«КАНОН» Программа дополнительного образования детей 11-15 лет (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ)


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района Волгограда
Утверждена методическим советом
Прот. № 1 от «8» сентября 2010 г.
Директор ________Т.В. Кошкарева

«КАНОН»
Программа дополнительного образования детей 11-15 лет
(ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ)
Срок реализации 2 года

Автор:
Шабунина Ирина Александровна педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Волгоград
2010
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………....….….… 3
2. Учебно-тематический план 2.1. Учебно-тематический план первого года обучения .................................................15
2.2. Учебно-тематический план второго года обучения .................................................17
3. Содержание программы ……………....................…..…18
3.1. Содержание программы первого года обучения ................................................18
3.2. Содержание программы второго года обучения ........................................... …28
3.3 Условия реализации программы …………….………….…….. 35
4. Литература ………………………….…....36
Пояснительная записка
Направленность программы студии изобразительного творчества «Канон» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, студийной, по времени реализации – двухгодичной.
При разработке данной программы учитывался обязательный минимум содержания основного общего образования и требования к уровню подготовки выпускников основной школы по изобразительному искусству. Данные компоненты расширены с учетом возрастных особенностей детей и степени их подготовленности, одаренности. Преподавание по данной программе основывается на традициях русской реалистической художественной школы, быта и природных условий нашего региона.
Новизна программы состоит в том, что процесс ее реализации предполагает параллельное проведение занятий по рисунку, живописи, лепке. Такая связь, выражающаяся в сквозных темах, создает предпосылки для более полного овладения основами изобразительной грамоты, творческой самореализации обучающихся. Впервые в деятельности объединений изобразительного творчества МОУ Центра Ворошиловского района в реализации программы участвуют три педагога по профилю, что создаёт условия для более полного погружения обучающихся в каждый из предметов. Занятия различными видами изобразительного искусства (рисунок, живопись, лепка) исключают однобокость в творческом развитии обучающихся, помогают приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, в век компьютерных технологий, по-прежнему не ослабевает любовь детей к изобразительному творчеству. Причина этого - в том могучем познавательном заряде, который реализуется через изобразительную деятельность и его естественное, благотворное влияние на всестороннее, гармоничное развитие личности. Учитывая требования к программам дополнительного образования на современном этапе развития российского общества, данная программа ориентирована не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие у них познавательных и созидательных способностей, приобретение ими опыта самостоятельной деятельности, формирование компетентности для реализации себя в сложном меняющемся мире.
Педагогическая целесообразность. Данная программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11-15 лет. Все дети любят рисовать, если в младшем школьном возрасте художественная деятельность самоценна, естественна и вызывает в основном положительные эмоции у ребенка, то в подростковом – оценивается уже качество работы, наглядность, оригинальность. С 11 лет спонтанность художественной деятельности сменяется осмысленным, рассудочным отношением к самому продукту труда, позднее обогащается аналитической и критической оценкой «продукта». В изобразительно-творческом процессе в этом возрасте обучающиеся обнаруживают стремление к более глубокому изучению натуры: её формы, цвета, фактуры. Подростковый возраст отличается ориентацией не только на качественное восприятие знаний, но и на активную их переработку. В 14 -15 лет происходит уже комплексное осмысливание и понимание художественной ценности творческого процесса. Программа дает возможность расширить работу с детьми 11-15 лет, уже получившими начальные практические навыки и теоретические знания по рисунку, живописи и лепке в кружках изобразительного искусства, а также подростки, не имеющие практической подготовки, но желающие развить свои творческие способности.
Цель программы: Создание условий для творческой самореализации личности, гармонично сочетающей в себе познавательные и созидательные способности.
Задачи:
научить основам изобразительной грамоты, сформировать практические навыки работы различными художественными материалами;
развить чувственно-эмоциональное восприятие и художественно-образное мышление обучающихся средствами разных видов изобразительного искусства в их взаимодействии;
развить умение ставить перед собой задачу и осуществлять её выполнение в процессе самостоятельной учебно-познавательной и творческой деятельности, участия в конкурсах, творческих семинарах, выставках;
воспитывать устойчивый интерес к профессиям художника, дизайнера, архитектора через знакомство с творческим наследием выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
развить у обучающихся художественную наблюдательность, стремление к постоянному поиску в жизни материала для творческого воплощения, применять полученные в студии знания и навыки в общественно-полезной работе и других сферах человеческой жизни и деятельности.
