Особенности преподавания истории в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС.
Учитель истории и обществознания
МКОУ Шрамовская ООШ
Предыбайло Татьяна Ивановна
Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков. А правительство вообще решило прикрывать малокомплектные школы, вводя программу «школьный автобус». Много плюсов в этом проекте усмотрели наши чиновники, но забыли об одном: закрыв школу, они закрыли и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.
В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.
Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!
Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть — знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.
Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.
В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.
Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми сталкиваются малочисленные школы. Особым проблемным местом это формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе.
Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Перед каждым из нас, педагогов, встаёт проблема создания образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь ребенку в получении образования в соответствии не только с ФГОС II поколения, но и историко – культурным стандартом.
Для решения этих задач я, как учитель, в своей работе использую различные традиционные и инновационные формы и методы, пользуюсь современными учебниками и новинками методической литературы, периодической печатью и, конечно же, сетью Интернет.
Сложно проводить в маленьких классах ролевые игры, дискуссии, диспуты, конференции. В классах с малой наполняемостью важнейшее условие эффективности урока – индивидуализация заданий, учет характера ученика, способностей, темпа работы, уровня подготовки по предмету.
В основе моей работы лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.
Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с ними активные методы обучения.
Преобладающими типами учебных занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, повторительно-обобщающие уроки.
Урок начинается с определения темы, целей или проблемного вопроса. Формулируют перечисленные элементы сами учащиеся при содействии учителя и на основе проблемных заданий, им составленных. В качестве проблемных заданий могут выступать схемы, тексты, отдельные слова и словосочетания, вопросы, картинки, аудио-видео файлы. Приведу несколько примеров придуманных мной творческих проблемных заданий, которые я использую на уроках истории и обществознания.
Проблемное задание в форме текста
На уроках обществознания в 5-6 классах, например, я часто использую притчи, которые есть в метод. пособии. Учащиеся должны определить тему и проблемный вопрос урока. Это сравнительно простое задание.
Проблемное задание в форме картинки. Всеобщая история. 7 кл. тема «Великие географические открытия». На доске изображение каравеллы и карта полушарий.
Проблемное задание в форме схемы. Генеалогическое древо Романовых. Тема «Начало правления ПетраI»
Проблемное задание в форме музыкального произведения. Тема «Начало Великой Отечественной войны». Звучит известная песня «Вставай страна огромная».
При объяснении нового материала я использую формы проблемного обучения - проблемное изложение, поисковую беседу, создание мотивационно-проблемных ситуаций, постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы.
При этом решающая роль учителя совсем не означает пассивной роли учащихся. И на уроках истории и на уроках обществознания, где дети гораздо активнее принимают участие в изучении темы, я использую наиболее подходящую для небольших классов – фронтальную форму обучения и связанные с ней способы обратной связи: фронтальный опрос, эвристическую беседу, проблемное изложение, иллюстративный метод, составление алгоритма по теме, работу с книгой, дидактические игры, а также – индивидуальную форму обучения, которая находит свое воплощение преимущественно в разнообразных практических задачах.
Возвращаясь к активным формам обучения, хотелось бы рассказать о своем опыте использования кроссвордов. Разгадывание кроссвордов проводится индивидуально каждым учащимся или коллективно всем классом. Создание кроссвордной сетки происходит автоматически в компьютерной программе Homacosoft Crossword Creator. Ребята сами с удовольствием участвуют в составлении кроссвордов. Все эти формы и методы способствуют формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объём информации, задействованной в историческом образовании. Позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. Но, к сожалению, скорость работы интернета у нас низкая, а то и вовсе отсутствует. Что не позволяет использовать его на уроках. Зато можно широко использовать готовые мультимедийные программы;
создавать собственные разработки с помощью стандартного программного обеспечения. Опять-таки к созданию этих средств надо подходить очень ответственно. К программам такого рода предъявляются определенные требования.
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы. Уже несколько лет в практике преподавания истории мною используется
История России XX век. 4 ч. КЛИО СОФТ (WWW.HISTORY.RU)
История Древнего мира. Электронное картографическое пособие.
Уроки истории с применением информационных технологий. 5 класс. (Мультимедийные презентации, интерактивные исторические карты, видеофрагменты)
Уроки истории. Средние века. С применением информационных технологий. 6 класс.
Электронное приложение к учебнику. История России: с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.
Электронное приложение к учебнику. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс.
История России. 8 класс. Интерактивные дидактические тренировочные задания.
От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM
Священная война. Хрестоматия. Мультимедиа. (содержит различные типы исторических источников: текстовые документы, аудиодокументы, фрагменты кинохроники, анимированные карты и др.)
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.
Применение в моей практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся на таких уроках включаются в активную деятельность.
Важным направлением в моей работе является прослеживание причинно-следственных связей. Для этого использую следующие методические приемы: составление схем, таблиц, опорного конспекта, деловые игры.
Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки - путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. Ввожу элементы игры на определенном этапе урока: перестрелка исторических терминов, аукцион дат, «крестики-нолики» и др.
В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов, интервью, написание эссе и др.
Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся. В 8 классе при изучении темы «Положение основных слоев общества» (п. 32-33) ученики работают над «выпуском» журнала «Общественная жизнь». Каждый пишет статью (эссе, интервью и тд.) о положении одного из слоев общества. По итогам – дискуссия по теме.
Большое предпочтение на своих уроках я отдаю тестам, так как они способствуют подготовке учащихся к сдаче экзаменов. К сожалению, за многие годы у учеников и их родителей сложилось мнение, что приоритетными предметами являются русский язык и математика. И это понятно, именно по этим предметам всегда сдавались экзамены. Но мы подошли к новому рубежу. Ученики выбирают историю и обществознание..
Уроки обобщающего повторения часто провожу в форме игры: «Брейн-ринг», «Штурм крепости» 6 кл., «Историческая эстафета», «Своя игра»
и др.
Интересно и плодотворно проходят уроки «погружения в историю»: уроки-путешествия, уроки-экскурсии. «Путешествие в Древние Афины», 5 класс.
«Путешествие в Древний Египет».
Урок-эстафета «Россия в VIII в.»
Урок-салон по истории культуры
Раньше широко использовала написание учащимися рефератов, но с приходом интернета эта форма плавно перетекла в Метод проектов.
Исследовательский проект это долгий, кропотливый труд учителя и учеников, в ходе которого формируются предметные, метапредметные и личностные результаты.
Все эти образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.