Образовательная программа дополнительного образования детей Юный краевед
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Юный краевед»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 13-15 лет
Автор-составитель:
педагог дополнительногообразования
Исмакаева Эльмира МирзевнаПояснительная записка
Программа «Юный краевед» предназначена для проведения кружковых занятий по историческому краеведению. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет важную роль в нравственном, эстетическом и трудовом воспитании молодого поколения.
Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в кружке «Юный краевед», расширить знания по истории, культурным традициям родного края, изучить свою родословную.
Образовательная программа по структуре состоит из трёх частей, во все годы обучения одинаковых, но с разной детализацией проработки:
1 раздел предусматривает изучение истории и культуры родного края;
2 раздел знакомит с земляками, людьми, прославившими наш район, наше село;
3 раздел рассматривает вопросы семьи и родовых связей.
Новизна программы состоит в том, что познание родного края обучающимися происходит в большей мере путём активной практической деятельности под руководством педагога. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность осуществляется коллективом обучающихся с учётом индивидуальных наклонностей детей. Собранные ребятами материалы систематизируются и ложатся в основу краеведческих материалов для детей о нашем районе и родном селе.
Актуальность программы состоит в создании условий для воспитания поколения патриотов родной земли, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, педагогики сотрудничества.
Программа основана на принципах:
- научности – включение в содержание основных понятий; системность обучения и воспитания;
- практической направленности – реализуется за счёт введения в каждую часть практических занятий, экскурсий, творческих заданий;
- гуманизации – способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, края;
- системности и последовательности;
- сознательности и активности.
Цель программы: формирование чувства любви к родному краю путём познания своей родословной, судеб земляков, изучения истории и культуры района и родного села.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для изучения истории и культуры Бардымского района, своего родного села;
- способствовать формированию представлений о связи событий на территории родного края с событиями в стране в целом;
- содействовать приобретению знаний, умений и навыков поисково-собирательской и исследовательской работы, а также опыта работы с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.
Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, родителям, землякам;
- способствовать укреплению дружеских отношений в детском коллективе;
- воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям, предметам старины, историческим и культурным памятникам.
Развивающие:
- создать условия для расширения кругозора детей;
- создать условия для развития коммуникативных способностей;
- способствовать развитию речи в устной и письменной форме.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года обучения, воспитания и развития детей в возрасте от 13 до 15 лет.
Формы и режим занятий
Занятия в группах первого года обучения проводятся два раза в неделю по 2 часа (116 часов в год), в группах второго и третьего годов обучения – два раза в неделю по 2 часа (по 144 часов в год).
Формы проведения занятий:
- беседы
- встречи со старожилами, с ветеранами войны и труда;
- экскурсии в краеведческие музеи;
- учебно-исследовательские конференции;
- проектная и исследовательская деятельность;
- просмотр видео и слайд-фильмов;
- историко-краеведческие викторины и турниры.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся первого года обучения
будут знать:
- подробные сведения о Бардымском районе, о его истории, достопримечательностях, достижениях культуры;
- биографии выдающихся земляков, прославивших район;
- историю своих предков, семейных реликвий;
- традиции и обычаи жителей Бардымского района;
- творчество местных поэтов и писателей.
Уметь:
- составлять свою родословную;
- применять краеведческие знания на уроках;
- проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;
- собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
- работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.
В результате реализации программы второго года обучения
будут знать:
- сведения о «малой Родине», своем родном селе, о его истории и достопримечательностях;
- биографии выдающихся земляков - бичуринцев, прославивших край, страну;
- историю своих предков, семейных реликвий;
- традиции и обычаи татарского народа.
Уметь:
- составлять свою родословную;
- применять краеведческие знания на практике;
- проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по истории села, школы;
- собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном селе, его жителях;
- работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.