Отличительные особенности образовательной программы «Канон» заключаются в соблюдении преемственности в изобразительном творчестве обучающихся младшего возраста и подростков. В студию приходят дети 11-15 лет, уже получившими начальные практические навыки и теоретические знания по рисунку, живописи и лепке в кружках изобразительного искусства, а также подростки, не имеющие практической подготовки, но желающие развить свои творческие способности.
В основу занятий положена работа с натуры, а также работа на основе наблюдений, впечатлений об окружающей действительности.
В учебный курс рисунка входит рисование геометрических тел, растений и животных, предметов культурно-бытового назначения, интерьеров, объектов архитектуры.
При обучении объемному рисованию используется методы линейно-объемного, светотеневого и тонально-живописного рисунка. Соответственно осваиваются и различные техники рисунка: карандаш, уголь, соус, сангина и др.
Большое значение уделяется овладению перспективой. Творческое усвоение перспективы дает возможность правильно изображать предметы не только с натуры, но и по памяти, и представлению. Эти навыки особенно необходимы в работе над композицией. В программе обучения рисунку большое место отведено длительной работе над натюрмортом, гипсовой формой, живой моделью. Но вместе с тем обращается внимание на приобретение навыков наброска, быстрого воспроизведения натуры в живых подвижных формах (человека, животных, птиц и т.д.).
Раздел «Графическая композиция» знакомит учащегося со средствами графики, как самостоятельного и специфического вида искусства, со стилевыми её особенностями. Обучающиеся овладевают понятиями: композиционная уравновешенность изобразительной плоскости, симметрия, ритм, масштаб изображаемого, пропорции, характер формы и её выразительность, конструкция и функциональность, перспектива, статика и движение, условность, лаконизм, настроение. Программой предусмотрено знакомство со следующими техниками: тушь, перо, граттография, гравюра с аппликации на картоне.
В основу курса живописи входит развитие способности у обучающихся видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, обучающиеся должны научиться «лепить» форму цветом, овладеть техническими приемами живописи и основами цветоведения. Большое внимание уделяется творческому усвоению живописных техник, воспитанию профессиональной ответственности в отношении к художественным материалам. Учебные задания по живописи выполняются акварелью, гуашью, маслом. Основной формой обучения живописи является этюд с натуры с акцентом на цвет. Студийцы углубляют и расширяют свои знания о закономерностях света и цвета в живописи. В программе по живописи длительному натюрморту отводится ведущее место, но он не может решить весь сложный комплекс задач в этой области. Поэтому программа предусматривает работы на пленэре, изображение пейзажей, интерьеров и т. д. Особое внимание во время занятий живописью обращается на работу по памяти и по представлению, способствующую развитию активного восприятия цвета, состояния природы, гармоничного сочетания цветовых масс контрастов и т. д.
На занятиях по композиции обучающиеся знакомятся с основными средствами композиции (ритмом, симметрией, асимметрией, пропорциями и т.д.) и средствами выражения своих замыслов, приучаются самостоятельно выполнять композиционное задание на основе жизненных наблюдений. Композиция, развивая образное мышление, приучает обучающихся изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением обучающихся к изображаемому индивидуальными особенностями подростков. Работа над композицией включает в себя наброски с натуры и по памяти, сбор материала для композиции, сознательный выбор техники исполнения, наиболее отвечающей замыслу. На занятиях по декоративной композиции обучающиеся знакомятся с принципами стилизации, учатся преобразовывать природные формы в декоративные.
На занятиях лепкой с натуры особое внимание уделяется развитию у обучающихся умения анализировать конструктивно - объёмное содержание объекта. При работе с натуры выявляются пропорции, движение, характер, выразительность объекта, соблюдается целостность пластической формы. Делается упор на более реальную передачу движения, характера, пропорций, образного и психологического состояния объектов изображения. Параллельно лепке с натуры ведется и композиционная работа. Основные ее задачи на данном этапе - развивать у обучающихся способность создавать в работе взаимосвязь изображаемых объектов, отображать свой замысел сначала в карандашных эскизах, которые делаются по впечатлению и с натуры. Главное в таком рисунке - законы архитектоники, гармония отношений масс и их пластическое единство. Кроме того, занятия по композиции имеют целью развитие навыков кругового обзора, нахождения равновесия объектов, умения выбрать фактуру, органично соответствующую решению образных задач, соблюдения закономерности расположения фигур в композиции.
