Статья на тему: Проблемы формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Дворниченко Алёна, студентка 4 «Б» группы
ГБПОУ РО «ЗернПК»
Научный руководитель: преподаватель психологии
Бойко Светлана Захаровна
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Формирование у младших школьников положительной самооценки влияет не только на отношение к школе и к процессу обучения в целом, но и способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности учащихся, который должен быть понимаем педагогом как одна из важнейших задач на начальном этапе обучения.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.
По утверждению Р. С. Немова, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для благополучного общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора.
Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения с взрослыми и со сверстниками.
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы 'примеряет' на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценки.
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.
Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами.
У первоклассников отмечается существенное преобладание завышенной самооценки и ожидаемой оценки родителей. Данный факт свидетельствует о недостаточной сформированности у них адекватной самооценки и критичности родительский оценок. Учащиеся с завышенной самооценкой не видят разницы между желаемым и действительным в учебной деятельности. Следовательно, только адекватность оценивания себя как учеников позволит школьникам более полно соотносить свои действия и поведение с требованиями, предъявляемыми к ним как к ученикам. Это значит, что работа по формированию адекватной самооценки должна проводиться не только с ними, но и с их родителями.
Таким образом, первостепенная роль в формировании личности принадлежит родителям, оценка которых интериоризируется и становится частью его самооценки. Это значит, что на начальном этапе школьного обучения отношение к учению и к себе, как к ученику, опосредованно родительским отношением. Следовательно, задачей учителя является организация учебно – воспитательного процесса, вовлечение в него родителей, что является залогом достижения позитивного результата в формировании адекватной самооценки.
Немов, Р. С. Психология: учебник для вузов [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 465 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).
Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа [Текст]/ - 2011. - № 3. - С. 58-65.
Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей. : Дис. канд. псих. наук. [Текст]/ - М.: КСП, Институт психологии РАН, 2008. – 188 с.
Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. – М. : Палея, 2004. – 196 с.