В результате реализации программы третьего года обучения
будут знать:
- историю и культуру района;
- произведения литературы о своей «малой Родине»;
- биографии выдающихся земляков, прославивших район;
- историю подвигов земляков-героев;
- традиции и обычаи жителей Бардымского района.
Уметь:
- применять краеведческие знания на практике;
- проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;
- собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
- работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями;
- оформлять стенды, альбомы по изучению краеведения;
- выполнять творческие работы;
- публично выступать перед аудиторией;
- публичные выступления на конференциях, конкурсах.
Система отслеживания и оценивания результатов
Результативность обучения оценивается по следующим критериям:
- стабильность посещения занятий;
- качественный уровень участия в коллективных поисковых, собирательских и исследовательских работах, а также выполнения индивидуальных заданий;
- динамика интереса обучающихся к родному краю (на основе итогов собеседования);
- готовность участия детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Формы подведения итогов реализации программы
- наблюдение;
- собеседование;
- отчёты об экскурсиях, результатах поисково-собирательской деятельности;
- защита рефератов;
- презентация творческих работ;
- конкурсы, мероприятия различного уровня.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п Наименование темы Количество часов
всего теория практика
1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. 2 2 -
2. Предмет краеведения. Источники краеведческой информации. 4 4 -
3. Родной край. История и культура края. 44 18 26
3.1. Родина большая и малая. Наш родной край на карте России. Герб района.
6 2 4
3.2. Общие сведения о районе. 8 4 4
3.3. Наш район в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Экскурсия в районный краеведческий музей. 12 4 8
3.4. Наш район сегодня: строительство, образование, медицина. 8 4 4
3.5. Памятники истории и достопримечательности района. 10 4 6
4. Земляки. Люди, прославившие наш родной край. 40 16 24
4.1. Краеведы Бардымского района. 6 2 4
4.2. Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. 10 4 6
4.3. Известные люди района. 18 6 12
4.4. Земляки-участники локальных конфликтов современной истории. 6 4 2
5. Семья. Родовые связи. 14 4 10
5.1. Генеалогия – наука о родовых связях. 6 2 4
5.2. Генеалогическое древо. 8 2 6
6. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. 10 2 8
7. Итоговое занятие. 2 - 2
Итого 116 46 70
Содержание изучаемого курса
1 год обучения
Тема №1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях, на экскурсиях.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.
Тема №2. Предмет краеведения.
Теория
Истоки краеведения. Краеведение в России в разные исторические периоды. Источники краеведческой информации: печатные издания, фото, видео- и аудиоматериалы, архивы, музеи, устные рассказы жителей. Обзор литературы краеведческого характера о Бардымском районе.
Просмотр литературы краеведческого характера.
Тема №3. Родной край. История и культура края.
Теория
Родина большая и малая. Наш родной край на карте России. Герб района. Расположение малой родины на карте России. Герб Бардымского района. Природные условия. Население.
Общие сведения о районе. История образования района. Район в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Жизнь района в наше время. Памятники истории и достопримечательности.
Практика
Работа с картой. Выполнение творческих заданий.
Тема №4. Земляки. Люди, прославившие наш родной край.
Теория
Краеведы Бардымского района. Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. Известные люди района. Земляки-участники локальных войн.
Практика
Составление альбомов, буклетов.
Тема №5. Семья. Родовые связи.
Теория
Генеалогия – наука о родовых связях.
Генеологическое древо. Принципы построения родового дерева. Сведения, необходимые для построения родового дерева.
Практика
Составление генеологического древа.
Тема № 6. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Теория
Подготовка и участие в тематических конкурсах, а также в мероприятиях разного уровня.
Практика
Выполнение творческих заданий, подготовка краеведческого материала.
Тема №7. Итоговое занятие.