Программа не предусматривает выделения предмета «История изобразительного искусства» в отдельный блок. Данная тема органично вплетается в процесс обучения рисунку, живописи, лепки. В конце каждой учебной четверти проводятся семинары, на которых обучающиеся представляют самостоятельно выполненные рефераты на предложенные темы. Темы рефератов могут быть изменены или конкретизированы самими обучающимися. Приветствуется творческий подход к графическому оформлению работы (титульный лист, иллюстрации, компоновка текста и т.д.).
Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе от 11 до 15 лет по годам обучения:
• первый год обучения 11-14 лет;
• второй год обучения 12-15 лет.
В студию подростки приходят с различной степенью подготовленности, с различным уровнем умения и навыков. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно, и слабые не тормозили наиболее подготовленных, осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. В пределах группы организуются несколько подгрупп обучающихся с различным уровнем подготовки.
Срок реализации образовательной программы изостудии «Канон» - 2 года
Методы обучения и формы работы по данной программе разнообразны:
• индивидуальная работа с обучающимися над собственным рисунком или изделием;
• коллективная работа на одном листе или над объемной композицией, связанной общей темой;
• показ педагогом необходимых вариативных способов изображения тех или иных форм, техник;
• создание атмосферы творческого поиска для наиболее полного раскрытия того или иного художественного образа;
• просмотры, выставки, конкурсы учебных и творческих работ на уровне объединения, района, города, области.
Для активизации творческой инициативы, обогащения замысла, создания эмоциональной настроенности обучающихся перед практической работой привлекается наглядный материал (репродукции, учебные таблицы, книжные иллюстрации и т. д.). В целях активизации и увлеченности подростков занятия проводятся в форме конкурсов, посещения выставок, музеев, встречи с художниками.
В программе обучения 3 основных предмета: рисунок, живопись, лепка, каждый из которых включает в себя работу с натуры и по наблюдению, композицию. Основной принцип обучения - «от простого к сложному». Программные задания располагаются в методической последовательности, усложняясь по годам обучения. Постепенно в учебных задачах повышаются требования, предъявляемые к качеству исполнения работ. Таким образом, осуществляется систематическое накопление обучающимися профессиональных знаний и навыков, включающих и технические приёмы рисования, живописи, лепки. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Занятия строятся по плану:
объяснение задания,
поэтапное выполнение работы учащимися,
анализ и обсуждение работ детьми и педагогом.
Чтобы разнообразить форму подачи материала используются репродукции, слайды, диафильмы, хорошо иллюстрированные книги и альбомы по изобразительному искусству.
Серьезность штудии сочетается с дальнейшим развитием индивидуального творческого почерка. Для более полного усвоения программы обучающимся предлагаются домашние задания по рисунку и живописи, которые представляют собой кратковременные наброски, зарисовки, этюды.
Режим занятий
Рисунок - 1 раз в неделю (2 часа), всего 72 часа
Живопись - 1 раз в неделю (2 часа), всего 72 часа
Лепка - 1 раз в неделю (2 часа), всего 72 часа
Итого: 216 часов

Ожидаемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения обучающийся будет знать:
Рисунок
правила конструктивного и перспективного построения предметов, ограниченных плоскостями (куб, призма, интерьер);
принцип перспективного построения предметов округлой формы;
об основных средствах композиции: линии горизонта, точки зрения, светлотный контраст, композиционный центр и т.д.;
градации светотени на шаре, цилиндре, кубе, элементы воздушной перспективы;
о разных графических материалах, техниках и их значении в создании художественного образа художником – графиком;
основные требования к композиционному размещению предметов при рисовании с натуры.
Живопись
законы смешения цветов, тональные цветовые отношения;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
о конструктивном построении предметов средствами живописи;
о жанрах в изобразительном искусстве;
свойства материалов для живописи (акварельные, гуашевые, масляные краски), приемы работы.
