Доклад Становление самооценки в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.

В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон).

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.

По утверждению Ю.С. Ерофеевой, Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям и педагогам необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии дифференцированной адекватной самооценки.

Правильное отношение к учению у младших школьников формируется постепенно. Сначала не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.

По утверждению К.О. Казанской, младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется в том, что:

- психическая деятельность младшего школьника обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение;

- младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

- эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах.

Таким образом, ребёнок начинает занимать новое место внутри социальных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребёнку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Он начинает воспринимать свое «Я» и признаёт за другими это право. Он знает, как нужно действовать, и действует по своей воле. Я считаю, что самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

А.В. Аркушенко выделяет три основных типа самооценки: адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.
Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.
Фактически, самооценка – это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети любят создавать себе идеалы. Порой они хотят быть похожими на героев книг или фильмов, но проблема в том, что это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и ребёнком настолько велик, что самооценка падает порой до нуля.
Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

В своей работе я использую различные методы, направленные на формирование у детей навыков эмоциональной регуляции поведения:
- психогимнастика
-рисуночные методы
-элементы групповой дискуссии
-техника и приемы саморегуляции
-метод направленного воображения
Развитие уверенности в себе и снятие тревожности осуществляется по таким направлениям как,
-формирование оптимистического склада мышления и мироощущения
-уважения к себе
-способность освобождаться от страхов
-доверие к своим способностям.
Занятия включают элементы социально-психологического тренинга. Они проводятся в кабинете психолога, где ребята могут свободно располагаться и передвигаться.
Психолог работает над созданием доверительной обстановки, где каждый ребенок имеет возможность проявлять себя, быть открытым и не бояться ошибиться.
Вместе с психологом мы провели несколько тренингов по распределению уровня состояния самооценки (по методике Дембо и Рубинштейна), где 8 человек (из 17)- это 47% имеют завышенную самооценку, 6 человек- 35,4% нормальную самооценку и 3 человека -17,6% учащихся 3-б класса заниженную самооценку. Такими учащимися являются Попов А., Смагин В., Рыжих А.. Это свидетельствует о том, что эти ребята не верят в себя, в свои возможности. Они не ставят перед собой больших целей, они не пытаются выделиться из толпы. Эти ребята никогда не выкрикивают, предпочитают тихие, малочисленные компании. Такие дети считают себя незаметными, они ни на что не претендуют. Они активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя. У них есть способности, есть таланты, но они предпочитают не использовать их или использовать не в полной мере. Их устраивает уровень среднего ученика. Также хочется отметить, что все учащиеся 3 «Б» с низкой самооценкой – это мальчики.
По распределению психических состояний получились такие результаты
активность – 4 человека 23,5%
радость- 5 человек 29,4%
мечтание- 2 человека 11,8%
утомление - 4 человека23,5%
дружелюбие- 1 человек 5,9%
азарт- 1 человек 5,9%

В итоге получилось, что в момент проведения методики в психическом состоянии детей преобладали такие чувства как радость, активность, утомление и мечтание. И это говорит о том, что больше половины учащихся класса не готовы к образовательному процессу и не чувствуют интереса к учебной деятельности в данный момент. Это может быть связано с наличием у каждого учащегося каких-то определенных ситуаций, которые мешают и отвлекают от образовательного процесса. В общем, это считается нормальным. Также такие состояния как усталость и утомление тоже вполне осознанны. У каждого учащегося свой режим и распорядок дня.

Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.

По моим наблюдениям, те дети, которые адекватно оценивают свои возможности, с интересом учатся в школе, легче переносят неудачи, более общительны, раскрепощены.
Как правило, у этих ребят много друзей, они легко вступают в контакты с людьми.
Известно, что учебная деятельность является ведущей в начальной школе. Следовательно, если она не начнет складываться в этот период, то потом ее выстроить будет сложно.
Для того, чтобы развить самооценку, детям нужно показать четкие средства дифференциации любого качества и познакомить с работой шкал.
Работа со шкалами используется мной на самоподготовке. Я обучаю детей приемам самоконтроля путем сравнения выполненного задания с образцом. Оценивается не вся работа, а отдельно выполненное задание, когда ученики уверенно оценивают выполненную работу, отдельно взятое задание, вводится ретроспективная самооценка (оценка выполненной работы) всей работы. Даже, если ученик, выразил неудовольствие своей работой, то все равно можно вселить в него веру в себя. Здесь помогает вербальная оценка.
Основной задачей, я считаю научить ребят разграничивать оцениваемые качества: «Я плохо написал?», значит «Я - плохой?». Идеальный способ решения этой проблемы, введение «волшебных линеечек» (авторы Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн), которое подробно описывает Цукерман.
В работе по русскому языку, я использую такие линеечки, как «пропуск букв», «выбор гласной буквы», «заглавные буквы» , можно добавить субъективные линеечки: «Мне было легко – трудно писать эту работу», «Мне было интересно – скучно», «Я старался».
Субъективные шкалы ни в коем случае не оцениваются мною. Важно, чтобы линеечки позволили детям оценивать свою работу дифференцированно.
Когда ученик сам участвует в формировании оценки, определении ее критериев, начинается осознанная самооценка, которую он сможет применить к различным ситуациям. Это дает детям почувствовать себя хорошими учениками, полноценными членами коллектива, творческими людьми, а значит сделать их счастливыми. Думаю, что это непременное условие успешности во всем.
Не только педагог, но и родители должны принимать активное участие в жизни ребенка.

