИ
В 9 КЛАССЕ
(адаптированная для учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
на 2015 / 2016 учебный год
Учитель: Серебрякова Ольга Николаевна
с. Бараит 2015 г.
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике, 2004 г;
примерной программы основного общего образования по информатике.
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бараитской средней школы № 8 на 2015 - 2016 учебный год;
календарного учебного графика Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бараитской средней школы № 8 на 2015 - 2016 учебный год;
положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), разделов программы, утвержденным директором Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бараитской средней школы № 8, приказ № 178 от 1 сентября 2014 г.
Рабочая адаптированная программа разработана на основе «Рабочей программы по информатике и ИКТ для 8 класса». Структуры программы остается такой же. Но в нее внесены небольшие изменения, учитывая особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цели и задачи курса:
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Так, как программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ, то в первую очередь, это касается соотнесения объема изучаемого материала и количества часов, отведенных на его изучение. Что касается содержания, то любая тема курса будет доступна пониманию особого ребенка. Это объясняется тем, что понятия информатики (свойства объекта, моделирование, алгоритм и другие) можно объяснить на доступном ребенку уровне, (на уровне операций с предметами, образами, понятиями). В данном случае в процессе обучения важно не допускать разрыва между действием, словом и образом, опираться на имеющийся, хотя и ограниченный, жизненный опыт детей.
Для учеников уменьшены требования при оценивании проверочных работ, зачетных работ и предоставляется консультирование учителем во время проведения практических работ.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Цели: Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Овнесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, примерная программа основного общего образования отводит на изучение информатики в 8 классе 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного времени в объеме 10% для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Согласно учебному плану и календарному учебному графику Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бараитской средней школы № 8 на 2014 — 2015 учебный год на изучение информатики в 8 классе в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю 34 часа в год. Сокращение учебных часов прошло за счет резервных часов, предусмотренных программой.
Практические работы проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала.
Используемый учебно-методический комплекс
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программнометодического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2013.
«Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе». 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, содержание соответствует федеральному компоненту ГОС (2004 г) общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю):
четверть (сентябрь - октябрь) 9 часов;
четверть (ноябрь - декабрь) 7 часов;
четверть (январь - март) 10 часов;
четверть (апрель - май) 8 часов.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке: Инструментарий для оценивания результатов:практические работы
контрольные работы
тесты
презентации
сообщения и доклады
проекты
устные ответы
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Контроль сформированности навыков происходит на каждом уроке при выполнении упражнений в рабочей тетради и на компьютере. Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов. Тесты предназначены для проверки знаний учащихся.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная
Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация(оценка) за I, II, III, IV четверти и год.
Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Оценка лабораторных и практических работ.
Оценка “5” Ставится в том случае, если учащийся:
а)выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б)самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в)в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Оценка “4”Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:
а)задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,
б)или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка “3”
Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:
а)выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,
б)или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
в)или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Критерии оценки тестов, зачётов контрольных и самостоятельных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил 70 - 100% работы Оценка «4» ставится, если учащийся выполнил 50 - 69 % работы Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил 20 - 49 % работы
Основное содержание (35 ч)
Информация и информационные процессы (4 ч).
Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
«Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
«Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
«Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Кодирование и обработка текстовой информации (14 ч).
Компьютерное представление текстовой информации.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Коммуникационные технологии (10ч)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование в программно-методическим комплекс по информатике и информационным технологиям входят:Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.- М.: Бином, 2008
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: БИНОМ 2005 г.;
Календарно – тематическое планирование 8 класс (АОП)
№
п/п Дата Наименование урока Краткое содержание Требование к уровню подготовки Форма
контроля Примечание
план Факт 1 четверть (9 ч)
Информация и информационные процессы (4 ч)
1 03.09 Техника безопасности на уроке информатики, информация, информационные объекты различных видов ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации. Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. ВК 2 10.09 Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации И.процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Роль информации в жизни людей.
Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации фронт
опрос 3 17.09 Дискретная форма 1 представления информации. Понятие количества информации Деление Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Знакомство с клавиатурным тренажером (5 минут) Основные единицы измерения количества информации
Решать задачи на определение количества информации. ^ фронт.
опрос 4 24.09 Проверочная работа по теме:
«Информация и
информационные
процессы» Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20 минут). Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. Единицы измерения количества информации.
Фиксировать аудио- и видеоинформацию наблюдений, измерений с помощью цифровых устройств звукозаписи и цифровых камер.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6 часов)
5 01.10 Основные компоненты компьютера и их функции Процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода ПР №1: «работа с файлами с использованием файлового менеджера» Различие между данными и программами. Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти.
Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Включать и выключать компьютер. Получать информацию о характеристиках компьютера. беседа 6 08.10 Практическая работа «Соединение блоков и других средств ИКТ, простейшие операции по управлению »устройств компьютера, Оперативная и долговременная память. Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Приемы квалифицированного клавиатурного письма.
Определять тип программного обеспечения. Применять «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма для набора. фронт опрос. 7 15.10 Программное обеспечение, его структура Операционная система.
Программный принцип работы компьютера. Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов.
Выполнять операции с файлами тест 8 22.10 Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя Диалоговые окна. Окна папок и приложений. Контекстные меню
Элементы управления, поле адреса список папок Установка параметров экранной заставки, контекстное меню фронт опрос 9 29.10 Файл и файловая система. Практическая работа: «планирование
собственного
информационного
пространства пр
2 четверть (7 ч)
10 12.11 Контрольная работа по теме: «компьютер как универсальное средство обработки информации» Тест по теме: «компьютер как универсальное средство обработки информации»
Обработка текстовой информации (14 часов)
,1
11 19.11 Тексты в компьютерной памяти. Кодирование текстовой информации Преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным. Представление текста в памяти компьютера беседа 12 26.11 Текст как информационный объект: символ, слово, абзац, страница. Текстовые редакторы ПР «знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма» опрос 13 03.12 Редактирование
текста
ПР «создание текстовых документов посредством клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов»
Операции при редактировании текста
Беседа,
практик ум
14 10.12 Форматирование
документа
ПР «форматирование документов»
Форматирование символов и абзацев; параметры шрифта, параметры абзаца
практик ум
15 17.12 Контрольная работа по теме:
«Компьютер, как универсальное средство обработки информации» тест 16 24.12 Графические объекты и формулы ПР «Включение в документ изображений, диаграмм, формул» Включение в текстовый документ графических объектов
Беседа,
Фронтальный опрос
3 четверть (11 ч)
17 14.01 Включение в текст списков ПР «Включение в документ формул, создание и форматирование списков» Виды списков 18 21.01 Включение таблиц в текстовый документ ПР «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными 19 28.01 гипертекст ПР «создание
гипертекстового документа» Понятие гипертекста и гиперссылки опрос 20 04.02 Компьютерные словари и системы перевода текста ПР «перевод текста с использование машинного перевода» Перевод текста с помощью системы машинного перевода ВК 21 11.02 Правовая охрана программ и данных. Защита информации Познакомить с правовой охраной информации. беседа 22 18.02
Правовая охрана информации Теоретические знания по теме защита информации 23 25.02 Лицензионные, условно бесплатные и программы свободно распространяемые программы Различие между программами, типы программ 24 03.03 Защита информации Физическая защита, защита информации в интернете Способы идентификации
Программные и аппаратные способы защиты Коммуникационные технологии (10 часов) 25 10.03 Передача
информации Обмен информации Характеристики каналов обмена информации Определять пропускную способность 26 17.03 Локальные компьютерные сети ПР «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» Назначение локальных сетей опрос 27 24.03 Глобальная компьютерная сеть интернет. Состав интернета ПР «подключение к интернету» Операции при подключении к интернету, спутниковые каналы Подключение к интернету Беседа,
практик
ум 4 четверть (11 ч)
28 07.04 Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям ПР «География Интернета» Понятие адресации и маршрутизации
Задавать маршрутизацию, создавать подключение к Интернет практик
ум 29 14.04 Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта Браузеры, адресные строки Находить нужную информацию Преимущества электронной почты Создание электронной почты беседа 30 21.04 Общение в интернете.
Мобильный интернет Мобильные возможности интернет Назначение и использование.
Создавать запуск интернета
31 28.04 Звук и видео в интернете. Поиск информации в интернете Познакомить с основами осуществления поиска информации в Интернете Звуковое и видео содержание
Знать основы и виды поиска в Интернете, поисковые системы Опрос,
ВК 32 05.05 Электронная коммерция в Интернете Познакомить с электронной коммерцией в Интернете. беседа 33 12.05 Web-страницы и Web-сайты. Изучить особенности дизайна, правила оформления Web- страниц и Web-сайтов. Знать структуру Web-страницы. 34 19.05 Практическая контрольная работа №3 по теме: «Компьютерные коммуникации». Контроль знаний и умений: выполнение зачетной практической работы Знать теорию по данной теме 35 26.05 Резерв