Программа дополнительного образования детей Художник
МБОУ ДОД Северо-Енисейский ДЮЦ
Дополнительная
общеобразовательная программа среднего(полного)
общего образования для детей 7-16лет
Художественно -эстетическое направление
«Художник»
«Утверждено»:
Метод.советом ДЮЦ
«____» __________ 2013 г.
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации: 6 лет
Составитель программы:
Астафьева Г.Г. педагог
дополнительног образования
высшей категории.
МБОУ ДОД «Северо-Енисейский
детско-юношеский центр»
р.п.Север- Енисейский,
Красноярского края
.
п.Брянка Северо-Енисейский район 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В детстве каждый ребенок проявляет яркий интерес к изобразительному творчеству, Все дети, без исключения, рисуют с интересом и вдохновением. Каждый ребенок создает свое маленькое произведение искусства, свой маленький шедевр, а значит, в каждом из детей живет художник. В раннем возрасте вес дети талантливы! Огромную роль в развитии художественных способностей детей играет эмоциональное, образное восприятие природы, цвета, звука, запаха, восприятие тона, характера линии, штриха, пятна и т.д.
Данная программа дает возможность для эстетического развития ребенка, его творчества, выдумки и фантазии.
Программа направлена на: развитие способностей детей путем освоения различных видов изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества;
Общие задачи программы.
Сформировать эмоциональное отношение - мир чувств к восприятию окружающего Мира;
Развить в каждом ребенке способность к гуманности, к пониманию, сопереживанию, бескорыстному стремлению к добру к красоте.
Развить в детях самостоятельное видение красоты и гармонии;
Воспитывать в детях эстетический вкус на образцах Мировой художественной культуры в целом.
Пробудить в каждом ребенке творческое воображение, художественный интерес и образное мышление.
Раскрыть и развить потенциальные художественные способности и возможности, заложенные в каждом ребенке с рождения.
Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и дать возможность открыться его индивидуальности и самобытнотности в творчестве.
Сформировать у ребенка знания художественного языка профессионального искусства, умения и навыки; технических приемов, последовательности исполнения работы но живописи, рисунку, композиции;
Развить способность к творческой активности, к трудолюбию и самостоятельному решению профессиональных задач.
Данная программа является образовательной, профессионально- ориентированной, комплексной.
Программа, рассчитана на шестилетний период обучения, делится на 3 этапа обучения:
1 этап- развивающий «Корни русского искусства» (возраст 7-8-9 лег). 2 этап- основной общеразвивающий 4 года обучения .«Истоки родной сибирской земли»3 года обучения (возраст 7-13 лет). 3этап- погружение в мир искусства 4-6 год обучения «Я и мир искусства» (возраст 14-17 лет).
Количество детей в группе- до 10 человек.
Для групп первого, второго года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Для остальных групп занятия проводятся 3 раза неделю по 1 часу.
Возможны смешанные, разновозрастные первого-второго, третьего-четвертого, пятого-шестого года обучения. В связи с схожестью программы для смешанных групп, задачи остаются программными, а задания усложняются для каждого года обучения.
Состав детей в группах меняется, набор детей для 1 года обучения осуществляется по их желанию и на основе диагностики их способностей к изобразительной деятельности.
Программа реализуется в Северо-Енисейском детском юношеском центре, на базе Брянковской основной общеобразовательной школы. Главное отличие и новизна данной программы – большая практическая направленность, основанная на изучении творчества народа и художников нашей страны, нашего края и района. Обучающиеся изучают не только основы изобразительной деятельности, но и реалистический рисунок и живопись, приобщаются к другим видам искусства: литературе, музыке. На занятиях живописью дети совершенствуют навыки работы акварелью, гуашью, овладевают навыками работы масляными красками. При выполнении графических работ обучающиеся пользуются кистью, пером
Программа даёт возможность:
на первом этапе обучения получить:
общее развитие и представление о русской культуре, народном изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве;
основные навыки владения техниками и приемами в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;
*изучение основ реалистического рисунка,
*формирование навыков рисования с натуры, по памяти и представлению;
*изучение видов декоративно-прикладного искусства; *обучение элементам росписи отдельных видов народного искусства;
*изучение основ графики;
на втором этапе обучения:
*получить теоретические знания по истории искусства;
*стать грамотным зрителем с высоким эстетическим вкусом;
развитие у детей изобразительных способностей,
воображения и пространственного мышления,
эстетического чувства и чувства понимания прекрасного;
*воспитание интереса и любви к искусству, способствовать развитию художественных талантов.