Лепка
о свойствах материалов для лепки (глина, скульптурный пластилин);
особенности и приемы работы с глиной, пластилином, этапы лепки;
названия, назначение и правила работы инструментами и приспособлениями скульптора;
о видах скульптуры, творчестве известных скульпторов.
Обучающийся будет уметь:
Рисунок
компоновать рисунок;
передавать форму и пропорции геометрических фигур и бытовых предметов с их перспективными сокращениями, средствами линии и светотени, правильно размещать изображение предметов в пространстве;
пользоваться графическими средствами в тематическом рисунке;
применять сквозное построение рисунка в работе над натюрмортом для выявления характера формы и пропорций предметов сложной формы;
изображать фрагмент интерьера с простейшими предметами меблировки.
Живопись
использовать основные композиционные закономерности (контраст-нюанс, статика-динамика, ритм и т.п.) в сюжетных и декоративных композициях;
передавать фактуру предметов;
видеть цветовые отношения и передавать их в работе;
изображать свет, полутень, тень собственную и падающую;
различать цвета по цветовому тону, насыщенности, светлоте, по наличию в них теплого или холодного оттенка.
Лепка
наблюдать натуру с точки зрения задач скульптуры и передавать в своей работе, последовательно выполнять ее от целого к частям;
пользоваться рисунком для уяснения формы предмета и сбора материала к композиции;
анализировать конструктивно-объемное содержание объекта, принимать роль пластических осей в построении формы;
создавать рельеф, несложную 2-х фигурную композицию.
К концу второго года обучения обучающийся будет знать:
Рисунок
способы передачи на плоскости объема, пространства, материала;
основные закономерности построения головы и фигуры человека, их пропорции;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворения в художественный образ;
сведения об анатомическом строении человека.
Живопись
о роли тона в передаче формы и материальности предмета;
о светосиле цвета в воздушной среде, о рефлексах;
о процессе создания гармоничного цветового строя (колорита), реалистического живописного изображения;
о технике работы масляными красками.
Лепка
технологию обжига работ из глины;
технологию формовки лепных изделий в гипсе.
Обучающийся будет уметь:
Рисунок
применять правила линейной и воздушной перспективы изображений пейзажа;
выполнять зарисовки головы и фигуры человека;
наблюдать и передавать пропорции частей тела, его строение, движение при рисовании, фигуры человека;
применять полученные в студии умения и навыки в общественно - полезной работе (оформление школьных праздников, стенных газет и т.п.);
активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, дизайн);
выполнять итоговую работу в форме творческого проекта.
Живопись
определять колорит натюрморта;
передавать соотношения цветов предметов в натурной постановке, пейзаже, сочетая верность передачи цвета с достижения цветовой согласованности работы в целом;
задумывать тематическую работу, находить для нее выразительное композиционное решение, выполнять ее, пользуясь эскизом и собранным материалом;
свободно владеть пластическим языком цвета на основе изобразительной грамоты.
Лепка
выразительно передавать в скульптуре образы людей, их внутренний мир,
переживания;
выполнять формовку и отливку работ в гипсе;
строить пластическую композицию;
Способы проверки результатов освоения программы
Для оценки результативности учебных занятий применяются вводной, текущий, итоговый контроль. Для объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Для закрепления знаний обучающихся на занятиях рисунком, живописью, лепкой используются различные упражнения (живописные, графические, пластические). После каждого завершенного задания обязателен просмотр и обсуждение работ. Итоговый контроль проводится в форме выставок, творческих конкурсов работ обучающихся. Четыре раза в год проводится просмотр всех видов работ. Лучшие работы отбираются в методический фонд, который используется как наглядное пособие и дидактический материал. При оценке готовых работ учитываются следующие качества:
грамотность передачи пропорций, формы, явлений перспективы и освещения, движения при изображении животных и человека;
композиционное и общее цветовое решение работы (колористические достоинства);
техника исполнения работы;
завершенность работы.
Итогом выполнения программы студии «Канон» является самостоятельная работа в форме творческого проекта. Приложение № 15.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Разделы, темы Количество часов
Всего Теория Практ.