По утверждению О.Л. Зверевой, семья главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка. Большое значение в становлении самооценки младшего школьника, по мнению М. Феннел, имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья, в первую очередь, может помочь ребёнку преодолеть объективно возникающие трудности.
Выделяется три основных стиля воспитания в семье, которые могут повлиять на становление самооценки ребенка:

- авторитарный;

- попустительский;

- демократический.

Авторитарному, или диктаторскому, стилю воспитания недостаёт теплоты. Для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель – ребёнок» превалирует над общением в режиме «ребёнок – родитель». Ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь к ребёнку, отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается, иногда физически. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста.

Для попустительского, или либерального, стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение «ребёнок – родитель» превалирует над отношениями «родитель – ребёнок», а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного.
Для демократического, или авторитетного, стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.
В семьях, где применяется демократический стиль, дети растут с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.
По результатам анкетирования в моей группе 45% родителей придерживаются демократического стиля воспитания, 35%-попустительского и 20%-авторитарного стиля.
Для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование самооценки ребёнка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-принимать активное участие в жизни семьи;

-всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

-интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

-не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

-иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

-уважать право ребёнка на собственное мнение;

-уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку, как к равноправному партнёру, который просто на данный момент обладает меньшим жизненным опытом;

-с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Таким образом, влияние семьи на самооценку младшего школьника трудно переоценить, так как то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей будущей жизни. Поэтому родители должны понимать, как велико значение правильного семейного воспитания в развитии адекватной самооценки ребёнка.
Для родителей предлагаю некоторые рекомендации:
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
2. Регулярно беседуйте с воспитателем вашего ребенка о его поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
3. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их за него.
5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Для развития ребенка, организации его учебной работы, взаимоотношениях с детьми по поводу учебы, предлагаю
опросник для родителей автор: Е. Данилова.
1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка из школы:
а) что было сегодня на завтрак?
б) какую отметку ты получил?
в) что нового ты сегодня узнал? Чему научился?
2. Сколько времени тратит ваш ребенок на приготовление домашнего задания?
а) не более 1 часа
б) не более 2 часов
в) может просидеть за уроками до позднего вечера.
3. Самостоятельно ли ваш ребенок выполняет домашнее задание?
а) работает преимущественно сам, вы только проверяете работу
б) задания по одним предметам выполняет сам, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны
в) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца.
4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?
а) понимает быстро, вы легко можете объяснить любой материал
б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного
в) практически никогда вас не понимает
г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши.
5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?
а) ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи
б) ему интересно узнавать в школе новое
в) любит получать хорошие отметки
г) все ходят в школу, и он ходит
д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу
е) другой ответ
6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной "двойке"?
а) говорит сам, по-деловому и откровенно
б) рассказывает о "Двойке", только если специально об этом спросить
в) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку
г) рассказывает только тому члену семьи, кто не накажет
д) он никогда "двоек" не получал.
7. Есть ли у вашего ребенка любимый школьный предмет?
а) есть особенно любит математику, считает, что математика развивает ум
б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов ( среди них и математика, и русский язык, и чтение, и иностранный язык)
в) любимые предметы: пение, физкультура или рисование.
г) другой предмет.
Итог: Судите сами, насколько правильно вы относитесь к учебе вашего ребенка?
Насколько вы полноценно помогаете развиваться вашему ребенку?
Что заставляет учиться вашего ребенка?
И какая самооценка складывается у него в этой ситуации?
Спасибо за внимание!

Исходя из этих рекомендаций, советую родителям, для формирования у ребенка позитивной самооценки следующее:
1) Положительно оценивайте ребенка как личность, демонстрируя доброжелательное отношение к нему. Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»).
2) Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки («Работа хорошая, но зайчик у тебя, Ванюша, сегодня не получился»). Но результаты работы ребенка, занижающего свои возможности, сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера»). Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой.
3) Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения («Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?», «Посмотри, ты нечаянно толкнул Машу, она заплакала. Подумай, как надо поступить в этой ситуации?»).
4) Обязательно выражайте уверенность в том, что у него все получится («Завтра зайчик выйдет красивым», «Ребята, завтра Саша не будет больше обижать девочек»).

Работая над формированием уверенной в себе личности, также важно учитывать два принципа:

- принцип меры;

- принцип системы.

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.