Практика
Подведение итогов, мониторинг результатов освоения программы. Составление планов на лето.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
п/п Наименование темы Количество часов
всего теория практика
1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности 2 2 -
2. Краеведение – путь познания малой родины. Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето» 2 - 2
3. Родной край. История и культура края. 72 26 46
3.1. Моя малая Родина – мое село. 10 4 6
3.2. История моего села. 12 5 7
3.3. История школы. 10 4 6
3.4. Мое село в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Экскурсия в районный краеведческий музей. 10 4 6
3.5. Достопримечательности моего села. 6 2 4
3.6. Местные краеведы. 4 2 2
3.7. Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. 20 5 15
4. Земляки. Люди, прославившие наш родной край. 24 4 20
4.1. Известные люди моего села. 8 2 6
4.2. Земляки-участники локальных войн. 6 2 4
4.3. Встречи с земляками, прославившими наше село. 10 - 10
5. Семья. Родовые связи. 30 12 18
5.1. Календарь семейных памятных дат. 6 6 -
5.2. Родословная книга. 20 4 16
5.3. Семейные истории и семейные реликвии. 4 1 3
6. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. 10 2 8
7. Итоговое занятие. 4 2 2
Итого 144 48 96
Содержание изучаемого курса
2 год обучения
Тема №1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях, на экскурсиях.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.
Тема №2. Краеведение – путь познания малой родины.
Практика
Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето». Рассказы детей о том, что нового они узнали о родном крае.
Обсуждение плана занятий на учебный год.
Тема №3. Родной край. История и культура края.
Теория
Моя малая Родина – мое село. История села Бичурино. Село в годы Великой Отечественной войны 1941–45 годов. Памятные места нашего села. Изучение работ местных краеведов.
Практика
Подбор исследовательского материала, составление альбомов, презентаций.
Тема №4. Земляки. Люди, прославившие наш родной край.
Теория
Земляки-участники и герои Великой Отечественной войны. Жизнь наших земляков в годы ВОВ. Известные люди села Бичурино. Земляки-участники локальных войн.
Практика
Встречи с интересными людьми, чья судьба тесно связана с историей села. Оформление отчёта о встрече в выбранной форме (презентация, выставка фотографий или рисунков, написание сочинений и т. п.).
Тема №5. Семья. Родовые связи.
Календарь семейных памятных дат.
Теория
Понятие «календарь семейных памятных дат». Принципы построения и ведения. Родословная книга. Изучение семейных реликвий и семейных историй (по материалам выставки «История малой родины в фотографиях»). Изучение реликвий и историй семей обучающихся.
Практика
Выполнение творческих заданий, сочинений.
Тема №6. Участие в тематических конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Теория
Подготовка и участие в тематических конкурсах, а также в мероприятиях разного уровня.
Практика
Подготовка материалов к конкурсам.
Тема №7. Итоговое занятие.
Теория
Подведение итогов. Мониторинг результатов освоения программы.
Практика
Обсуждение планов по дальнейшим занятиям краеведением.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ Наименование темы
Количество часов
п/п всего теория практика
1. Техника безопасности, правила противопожарной безопасности 2 2 0
2. Краеведение – путь познания малой родины. Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето» 2 0 2
3. Родной край. История и культура края. 48 16 32
3.1. Литература о родном крае. 10 4 6
3.2. Традиции и обычаи моего края. 16 6 10
3.3. Книга Памяти Бардымского района. 14 4 10
3.4. Мое село, мой район через 10 лет. 8 2 6
4. Земляки. Люди, прославившие родной край. 64 20 44
4.1. Поэты и писатели – наши земляки. 14 6 8
4.2. Ими гордится наш район. 16 4 12
4.3. Трудовые подвиги наших земляков. 14
6 8
4.4. Оформление стендов, альбомов. 20 4 16
5. Семья. Родовые связи. 14 6 8
5.1. Семейные истории и семейные реликвии.
4 2 2
5.2. Творческая работа «Моя семья в истории страны». 10 4 6
6 Участие в конкурсах. 12 2 10
7 Итоговое занятие. 2 2 0
Итого 144 48 96
Содержание изучаемого курса
3 год обучения
Тема №1. Техника безопасности, правила дорожного движения.