* получить профессиональную подготовку при поступлении в художественную школу, художественное училище, технологический техникум, строительный институт по предметам: живопись, рисунок, композиция, декоративно-прикладное искусство;
По окончании шестигодичного курса можно выдавать свидетельство об окончании студии и характеристика для поступления в художественную школу, что дает возможность выпускнику определить своё место в жизни и ориентироваться в выборе профессии художника, архитектора, модельера, дизайнера, а также свидетельство инструктора дающего возможность заниматься творчеством с детьми на досуге.
Основные темы и виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись, графика, скульптура),
рисование на темы и иллюстрирование,
декоративная работа,
беседы об изобразительном искусстве и красоте своей Родины, родного края,
графика.
Темы изучаются с учетом особенностей времён года. В основу программы положены принципы:
-тематический принцип планирования материала, что отвечает
задачам нравственного, эстетического воспитания детей;
-единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности детей;
-сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;
-яркая выраженность познавательно-эстетической сущности искусства (проведение бесед о творчестве выдающихся русских художников и красоте родной природы);
-система творческих заданий на основе изучения народного декоративно–прикладного искусства (выполнение различных композиций и зарисовок, роспись изделий);
-система межкультурных связей: поэзия, литература, музыка,история;
-направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально–эстетического и нравственно–оценочного отношения к действительности, к природе.
Большое внимание в программе уделяется изучению объектов архитектуры и живописи Красноярского края и Северо-Енисейского района, наследию малых народов Севера. В ходе обучения детей акцентируется внимание на богатую природу нашего района, разнообразие флоры и фауны.
Особенности видов практических работ и упражнений по программе:
Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись, графика.): зарисовки могут быть длительными (2-3 часа) и кратковременными (15-20 мин.). Наброски и зарисовки выполняются вначале или в конце занятий, что зависит от задач и целей занятия. Дети усваивают, что рисунок – основа всего, живопись – одно из главных выразительных средств передачи мыслей, чувств художника.
Рисование на темы: создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений на основе предварительных наблюдений, либо по воображению, что сопровождается выполнением зарисовок с натуры, эскизов персонажей произведений. От детей требуется выбирать самостоятельно сюжет из предложенной темы и передать художественно–выразительными средствами своё отношение к изображенному объекту. Особое внимание детей обращается на художественные достоинства иллюстрируемых произведений. Обучаемые должны стремиться к тому, чтобы образы героев, обстановка в рисунках, одежда, архитектурные стили в их рисунках соответствовали их описанию в сказках и литературных произведениях стилю эпохи, принадлежности к различным национальным культурам. Дети знакомятся
с творчеством выдающихся художников – иллюстраторов.
Декоративная работа осуществляется в процессе выполнения детьми творческих декоративных композиций , составления эскизов росписи. Обучаемые знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Красивые и простые изделия народных умельцев помогают прививать детям любовь к родному краю, учат любить природу, ценить традиции родных мест, понимать ритм, гармоничность цветовых отношений, зрительное равновесие форм и цвета – все это дети используют в собственных творческих работах.
Графика – рисование композиции по памяти, представлению и с натуры, тушью (перо, кисть). Дети знакомятся с видами графики: линогравюра, линотипия, офорт и другими. Изучение техники работы тушью (кисть – 1 год обучения, перо - 2 и3 год обучения) Изучение основ линотипии и линогравюры – 4 год обучения. Выполнение графических творческих работ поможет детям развивать глазомер, твердость руки, чувство ответственности за каждый штрих, более чуткое восприятие обьема, формы и светотени предметов и объектов действительности.
Беседы об искусстве и красоте родной природы основаны на демонстрации произведений искусства. Они воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему и родному краю.
Организационно педагогические основы обучения.
Формы и методы работы.
В основу обучения положен принцип развития образно-творческих способностей детей. Художественная изобразительная деятельность детей носит эмоциональный творческий характер, а позиция педагога не навязывать ребенку своего взрослого восприятия мира, не порождать новые стереотипы и ни в коем случае не править детские работы, не лишать их авторства - это не учит, и не развивает детей. Необходимо создать такие условия, в которых бы дети сумели эмоционально и образно воспринимать мир, выработать свои представлении и эстетические чувства, с тем, чтобы они смогли свободно мыслить, говорить, изображать. Художнику педагогу необходимо для этого почувствовать индивидуальность каждого ребенка, направить его творчество, не меняя характера, своеобразия и самобытности. Поэтому в качеств основного подхода в обучении предлагается индивидуальная работа с детьми. Вся творческая деятельность ребенка основана на воображении. Воображение детей опирается па эмоции, восприятие реального мира и фантазии ребенка. Накопление жизненного опыта будит воображение и дает импульс к творчеству.
В основу обучения детей положен принцип вариативности и гибкости программы. Тридцатилетний стаж работы даёт возможность подбирать задания индивидуально для особо одаренных детей или детей с ослабленным здоровьем. Разнообразие профессиональных техник и художественных приемов на занятиях помогает раскрыть индивидуальные способности и возможности каждого воспитанника.