I. Вводное занятие 2 1 1
II. Рисунок 64 19 45
Аналитическое рисование отдельных предметов 14 4 10
Натюрморт. Длительные постановки 30 6 24
Натюрморты из 2 геометрических фигур 4 1 3
Натюрморты из 3 геометрических фигур 6 2 4
Натюрморт из двух предметов с драпировкой. 6 2 4
Натюрморт из бытовых предметов с драпировкой. 10 3 7
Натюрморт с чучелом птицы. 4 1 3
Пленэрные зарисовки 6 2 4
Рисунок интерьера 6 2 4
5.Графическая композиция 8 2 6
III. Живопись 64 16 48
Кратковременные этюды 10 3 7
Натюрморты, длительные постановки 26 8 18
Натюрморт с тыквой на драпировке, холодной по тону 6 2 4
Натюрморт с чайником на драпировке, теплой по тону. 8 2 6
Натюрморт с чучелом птицы. 6 2 4
Праздничный натюрморт. 6 2 4
Пленэрные этюды 6 2 4
Интерьер 6 2 4
Декоративная композиция 16 4 12
Декоративный натюрморт с ракушкой. 6 2 4
Декоративный натюрморт с экзотическими фруктами 6 2 4
Эскиз росписи посуды 4 1 3
IV. Лепка 64 15 49
Лепка с натуры и по образцу. 26 6 20
Барельеф 10 3 7
Объемная композиция 18 4 14
Декоративная работа 10 2 8
V.Просмотры работ, творческие конкурсы 12 3 9
VI. Экскурсии 8 8 -
VII.Заключительное занятие 2 2 -
Итого: 216 62 154
Учебно-тематический план
Второй год обучения
Разделы, темы Количество часов
Всего Теория Практ.
I. Вводное занятие 2 2 -
II. Рисунок 64 17 47
Рисунок гипсовых моделей фрагментов головы 12 3 9
Рисунок гипсовых моделей головы 12 3 9
Изображение человека 12 3 9
Рисунок интерьера 6 2 4
Изображение пейзажа и архитектуры 14 3 11
Графическая композиция 8 2 6
III. Живопись 64 17 47
Кратковременные этюды 6 2 4
Натюрморт. Длительные постановки. 20 4 16
Изображение пейзажа и архитектуры 10 3 7
Изображение человека 14 4 10
Декоративная композиция 14 4 10
IV. Лепка 64 16 48
Лепка с гипсовых моделей 16 4 12
Изображение человека 22 6 16
Декоративная работа 26 6 120
V. Просмотры работ, творческие конкурсы 12 3 9
VI. Экскурсии 8 8 -
VII. Заключительное занятие 2 2 -
Итого: 216 62 154

Содержание программы
Первый год обучения
I. Вводное занятие – 2 часа
Введение в образовательную программу. Показ работ выполненных выпускниками студии. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Правила внутреннего распорядка МОУ Центр. Выполнение графических и живописных упражнений с целью выявления степени подготовленности обучающихся. Занятие вводное. Инструкции по технике безопасности, свод правил, иллюстрации, образцы работ.
Рисунок. – 64 часа
1.Аналитическое рисование отдельных предметов – 14 часов
Тема. Рисунок шахматной доски. 2 часа.
Практическое знакомство с методом последовательного изображения квадрата, формирование понятий: осевые линии, центральная точка, симметрия (листа, предмета). Деление отрезка на две, четыре, восемь частей. Форма занятий: практическая работа, беседа. Материалы: бумага, графитный карандаш.
Тема. Рисунок плоского орнамента (круг в квадрате). 2 часа
Практическое знакомство с методом последовательного изображения круга. Отработка умений и навыков, полученных на предыдущем занятии. Занятие практическое. Материалы: бумага, карандаш
Тема. Рисунок куба (каркасного и гипсового). 2 часа.
Формирование умения строить на плоскости внутреннюю конструкцию объёмных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек. Сообщение сведений по наглядной перспективе (линия горизонта. точка схода, картинная плоскость, центральный луч зрения и т.д. Комбинированное занятие. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Рисунок цилиндра. 2 часа.
Изучение правил перспективного изображения предметов округлой формы. Последовательность изображения «от общего к частному», перспектива окружности.
