Статья по психологии К вопросу изучения связи сиблинговой позиции и самооценки в младшем школьном возрасте.


К вопросу изучения связи сиблинговой позиции и самооценки в младшем школьном возрасте.
Латыпова Регина Камильевна учитель начальных классов
МАУО СОШ №2 г.Агидель
Краснокамский район, РБ.
latypova.regina2015@yandex.ruПроблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.
Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, У. Джемс и др.
Зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой.
В исследованиях отечественных психологов акцент делается на изучение и анализ процесса формирования личности, ее подструктур, раскрытие механизмов формирования личности, значимым звеном которого является самооценка. Проблема самооценки рассматривается с двух позиций: проблема связи личности и самооценки, а также – самосознания и самооценки.
Развитие самооценки у детей проходит в два этапа: на первом этапе, дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития.
В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной в психологии. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Как в отечественной, так и зарубежной психологии сиблинговые отношения, оказывающие влияние на жизнедеятельность ребенка раскрываются через следующие ролевые позиции: единственный ребенок, старший ребенок в семье, младший ребенок в семье.
Для подтверждения предположения о том, что сиблинговая позиция влияет на самооценку ребенка младшего школьного возраста, мы провели эмпирическое исследование. Нами были подобраны следующие экспериментальные методики: «Лесенка» и методика А.В Захаровой, при помощи которых мы выявили у детей уровень самооценки.
Сиблинговую позицию детей мы определили методом опроса.
В экспериментальной части исследования принимали участие дети младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет, в количестве 50 человек.
По результатам исследования, полученным по методике «Лесенка», мы можем сказать, что у 50% младших школьников выявлена нормальная самооценка, у 25% – завышенная и 25% соответственно заниженная.
По результатам исследования, полученным по методике А.В.Захаровой, мы выявили, что высокий уровень самооценки лишь у 20%, средний – 55%, а низкий у 25% учащихся.
При сопоставлении сиблинговой позиции с результатами исследования по методике «Лесенка» и методике А.В Захаровой мы можем сказать следующее:
У младших детей в семье наблюдается средняя самооценка с тенденцией к занижению. Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. Анализ библиографических историй таких детей показывает, что они часто становятся самыми быстрыми пловцами, лучшими музыкантами, наиболее честолюбивыми студентами.
У средних детей в семье самооценка по двум методикам на среднем уровне. Смена позиций для среднего ребенка осложнена тем, что он как бы ограничен сверху первым ребенком – в семье уже есть сильный и способный. В то же время он чувствует, что не может конкурировать с малышом, так как не обладает его непосредственностью, очаровательностью. Оказавшись между этих двух позиций, средние дети чаще, чем другие, чувствуют несправедливость, считают себя обиженными, отвергнутыми.
У старших детей самооценка средняя с тенденцией к высокой.  Старшие дети, как правило, имеют более высокие оценки в средней школе по сравнению с более поздними детьми, наиболее уязвимы к стрессу, чаще учатся в высших учебных заведениях, чем более поздние дети. А. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.
У единственных детей в семье самооценка высокая с четкой тенденцией к завышению. Некоторые исследования показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготеют к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся, кроме того, угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи. После первенцев, они имеют самый высокий интеллект и самый высокий показатель потребности в достижениях, в учёбе они добиваются положения лидера и могут превзойти своих учителей или наставников.
Таким образом, самооценка младших школьников действительно зависит от сиблинговой позиции в семье. В приведенных описаниях намечены лишь общие тенденции, которые не обязательно должны воплотиться в том или ином ребенке. Но их, несомненно, надо иметь виду, чтобы избежать деформации в развитии. Самое важное, что надо запомнить родителям – каждый ребенок единственный, и достоин уникального к себе отношения как к личности.
Список литературы
Адлер, А. Понять природу человека /А.Адлер. - М: Академический проект, 2007. - 256 с. 
Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 2006. – 297с.
Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников /М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. - №2 – Том II (психолого-педагогические науки). – С. 252 – 263.