Используемые методы:
перцептивные: словесные, наглядные, практические;
логические: индуктивные, дедуктивные, аналитические, методы синтеза, сравнения;
гностические: репродуктивные, направленные на запоминание
и воспроизведение информации, частично-поисковые и исследовательские;
методы стимулирования и мотивации: создание ситуаций эмоциональных переживаний, учебная дискуссия; кукольное представление героев изучаемых художественных произведений («Снегурочка», другие);
методы долга и ответственности: упражнение и приучение, практическая работа, тестирование.
Используемые формы организации занятий:
учебное занятие, экскурсия (в лес, в мастерскую местных художников); викторина, дискуссия, ролевая игра, конкурс творческих работ.
В структуру каждого занятия входят:
игра, беседа,
словесный, музыкальный и зрительный ряд,
демонстрация технических приёмов и упражнений педагогом,
практическое задание,
индивидуальная работа,
просмотр, обсуждение, анализ детских рисунков, самоанализ.
Часто беседа проходит с объяснением нового материала путём наводящих вопросов, что способствует активному мышлению детей, самостоятельному подведению итогов, заключительным выводам, самим познавать истину.
Данная программа в качестве основных предметов включает: живопись, рисунок, композицию, декоративно - прикладное искусство, историю искусства, учитывая и осуществляя межпредметные связи и синтез - связь с временными видами искусства. Главную роль в обучении и развитии художественных способностей детей играет композиция. Композиция - это творческая работа, где каждый ребёнок может самовыразиться. Она объединяет в себе и рисунок и живопись. На каждую композицию отводится больше часов, чем на другие темы.
Изучение дополнительного курса изобразительного искусства по данной программе даёт возможность учащимся достичь следующих результатов:
Личностных:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважительности к Отечеству чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народов России;
знание культуры своего народа; своего края; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества.
Метапредметных:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить для себя новые задачи; развивать мотивы своей познавательной деятельности; умение соотносить свою деятельность с планируемым результатом; умение организовать своё сотрудничество с учителем и сверстниками.
Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; русские истоки фольклора и народного ремесла;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и другие). Они освоят техники кистевой росписи по дереву, познакомятся с приёмами лепки народной игрушки и приёмами вышивки. Соприкасаясь с настоящими народными подлинниками, дети постигнут тайны ремесла старых мастеров, поймут- душу народных вещей.
Содержание программы
I- этап обучения - развивающий «Корни русского искусства»
Общие темы. Русское народное искусство - духовная культура нашего народа.
На первом этапе обучения идёт знакомство с прекрасным миром народной культуры и народного искусства, который несёт в себе многовековое представление о красоте. Соприкасаясь с русскими истоками фольклора и народного ремесла, дети смогут понять образ жизни и опыта, праздников и традиций, понять мировоззрения своего народа. Через занятия дети проникнут в глубь содержания вещей, связанные с единением Природы и Человека, с временами года и народным солнечным календарём, узнают о представлении древнего человека, а мире, о взаимоотношениях с природой и обществом. Они смогут понять, как языческие праздники перешли в христианские и дошли до наших дней, что смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными праздниками (Осенины, Рождества, Праздник Солнца, Русальная неделя). На занятиях дети через игру - сказку с мифологической птицей Сирии, смогут увидеть и попять теснейшую связь прошлого и настоящего, жизнь древнего и современного человека. Дети познакомятся с мифами, узнают мифологических героев (Берегиня, Перун, Сирии, и т.д.).
1 год обучения : «Основы изобразительной грамоты»
«Ритмы, цвет и символы в природе, в жизни и праздниках русского человека»
2 год обучения « Орнамент, ведущий в глубину веков».
3 год обучения « Секреты старого мастера».
Развитие духовного мира ребёнка проходит через народную культуру. На занятиях идет погружение в традиционное искусство Древней Руси, вживание в мир искусства. Большое Внимание в лом возрасте уделяется развитию души и эмоций через его отношение к прекрасному и безобразному, доброму излому. На занятиях используются различные техники работы: тушью, пером, 1уашью, пастелью, простым карандашом, ручкой, работа с глиной, пластилином и т.д., что помогает развивать ребёнку области руки: мелкую моторику. предплечье. На каждую работу затрачивается от 1 до 5 часов. Краткосрочные работы выполняются, чтобы не утратить первоначальное эмоциональное настроение ребенка, поэтому многие работы носить этюдный характер.
2 этап- основной общеразвивающий .«Истоки родной сибирской земли» (возраст 14-17 лет. Этап «Истоки родной сибирской земли» основан на познании и изучении культуры, быта и искусства родного края, «Малой Родины» каждого ребенка. Каждый человек, должен знать свои корни, где он родился, вырос, какое значение для него имеет Родина в малом и большом смысле этого слова.