Фронтальная работа со всей группой. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Построение предметов комбинированной формы. 2 часа
Передача Фомы и конструкции предметов комбинированной формы. Понятие о симметрии. Рубка форм при помощи преломления прямых линий. Градация светотени. Занятие – знакомство с новой темой. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Рисунок орнамента с гипсового образца «Звезда». 2 часа
Закрепление полученных знаний и навыков построения симметричной фигуры. Тоновая шкала. Занятие по систематизации и обобщению знаний. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Наброски птиц 2 часа
Размещение двух набросков на одном листе, передача пропорций, характерного движения, особенности строения птицы, фактуры оперения. Практическая работа. Материалы: бумага, уголь.
Натюрморт. Длительные постановки– 30 часов
Тема. Натюрморт из двух геометрических фигур.( шар, цилиндр). 4 часа
Формировать умение строить предметы в угловой перспективе, передавать пропорции, характер формы. Передача объема с помощью светотени. Комбинированное занятие. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Натюрморт из трех геометрических фигур. 6 часов
Линейно-конструктивное построение предметов с учётом перспективы, передачи объёма с помощью светотени. Практическое занятие. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Натюрморт из двух предметов с драпировкой. 6 часов.
Передача фактуры, материальности предметов. Закрепление полученных знаний, отработка навыков. Материалы: бумага, простой карандаш.
Тема. Натюрморт из бытовых предметов с драпировкой. 10 часов.
Использование драпировки для передачи характера постановки. Практическое занятие с использованием видеоматериалов и иллюстраций по формированию умения правильно изображать предметы в угловой перспективе, передавать форму, объём с помощью светотени. Материалы: бумага, простой карандаш.
Тема. Натюрморт с чучелом птицы. 4 часа.
Композиционное решение предметов в листе, линейно-конструктивное построение, светотеневое решение с учётом полученных знаний. Занятие-практикум. Материалы: бумага, простой карандаш.
Пленэрные зарисовки. 6 часов.
Тема. Перспектива улицы .2 часа
Закрепление знаний по перспективе и умений передавать глубину пространства в рисунке. Занятие по обобщению знаний. Материалы бумага, карандаш, уголь.
Тема. Рисунок парковой аллеи 4 часа.
Изучение пространства с малыми архитектурными формами, растительностью и людьми. Занятие по обобщению знаний
Материалы: бумага, уголь, сангина
Рисунок интерьера . 6 часов
Тема. Рисунок фрагмента интерьера с предметами меблировки. 6 часов.
Формирование умений применять правила построения предметов в угловой перспективе, выбирать точку зрения, применять метод визирования и натуральный масштаб при рисовании с натуры. Занятие по углублению знаний. Материалы: бумага, простой карандаш.
Графическая композиции. 8 часов.
Тема. Рисунок на восковой подкладке. 2 часа
Знакомство с творчеством художников-графиков Виды гравюры. Самостоятельный выбор темы, сюжета. Работа в технике граттографии.
Тема. Гравюра с аппликации на картоне. 2 часа
Знакомство с со средства графики ( выразительность силуэта, контраст светлого и тёмного, пятна и линии). Разработка эскиза, выполнение клише, печать.Материалы: бумага, картон, типографская краска.
Тема. Буква – образ. 2 часа.
Общие сведения о шрифтах. Понятие о гарнитуре шрифта. Работа над отдельным знаком
Материалы: бумага, тушь, перо.
Тема. Декоративный натюрморт. 2 час.
Формирование умения использовать в декоративном натюрморте средства композиции: акцент, ритм, пропорции, равновесие, контраст, целостность.
Материалы: бумага, черная и белая гуашь.
Живопись. 64 часа
1.Кратковременные этюды
Тема. Этюд осенних листьев. 2 часа
Знакомство с основами цветоведения, с основными и дополнительными цветами, теплыми и холодными цветами. Материалы: акварель
Тема. Этюд цветов в синей вазе. 2 часа.
Цветовая лепка объемных предметов различного материала с ясно выраженными цветными рефлексами. Материалы: акварель
Тема. Натюрморт с геометрическими телами (куб, шар)2 часа.
Формирование умения изображать цветом объем гипсовых геометрических тел. Материалы: акварель.
Тема. Этюд с комнатным растением. 2 часа.
Формировать умение прорабатывать форму, передавать детали. Понятие о тоне и светлоте. Материалы: акварель.
Тема. Этюд с фруктами и овощами. 2 часа.
Сформировать понятие о роли цветовых отношений. Выявление материальных свойств изображаемых предметов.
Материал: акварель.