Возможность оценить себя положительно детям дают:

- игра;

- разнообразные действия с предметами;

- исследование и экспериментирование;

- слушание музыки и сказок;

- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

- возможность задавать вопросы и делать выбор.
Игра помогает создать благоприятную атмосферу общения, объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние и настраивает на интенсивную работу. С помощью творческих игр и заданий я развиваю познавательную активность детей, что в свою очередь, способствует повышению школьной успеваемости.
. Если взрослые поддерживают и поощряют детей в игре, они становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно. Обычно детям нравится самим выбирать игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребёнок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия. Но наблюдения за ними помогут педагогам подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребёнок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребёнок может принять решение.

Выбор помогает детям:

- почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

- развить положительное отношение к себе;

- учиться выражать свой выбор;

- понять важность умения слушать и говорить.

Для реализации вышеизложенного, предлагаю Вам следующие игры и упражнения:

1) для повышения самооценки:
«За что меня любят друзья ».

Все ребята группы сидят в кругу (или за столом). Дети по очереди говорят, за что любят своего товарища.

Примечание: на первых порах ребенок, чтобы показаться значимыми для других, может сказать, что его любят за то, что он угощает своих товарищей, дает списатьТолько после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть и какие они есть.

2) для развития коммуникативных умений:
«Клубочек». Игроки садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос сидящему рядом участнику (например: «Как тебя зовут?») и передает ему клубок. Ребенок берет нить в руку и отвечает на вопрос. Далее он передает клубок следующему участнику, не выпуская нити из рук, тоже задает какой-либо вопрос (например: «Что ты любишь?»). Таким образом, в конце игры клубок возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
«Сиамские близнецы». Встаньте рядом с ребенком, обнимите одной рукой друг друга за пояс, одну ногу ставят возле ноги другого и связывают их веревочкой. Надо так походить или побегать по комнате, повернуться, присесть, порисовать, т.д.

3) рисуночные задания для повышения степени самоуважения и самопринятия:
«Портрет снаружи и изнутри». Взрослый говорит: «Что видят люди, когда рассматривают тебя? Каким они видят тебя? Ты им показываешь все (пауза)? Как ты сам чувствуешь себя изнутри? Твой внутренний образ отличается от того, что видят в тебе окружающие? Например, окружающие люди думают, что ты храбрый, а ты внутри чувствуешь себя испуганным. Или они могут думать, что ты счастлив и весел, но ты не можешь сказать, что внутри чувствуешь то же самое. Поэтому нарисуй, пожалуйста, два своих портрета. Один портрет - это ты снаружи, а другой - это ты каким ты видишь себя изнутри». Ребенок выполняет рисунок любым способом, но после этого обязательно побеседуйте с ним о результатах.

«Корзина Успеха». Заранее взрослый готовит рисунок большой корзины. Ребенку предлагается ежедневно рисовать или схематично обозначать свои достижения, успехи. Например: изображение бантика означает, что сегодня ребенок завязал самостоятельно шнурки, изображение чистой рубашки - что ребенок за целый день был аккуратен и ничего не запачкал и т.д. По желанию ребенка взрослый может подписать изображения. Эти рисунки помещаются в кармашек корзины.
Также для повышения самооценки ребёнка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:

- как можно чаще называть ребёнка по имени;

- хвалить ребёнка в присутствии других детей;

- отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;

- избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;

- не подгонять и торопить ребёнка.

Занятия физической культурой помогают повышать не только функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, но и эмоционально-волевую сферу школьника. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.
Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности. Данная внутренняя борьба ребенка с собственными желаниями только закаляет его и придает ему большей уверенности в себе.

Важным инструментом в формировании самооценки так же является – «портфолио».
Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося.

Цель портфолио: - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Функции портфолио:
- Информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений
- Обобщающее - аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности
- Развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника
- Активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося;
- Воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры.

Структура данного предметного портфолио состоит из таких разделов, как
«Моя семья», «Мои друзья», «Моя школа», «Мои интересы», «Мои достижения», «Мои впечатления», «Мое творчество», «Моя общественная работа».

Форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио можно от руки, а можно и в электронном варианте. Для эффективности я рекомендую заполнять портфолио каждый день, так как, чем чаще будут оформляться записи, свидетельствующие о результатах детей, тем полнее будет картина успешности ребенка как личности.
Надо помнить, что знакомиться с портфолио будут другие люди, поэтому важно позаботиться и о форме подачи личных достижений. Можно дополнять личную папку различными материалами и документами, которые не указаны в примерной структуре Портфолио. Это могут быть собственные размышления и идеи, которые возникли во время занятий или при посещении каких - либо мероприятий.

Завершающим этапом с данным документом должна стать презентация достижений ученика, во время которой он должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ученик предоставляет себя именно через ту область, в которой он действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Портфолио - это документ ученика, который призван помочь увидеть свой труд на занятии, почувствовать себя успешным, подтвердить свои результаты, стать личностью в глазах близких и родных людей, оценить свои возможности.

Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;

- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- проводить с детьми релаксационные игры;

- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

- предоставлять детям возможность делать выбор.

В заключении хочу сказать, что самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому, особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

15