Декоративно-прикладное искусство Сибири занимает особое место в национальной культуре нашей страны.
На занятиях дети среднего школьного возраста соприкоснуться со старинными традициями и ремеслами, Красноярского края, поймут их красоту и полюбят их, узнают национальные праздники Севера и Юга своего края. Второй этап обучения большое внимание уделяет живописи и рисунку с натуры. Ребята выполняют много набросков, зарисовок, этюдов в студии, с натуры. Сибирь - красивая богатая и суровая земля. Удивительно большая территория с могучими реками, необъятными просторами, богатствами, «непроходимой тайгой». Этот этап обучения - подготовительный к профессиональному мастерству и дальнейшему обучению в художественных заведениях городов края.
Учебно- тематический план
1 этап обучения- развивающий «Корни русского искусства» Тема 1года обучения «Основы изобразительной грамоты» 108ч
№ п/п
Тема занятий
Количество часов 108
Теория
Практика
часы
Контроль
УУД
1
Изобразительные средства
Знание о разнообразии бумаги и красок ,кистей.
Упражнения,
работа цветом и тоном
7
выставка
Умение вести диалог, развитие эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру искусства
2
С чего начинаем рисовать?
Правила работы над рисунком 3ч
Кратковременные наброски,зарисовки 11ч
14
Дист.конкурс
Умение вести диалог
3
Цвет в жизни и в искусстве человека
Палитра художника осенью
Знание о разнообразии цветовых отношений
Выполнение зарисовок природы
Времена года.
16
Дист.конкурс
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе
4
Дерево как символ жизни
Изучение основ рисования деревьев, веток, плодов, грибов
Упражнения, рисование с натуры плодов.
4
тест
участвовать в творческом, созидательном процессе Участвовать в диалоге
5
Объекты природы в декоративно-прикладном искусстве русского народа
Изучение значения древней символики
Народные росписи
Мезень, Сев.Двина,
орнаменты народов Севера
6
Дист.конкурс
в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм
6
Изучение
Народных промыслов
Цветы и листья на предметах декоративного искусства
Изучение элементов кистевой росписи различных народных промыслов
Русские узоры.Хохлома
4
беседа
осваивать новые виды деятельности,
7
Городец.Гжель Сказочные птицы.
Солярное значение образа
Рисование сказочной птицы
Птицы Городца и Гжели.Сказочный конь Городца.
Сочинение сказки-приключение сказочной птицы.Эскиз сказки.
7
Представление работ
Ответственное Отношение к животным.
8
Символика русского геометрического орнамента. Красота и динамичность узоров народов Сибири
Правила составления орнамента
Виды геометрических орнаментов-выполнение образцов
Изучение узоров народов Сибири, доклады, сообщения.
6
выставка
Участвовать в творческом, созидательном процессе
9
Настроение и состояние в пейзаже
Выполнение зарисовок природы в различное время суток
2
Дист.конкурс
Участвовать в творческом, созидательном процессе
11
Образ заснеженной зимы
Особенности северной природы Особенности Передачи цветом времён года,
Празднование весны, весенние запевки, народные гуляния, встреча весны
Рисование снежинки, узоров на окне
Масленица.
9
выставка
Осваивать новые виды деятельности.
12
Образ нежной весны. Пробуждение северной природы
Особенности передачи цветом времён года
Весна
Изучение народных традиций.
Сочинение,
стихи о весне.
6
беседа
ответственного отношения к сохранению окружающей среды
13
Очарование лета
Рисуем лето
6
выставка
понимание значения искусства в жизни человека и общества
14
Линия, ритм, тон в природе.
Особенности линий и тона в графике
Зарисовки природы
7
беседа
ставит цель предстоящей творческой работы
15
Линия, форма в графике.