Натюрморты. Длительные постановки .26 часов
Тема. Натюрморт с тыквой на драпировке, холодной по тону. 6 часов.
Сформировать умение находить композиционный центр. Закрепить знание о тепло-холодности в живописи, о рефлексах.
Материалы: акварель.
Тема. Натюрморт с чайником на драпировке, теплой по тону. 8 часов.
Сформировать понятие о колорите как общем цветовом строе картины.
Материалы: акварель.
Тема. Натюрморт с чучелом птицы. 6 часов
Сформировать наблюдательность в оценке и выявлении главного, без детальной проработки, передача фактуры оперения птицы.
Материалы: акварель.
Тема. Праздничный натюрморт. 6 часа.
Выработать умение увидеть и передать наиболее характерное в колористическом строе натюрморта в целом.
Материалы: акварель.
Пленэрные этюды. 6 часов

Тема. Перспектива аллеи парка. 2 часа.
Формировать умение строить пространство, передавать плановость, глубину изображения.
Материалы: акварель.
Тема. Перспектива улицы. 2 часа.
Композиция пейзажа. Равновесие масс, составляющих пейзаж. Ритмичное чередование темных и светлых силуэтов различных объектов.
Материалы: акварель, гуашь.
Тема. Городской пейзаж. 2 часа.
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях.
Подчинение общего цветового строя пейзажа, его колорита, состояния освещения.
Материалы: акварель, гуашь.
Интерьер. 6 часов.
Тема. Фрагмент интерьера выставочного зала. 6 часов
Формировать умения передавать глубину пространства, объём предметов обстановки, освещенность, цвет.
Материалы: акварель, гуашь.
Декоративная композиция. 16 часов
Тема. Декоративный натюрморт с ракушкой. 6 часов.
Цели и задачи: Развитие фантазии и воображения, решение декоративных задач: яркость цвета, ритмика пятен, выявление композиционного центра.
Материал: гуашь.
Тема. Декоративный натюрморт с экзотическими фруктами. 6 часов.
Цели и задачи: Решение декоративных задач: яркость цвета, контраст.
Материал: гуашь.
Тема. Эскиз росписи посуды. 4 часа.
Цели и задачи: Формирование понятия о стилизации как о преобразовании природных форм в декоративные. Выполнение эскиза росписи керамической посуды.
Материал: гуашь.
IV Лепка. 64 часа.
Лепка с натуры и по образцу. 26часов .

Тема. Лепка геометрических фигур ( куб. шар. пирамида) 6 часов.
Формирование умения соблюдать последовательность в работе, принцип от общего к частному.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка отдельных овощей и фруктов .4 часа.
Формировать умение формы и пропорции овощей и фруктов, работать «на глаз» не прибегая к измерениям в процессе лепки.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка группы из овощей и фруктов. 4 часа.
Формировать умение передавать расположение предметов и их частей в пространстве.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема Лепка птицы. 4 часа.
Формировать умение передавать средствами лепки характерных черт натуры. фактуры оперения птицы.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка крынки. 2 часа
Формировать умения передавать форму круглого предмета .
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка животных. 6 часов.
Цели и задачи. Формировать умение передавать форму, пропорции, фактуру меха животного, работать над деталями.
Материал: скульптурный пластилин.
Барельеф. 10 часов
Тема. Барельеф «Осенние листья». 2 часа.
Формировать умение работать на плоскости, выбирать фактуру, органично соответствующую решению образных задач.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка простейшего орнамента с гипсовой модели. 2 часа.
Формировать умение правильно передавать пропорции, соблюдать последовательность в работе.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Барельеф с изображением архитектурного сооружения. 2 часа.
Формировать умение создавать в работе взаимосвязь изображаемых объектов, использовать в работе предварительные эскизы.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Барельеф с изображением животного в движении. 4 часа.
Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях, передача пропорций, движения.
Материал: скульптурный пластилин.
Объёмная композиция. 18 часов.
Тема. Лепка натюрморта в объёме. 4 часа.
Развивать навыки кругового обзора, нахождения равновесия объектов. умение выбрать фактуру, органично соответствующую решению образных задач.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Композиция из двух фигур ( человек и животное) 4 часа.
Формировать умение соблюдать закономерности расположения фигур в композиции.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Композиция на тему литературного произведения.6 часов.
