Особенности формирования коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте
Особенности формирования коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте
Автор: Буянова С.А.
В младшем школьном возрасте возникают новые психологические условия для личностного и коммуникативного роста ребенка, начинается процесс постепенного превращения межличностного общения в решающий фактор личностного развития младшего школьника, что требует формирования его психологического инструмента - коммуникативной культуры.
Как отмечает В.С. Мухина, в общении формируются, существуют и развиваются личностные свойства и коммуникативные качества и умения, необходимые для успешного протекания познавательно-коммуникативной деятельности. Через деятельность общения младшие школьники формирует новые мотивы и развивает потребности и интересы, усваивает знания и правила взаимодействия, испытывает коммуникативные средства (вербальные и невербальные) и социальные роли (субъекта учения и субъекта общения), приобретает морально ориентированных качеств и коммуникативных умений, постепенно овладевая опыт межличностного общения.
Благодаря деятельности общение происходит приобщение ребенка к социальной, в частности коммуникативного, опыта, определяющим развитие психологических характеристик ее коммуникативной культуры. По мнения А.В. Мудрика, формирование этих характеристик осуществляется в условиях личностного развития младшего школьника, становление в процессе учения его потребностно-мотивационной сферы, что является основой формирования психоморальних качеств и коммуникативных умений.
Коммуникативная культура младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми. Наиболее важная отличительная черта, как считает Л.В. Епишина, состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Следующая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшего школьника наблюдается в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают:
- действенные умения;
- риторические умения;
- умение вести диалог;
- умение слышать и слушать и вести спор;
- умение вставать на точку зрения другого;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
Как утверждает В.В. Давыдов, эмоциональная насыщенность контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
По мнению Н.Ф. Головановой, специфическая особенность контактов младших школьников заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые младшие школьники придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: младшие школьники прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения младших школьников младшего школьного возраста.
И ещё одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для младшего школьника наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди младших школьников.
Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди младших школьников младшего школьного возраста. На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура младших школьников друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.
Как считает И.М. Михайлова, первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других младших школьников в жизни младшего школьника. Если к моменту своего возникновения и в течение от одного - двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших младших школьников эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других младших школьников, взрослому или одиночной игре .Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Таким образом, при воспитании коммуникативной культуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.По мнению Т.А. Кривченко, показателями сформированности коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте является то, что обучающиеся умеют установить эмоциональный контакт в процессе общения, почувствовать эмоциональное состояние собеседника, умеют задавать вопросы, поддерживать диалог, соблюдать социальную дистанцию в общении, проявлять инициативу в общении и иметь адекватную самооценку и оценку личностных качеств партнера по общению. Важно начать формирование коммуникативной культуры именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Одним из средств организации такого общения может выступать проектная деятельность.