Особенности передачи формы
Изображение животных
9
выставка
Развивает
мотивы своей познавательной деятельности
16
Цвет, форма, характер в изображении добрых и близких животных
Передача характера Животных
Изображение животных
6
викторина
строить небольшие монологические высказывания
17
Цвет, ритм, характер трав и цветов
Умение передачи движения в природе
Рисование цветов
2
Дист.конкурс
зачет
формулировать собственные мысли
18
Симметрия, ритм, гармония и совершенство живой природы
Изучение симметрии и ритма
Зарисовки пейзажей
6
Выставка
высказывать и обосновывать свою точку зрения
2 год обучения Тема года «Орнамент, ведущий в глубину веков» 72 ч
Теория
Практика
часы
Контроль
№
Тема
Виды занятий
Общее количест
во часов
теория
практика
УУД
1
Ритмы и красота в орнаменте Зодчество Русского Севера
графика
8
Ритмы и красота в орнаменте
.Ритмы в зодчестве Русского Севера
4ч
Русский Север. Деревянное кружево
Красота деревянной архитектуры Севера 4ч
ставит цель предстоящей творческой работы,
2
Интерьер и убранство русской избы. Древние предметы народного быта
композиция
10
Искусство дизайна и русская изба 2ч
Интерьер избы 2
Убранство избы 2
Предметы народного быта 4ч
обдумывает замысел
Тайна узора каргопольской игрушки
лепка
6
Истоки промысла 2ч
Эскизы и лепка игрушки 4ч
Круги солнца и радости дымковской игрушки
Роспись изделий
14
Круги солнца и радости дымковской игрушки 2ч
Узоры на каргопольской и дымковской игрушки 2ч
Роспись дымковской игрушки 10ч
Осознание российской гражданской идентичности
Радуга на игрушках Филимонова
живопись
4
Традиции Филимонова 2ч
Рисование игрушки
Филимонова 2ч
Усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества.
Традиционная деревянная игрушка и ее орнамент
живопись
10
Традиционная деревянная игрушка 2ч
Зарисовки игрушки
Русская матрёшка-2ч.Семёновская матрёшка. 2ч.Эскизы росписи и роспись деревянной игрушки 4ч
знание культуры своего народа; своего края
Традиционные народные промыслы
живопись
24
Знакомство с 2ч
Русское ткачество, вышивка, бисероплетение, лоскутная техника в народном творчестве 22ч
Осмысливает прошлое и настоящее народов России
Русский народный костюм
живопись
10
Костюмы разных территорий страны 2ч
Рисование женского костюма
Архангельской. Рязанской. Орловской губерний.
Праздничный костюм 8ч
Воспитание патриотизма
Русские обряды
24
Русские обряды 2ч
22ч
Русские праздники. Масленица. Праздник Пасхи. Роспись яиц,
Воспитание любви и уважительности к Отечеству чувства гордости за свою Родину
Крестьянский дом
композиция
20
Форма и декор .
Традиции деревянного зодчества Приёмы выполнения орнамента северного зодчества.6ч
Архитектура крестьянского дома. Деревянная резьба.Виды орнаментов.Выполнение эскизов оформления окон,ставен,наличников.Архитектура г.Енисейска.Архитектура нашего села.
Знание особенности уникального крестьянского искусства
Русские праздники
Выставка работ
8ч
Русские праздники 2ч
Эскизы композиций Троица, Иван –Купала 6ч
Знать русские истоки фольклора и народного ремесла
итого :72 ч
3год обучения. 3ч – 2 занятия по1ч и 2ч. или 3 занятия по 1 ч. 180ч
№ п/п
Тема занятий
Количество часов 180ч
УУД
Теория
Практика
часы
Контроль
1
Цвет в жизни и в искусстве человека
Цвет в жизни и в искусстве1ч
Выполнение зарисовок природы
Времена года.Лето. Осень. Начало зимы. 4ч
5
Умение вести диалог, развитие эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру искусства
2
Солярные и огненные знаки в декоративно-прикладном искусстве русского народа
Солярные и огненные знаки в декоративно-прикладном искусстве.1ч
Рисование декоративных предметов: ваз, кувшинов, ковриков.,
узоры для вышивки. Натюрморт из декоративных предметов искусства.7ч
8
Знать русские истоки фольклора и народного ремесла
3
Секреты старого мастера.
Орнамент глиняной и деревянной игрушки.Тайна Каргополя.Традиционная и деревянная игрушка .Богородское. 3ч
Рисование и лепка дымковской игрушки. Сказочные кони Дымково.Традиции изготовления игрушки Полхова –Майдана.
Зарисовки игрушек.
Полхов Майдан
6ч
9
4
Русские народные праздники. Праздник Светлого Рождества -самый сказочный и таинственный праздник
Изучение традиционных праздников страны.
«Новый год». «Праздник светлого Рождества» .Народные и религиозные праздники.
Русские народные обряды. 6ч
Праздник урожая-образ осени.Образ зимы- Праздник «Покров»
Зарисовки зимнего неба,леса. Композиция «Зима».
«Колядки» , «Крещение», «Святочная неделя», «Зимние посиделки»26.
32
Осознание российской гражданской идентичности
5
Древние магические обряды
Древние магические обряды. Ряженые и гадания. Русские народные традиции.
Символика русского орнамента 8ч
Праздник «Масленница».
Народные гуляния на Масленицу.. Весенние заклички. Приветствия солнца. Эскиз куклы Масленица Геометрический орнамент.4ч
25
Усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества.
6
Русская народная вышивка
Истоки русской вышивки.2ч
Русская вышивка
Эскизы русской вышивки.