Правила поведения на занятиях, на экскурсиях.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите.
Тема №2. Краеведение – путь познания малой родины.
Практика
Беседа по итогам летних каникул «Что нового я узнал о родном крае за лето». Рассказы детей о том, что нового они узнали о родном крае.
Обсуждение плана занятий на учебный год.
Тема №3. Родной край. История и культура края.
Теория
Литература о родном крае. Книги об истории и культуре Бардымского района. Знакомство с местными писателями и поэтами. Изучение традиций и обычаев татарского народа.
Практика
Составление проектов о будущем района.
Тема №4. Земляки. Люди, прославившие наш родной край.
Теория
Известные люди Бардымского района. Их трудовые подвиги. Оформление альбомов и стендов о знаменитых жителях района.
Практика
Встречи с интересными людьми, чья судьба тесно связана с историей нашего края. Оформление отчёта о встрече в выбранной форме (презентация, выставка фотографий или рисунков, написание сочинений и т. п.).
Тема №5. Семья. Родовые связи.
Теория
Изучение реликвий и историй семей обучающихся.
Теория
Творческая работа «Моя семья в истории страны». Создание творческой работы (презентации, выставки) на основе сведений, собранных обучающимися о своих семьях.
Тема №6. Участие в конкурсах.
Теория
Подготовка и участие в тематических конкурсах, а также в мероприятиях разного уровня.
Практика
Выполнение творческих заданий к конкурсам.
Тема №7. Итоговое занятие.
Теория
Подведение итогов. Мониторинг результатов освоения программы. Обсуждение планов по дальнейшим занятиям краеведением.
Методическое обеспечение образовательной программы
На занятиях используются компьютеры, мультимедийные установки, диктофоны, фотоаппараты, а также тематические подборки публикаций, архивные фотографии, видеофильмы.
Список литературы для педагога
1. Валиуллин Р.Ш. География Бардымского района. «Бардымская типография», Барда, 2002. 2. Валиуллин Р.Ш. Очерки по истории родного края. «Бардымская типография», Барда, 1998.3. Валиуллин Р.Ш., Кариева М.З. Барда. «Бардымская типография», 1994.4. Имашев М. Березы родного края. Барда, «Бардымская типография», 1995 г.5. Каримов Г. Яркие звезды. Барда, «Бардымская типография», 2005.
6. Казанцева О.А. Каталог археологических памятников Бардымского района Пермской области. Ижевск, «Ижевский полиграфический комбинат», 2004.7. Книга памяти. Пермская область. Бардымский район. АО «Звезда», 1993.8. Мусин В.М. Школа – моя судьба. Барда, «Бардымская типография», 2006.9. Родное прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению.Пермь, «Книжный мир», 2001.
10. Фатыхов А. Страна Гайна. Барда, «Бардымская типография», 2002.11. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в 19-20 вв., Екатеринбург, «Сократ», 2002.12. Черных А.В. Гайнинский край. Фотографии С.И.Руденко. Издательство «Маматов», 2008. 13. Черных А.В., Подюков И.А., Казанцева О.А. и другие. Бардымский район: от прошлого к настоящему. Издательство «Маматов», Санкт-Петербург, 2009.
14. Ягафарова А.Г., Аширов И.М. Ягафар. Редакция газеты «Рассвет», Барда, 2010. Список литературы для детей
1. Валиуллин Р.Ш. География Бардымского района. «Бардымская типография», Барда, 2002. 2. Валиуллин Р.Ш. Очерки по истории родного края. «Бардымская типография», Барда, 1998.3. Каримов Г. Яркие звезды. Барда, ОГУП «Бардымская типография», 2005.
4. Книга памяти. Пермская область. Бардымский район. АО «Звезда», 1993.5. Родное прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению.Пермь, «Книжный мир», 2001.
6. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в 19-20 вв., Екатеринбург, «Сократ», 2002.