Вышивки крестом.
Вологодское кружево.
Эскизы узоров для кружева.8ч
22
знание культуры своего народа; своего края
7
Павлово-Посадский платок.
Истоки промысла.
Традиции изготовления.1ч
Эскизы платков
Композиции: «Цветы», «Лето», «Зима», «Осень»,
20ч
21
Осмысливает прошлое и настоящее народов России
8
Декоративное искусство.
Плетение.
Работа с соломкой
Работа с берестой.6ч
Изготовление композиции из бересты.5
Плетение 6
17ч
Воспитание патриотизма
9
Крестьянский дом
Форма и декор .
Традиции деревянного зодчества Приёмы выполнения орнамента северного зодчества.10ч
Архитектура крестьянского дома. Деревянная резьба. Виды орнаментов. Выполнение эскизов оформления окон, архитектура г.Енисейска. Архитектура нашего села. 20ч
30
Воспитание любви и уважительности к Отечеству чувства гордости за свою Родину
10
Узоры Гжели
Истоки промысла
Элементы Гжельской росписи Эскизы росписи
5
Знание особенности уникального крестьянского искусства
11
Узоры Жостова
Истоки промысла
Эскизы росписи
5
«Истоки родной сибирской земли» (возраст 14-17 лет). 4год обучения. 3 ч – 2 занятия по 1ч и 2 ч
Тема года «Ритмы, цвет и символы в природе, в жизни и праздниках.»
Тема
Виды занятий
Общее
количество часов
теория
практика
Введение
1
Деревянное зодчество старых мастеров
15
Деревянное зодчество старых мастеров.
Форма, конструкция ,декор. Стили в архитектуре.4ч
Создание образа храма 6ч Орнаменты Севера.Традиции в архитектуре Севера Искусство дизайна помещений.
Предметы народного быта в интерьере.
Зарисовки фрагментов избы 11ч
Символы и знаки дерева. Древо жизни в декоративно-прикладном творчестве
живопись декоративно-прикладное творчество
10
Значение древней символики
Дерево в декоративном творчестве 4ч.
Народные росписи
Мезень, Сев.Двина
Символы и знаки дерева 6ч
Птицы - символ добра и счастья
живопись декоративно-прикладной творчество
10
Птицы - символ добра и счастья
Солярное значение образа 4ч
Рисование сказочной птицы
Птицы Городца и Гжели.Хохломы 6ч
Символика русского геометрического орнамента
декоративно-прикладное творчество
10
Правила составления орнамента 4ч
Виды геометрических орнаментов-выполнение образцов 6ч
Раздел: «Ритмы и образы времен года»
Эмоциональное состояние цвета. Настроение и состояние в пейзаже
живопись
10
Эмоциональное состояние цвета. Передача цветом состояния и настроения природы 4ч
Композиция «Лес», «Река»6ч
Образ осени и палитра осенних листьев
Образ заснеженной зимы
живопись
20
Образ осени и палитра осенних листьев
Особенности передачи цветом времён года Праздники осени и зимы.Русские традиции 6ч
Рисование на тему:Рождество,
Сказочные праздники, Святки,, Гадания, Масленица, Встреча весны, Чудо-Масленица 14ч
Русский Север
живопись
10
Русский Север
Традиции Севера. Народные промыслы
Форма, конструкция, декор, ритмы в зодчестве и в орнаменте 5ч
Красота Севера. Орнаменты народов Севера. Кижи. Деревянное зодчество. Ритмы орнаментов. Интерьер и убранство северной избы. Мебель северной избы 15ч
Обряды народов Севера
6ч
Обряды народов севера. Песни и поэзия Праздники солнцестояния и Пасхи 6ч
-
Народное декоративно –прикладное искусство
15
Народное декоративно –прикладное искусство Предметы декоративно-прикладного искусства 4ч
Натюрморт из предметов декоративно-прикладного искусства. 1ч
Рисование на тему «Современные и народные праздники»
графика
7
«Современные праздники»
Современные традиции.
Древность и традиции 1ч
«День Победы»,»Весенние запевки».Праздники «Стретенье весны». «Пасхи».Вербного воскресенья «Троица»
тестирование
6ч
Итого
108ч
5 год обучения 2 занятия по1 час72ч
Тема
Виды занятий
Общее количест
во часов
теория
практика
1
Вводное занятие
1
2
Натюрморт
Рисование с натуры
4
Жанр натюрморт
Цветы. Яблоки. 4ч
3
Красота родной природы
Живопись
5ч
а 1ч
Пейзаж. Воздушная перспектива1ч
Зарисовки природы. Передача различных состояний природы
4ч
4
Графические зарисовки фигуры человека
15
Графические средства 4ч
Изучение пропорций человека
11ч
Наброски фигуры
Портрет
5
Сказки народов мира
27
Книжная графика Иллюстрирование детской книги. Правила иллюстрирования детской книги
7ч
Сказки Ш.Перро.1 Сказки народов мира«Золушка». «Садко»,«Финист - ясный сокол»
«Кощей бессмертный», «Снегурочка», сказы П.Бажова 20 ч
6
Рисование на тему
10
Правила работы над композицией1ч
Композиция «Космос»
9ч
7
Графика
10
Правила работы различными графическими средствами:тушь,перо,уголь
зимние пейзажи
6 год обучения Тема года: «Красота родного края» 2 занятия по 1 часу в неделю.72ч
Тема
Виды занятий
Общее количество часов
теория
практика
1
Вводное занятие
1
2
Графика
15
Виды плакатов
Карикатура
Шаржи 3ч
Плакат,
карикатура
Оформительские
Шрифты 12ч
3
Народное творчество
16
Виды резьбы по дереву 5ч
Глиняная игрушка в Росии. Полхов Майдан. Станковая
Скульптура. Творчество Мухиной,Шадра,Кконенкова, Вутетича
Лепка, роспись народной игрушки
Дымково,Полхов-Майдана
Игрушки-свистульки
11ч
4
Рисование на тему «Красота родного края»
20
Развитие пейзажа в Красноярском крае
Художники пейзажисты 4ч
Композиции «Восход солца», «Морозный день». «Сказочное утро» , «Вечер».16ч
5
Анималистический жанр
10
Художники -анималисты
Рисование животных
зарисовки животных 9ч
6
Сибирский натюрморт
10
Натюрморты красноярских художников 2ч
Натюрморты:
Дары природы.
Дары леса. Цветы и плоды. Весенние цветы.8ч
Ожидаемые результаты программы для каждого этапа обучения.
Обучающиеся1этапа должны знать:
отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
сведения о художественной форме, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень)
особенности композиции, композиционные проблемы и средства необходимые для передачи движения и покоя в рисунке;
простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, свето тени , цветовидения
общие художественные приёмы устного и изобразительного фольклора народов Сибири;
особенности традиций росписи в народных промыслах России;
К концу занятий дети должны уметь:
проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров;
рисовать с натуры, по памяти и по представлению предметы и натюрморты;
графическими и живописными средствами передавать строение, цвет и освещение предметов, их перспективные изменения;
изображать фигуру человека с натуры, по памяти, представлению, уметь сравнивать и исправлять ошибки;
использовать тон, цвет как средства выразительности;
самостоятельно выполнять эскизы различных композиций, используя свои наблюдения, знания, соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
Обучающиеся 2 этапа должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобрази- тельного искусства прошлого и настоящего; творчество народов севера, художников края, района;
особенности художественных средств различных видов и жанров искусства;
-различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью, тушью, масляными красками; особенности книжной графики, художников графиков;
-Уметь: анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет предметов, уметь сравнивать;
пользоваться перспективой, светотенью, композицией в процессе рисования с натуры и на темы;
передавать тоном и цветом объём и пространство, применять выразительные средства – эффекты освещения, композиции, штриховки;
определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов;
передавать в рисунках разное время года и дня, выражать свои впечатления от различных состояний природы;
при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи;
- уметь выбирать художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла различной тематики.
Обучающиеся 3 этапа обучения должны знать:
- отдельные произведения художников, скульпторов прошлого и настоящего, творчество выдающихся скульпторов всех времен и народов;
особенности художественных средств, и умение ими пользоваться ими при выполнении различных композиций;
особенности анатомического строения человека и животных (строение скелета, мышцы, характерные пластические движения);
виды скульптуры и используемые материалы;
особые выразительные свойства плаката и карикатуры;
правила оформления отдельных элементов книги; последовательность работы над иллюстрацией и художественные средства ее оформления;
Дети должны уметь:
выполнять различные графические работы с натуры;
создавать плакаты, используя основные требования к этому виду графики; полно использовать цвет, шрифты и декоративность;
выполнять карикатуры на школьные темы;выполнять скульптурные композиции из глины, теста, дерева; -использовать цвет как средство передачи настроения, переживания,знать основные стили и виды архитектуры, архитекторов России, их творения; основные архитектурные сооружения Красноярского края;основные элементы в каменных и деревянных сооружениях древности
(ХП-Х1Х в- в);
творчество художников-пейзажистов;
правила работы над линогравюрой, последовательность работы над монотипией;
работы современных художников-графиков; искусство своего края;
социальную функцию искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства, традиции русской реалистической художественной школы; теоретические основы изобразительного искусства.
Должны уметь:
различать храмовые сооружения различных народов;
самостоятельно выполнять творческие и учебные рисунки и художественные изделия с особой, образной выразительностью;
провести развернутый анализ идейного содержания и художественного достоинства произведений изобразительного искусства, соотнеся их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию.
Конечный результат и критерии успешности
Достижение результата данной программы является в первую очередь сформировавшее духовное и нравственное развитие воспитанников через теоретическое и практическое изучение национальной Мировой культуры.
Воспитанный тонкий мир чувства каждого ребенка: отзывчивость и красоту окружающего мира и искусства, на добро и зло. Проявляется сформировавшаяся культура чувств, взаимоотношений с окружающим миром, проявление гуманизма. Через искусство и целостное восприятие мира, а значит и формирование творческой личности.
Профессиональные критерии успешности для каждого студийца могут быть разные: для одного - продолжение обучения но профессии и определение своего назначения в жизни, дм другого - стать грамотным зрителем с высоким эстетическим вкусом. По окончанию курса обучения каждый воспитанник сможет освоить следующие профессиональные задачи по предметам: В композиции - передать выразительность сюжета, характер художественных образов, выбрать точку зрения, композиционный центр, зрительное равновесие картины. передать динамику и статику, пластику и выразительность всего сюжета, воздушную перспективу, найти ритм, пятно, цвет в композиции, профессиональное ведение работы от общего к частному, в рисунке - умение работать с натуры, передавать пропорциональные отношения, их соразмерность, конструктивное построение предметов. Передача объема, пространства, перспективы, детализации и фактуры предметов. В живописи - самостоятельная работа с натуры над кратковременными этюдами и продолжительными постановками. Умение передать тепло холодность, цветовую гамму, колорит, пространство, форму, лепку, фактуру) предметов, воздушную перспективу. В декоративно-прикладном искусстве - знакомство с традиционными ремеслами России и своего края, узнавание их но технике и стилю. Освоение кистевой росписи (Городца, Хохломы, Жостова, Гжели). Работа над русскими костюмами разных губерний, над национальными костюмами Севера и Юга своего края.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Итогом каждого года являются выставки. Другая форма результативности тестирование по пройденным темам и самостоятельная творческая работа по определенной теме, проведение различных конкурсов. В течение года студия принимает участие в выставках - конкурсах :районных, краевых, всероссийских. Критерием успешности являются и дипломы, грамоты, памятные подарки.
. У С Л О В И Я Р Е А Л И З А Ц И И П Р О Г Р А М М Ы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия проходят в специальном учебном кабинете, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.
Учебное оборудование – комплект мебели, приспособления и мольберты, материал для работы: краски, кисти, листы для эскизов, глина, тесто, прочее.
Для проведения занятий по программе используются наглядные средства:
Альбомы «Третьяковская галерея», «Творчество великих скульпторов»,
«Искусство эпохи Возрождения», «Русское искусство 18-19 вв», «Западное искусство», «Московский музей», «Киевский музей», «Эрмитаж», «Одесский музей», «Музей декоративно-прикладного искусства», и др.
Портреты русских художников.
Репродукции к работам художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веласкеса и других, русских художников.
Книги и наборы открыток «Пейзажная живопись второй половины Х1Хв»,
«Бытовой жанр в живописи 70-80 гг Х1Х в», «Время и жанры», «Английская живопись», «Школа изобразительного искусства - графика», «Малая история искусств» и многие другие.
Аудиамагнитофон, аудиазаписи классической музыки и русских народных
песен, сказок
Электронные средства, проектор,компьютер.
Электронные энциклопедии :
Кирилла и Мефодия.
Эрмитаж.
Мировая художественная культура.1, 2 части.
Западно-Европейское искусство.
Русское искусство.
Шедевры русского искусства.
С-Петербург.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наличие утвержденной программы.
Методические разработки по темам: «Русский костюм», «Русские узоры», «Народная игрушка», «Скульптура», «Архитектура», «Деревянное зодчество», «Линогравюра», «Графика» и другие.
Наглядные пособия:
Таблицы и презентации по темам:«Рисование натюрморта», «Цветоведение», «Рисование пейзажа», «Рисование фигуры человека», «Построение архитектурных сооружений и теней», другие. Образцы изделий: предметы декоративно-прикладного искусства -
Вологодское кружево, матрешки, туеса, изделия из соломки, инкрустированные и расписные шкатулки, Жостовские подносы, Дымковская игрушка, русские самовары, фарфоровые изделия – Гжель;
Муляжи фруктов и овощей, модели гипсовых фигур, капителей, растительных орнаментов.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
необходимый контингент обучающихся;
соответствующее требованиям расписание занятий;
работать по данной программе может педагог с художественным образованием , имеющий стаж работы с детьми не менее 10 лет
4. связь с общественностью
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 7Заголовок 915