Формировать умение самостоятельно выбирать тему, сюжет, создавать эскиз, работать по эскизу.
Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка фигуры человека. «Балерина». 4 часа.
Формировать умение правильно передавать пропорции движения, характер, выразительность фигуры, соблюдать целостность пластической формы.
Материал: скульптурный пластилин.
Декоративные работы. 10 часов.
Тема. Лепка декоративного подсвечника. 2 часа.
Формировать умения задумывать форму изделия в зависимости от его назначения, использовать каркас при работе с пластикой.
Материал: пластика.
Тема. Лепка символа года. 2 часа.
Формирование воображение фантазии при создании декоративного образа.
Материал: пластика.
Тема. Медаль «Изостудия »Канон». 4 часа.
Формировать умение отображать свой замысел в работе над медалью.
Лаконизм изображения. Сочетание изображения и текста. Отливка работ из гипса.
Материал: скульптурный пластилин, гипс.
Тема. Медаль «День Победы». 2 часа.
Формировать умение передать атмосферу праздника величия Победы средствами лепки.
Материал: скульптурный пластилин.
Второй год обучения
I. Вводное занятие. 2 часа.
Введение в образовательную программу. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Правила внутреннего распорядка МОУ Центр. Просмотр и обсуждение летних работ. Занятие теоретическое. Материалы: инструкции по технике безопасности, свод правил, иллюстрации, образцы работ.
Рисунок. 64 часа.
1. Рисунок гипсовых моделей . (Нос, глаза, ухо). 12 часов
Тема. Рисунок гипсовой модели уха. 4 часа.
Изучение средствами рисунка анатомической формы уха. Материалы: бумага, карандаш
Тема. Рисунок гипсовой модели носа. 4 часа.
Формирование умения смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы (призма). Материалы: бумага, карандаш.
Тема Рисунок гипсовой модели глаз. 4 часа.
Изучение средствами рисунка анатомической формы глаза. Материалы: бумага, карандаш.
2. Рисунок гипсовых моделей головы 12 часов
Тема. Рисунок черепа в 3-х положениях. 4 часа.
Практическое изучение средствами рисунка анатомии головы человека. Материалы:
Бумага, простой карандаш.
Тема. Рисунок гипсовой головы без проработки деталей. 4 часа.
Знакомство с объемно-пространственной структурой формы головы человека. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Рисунок гипсовой головы с проработкой деталей. 4 часа.
Формирование умения изучать, анализировать форму головы человека и передавать в рисунке ее конструкцию, движения, объём с помощью линейно-конструктивного построения и светотени. Материалы: бумага, карандаш.
3. Изображение человека 12 часов
Тема. Рисунок головы с живой натуры. 4 часа.
Формирование умения передавать в рисунке индивидуальный характер и выразительность конкретного человеческого лица, то есть создавать образ человека. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Зарисовки кисти руки и стопы в различных положениях. 4 часа.
Изучение средствами рисунка анатомического строения рук, стопы человека, передача пропорций, объема с помощью линейно-конструктивного построения и светотени. Материалы: бумага, карандаш.
Тема. Наброски головы и фигуры человека в разных ракурсах. 4 часа.
Формирование умения быстро и верно схватывать и передавать в наброске пропорции, характер формы и движения головы, фигуры человека. Материалы: уголь, сангина, мел.
4. Рисунок интерьера. 6 часов.

Тема. Фрагмент интерьера жилой комнаты . 2 часа
Закрепление умений применять правила построения предметов в угловой перспективе. Материалы: бумага, карандаш, соус.
Тема. Фрагмент интерьера с лестницей. 4 часа
Развитие умений и навыков передавать в рисунке красоту, функции и масштаб интерьера архитектурного сооружения с учетом особенностей зрительного восприятия. Материалы: бумага, карандаш, соус.
5. Изображение пейзажа и архитектуры. 14 часов.
Тема. Пленэрные зарисовки. 6 часов. Формирование умений изображать пространство с малыми архитектурными формами, растительностью, людьми. Материалы: бумага, карандаш, уголь.
Тема. Зарисовки архитектурных сооружений. 8 часов.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Материалы: бумага, карандаш, уголь.
6.Графическая композиция. 8 часов.
Тема. Шрифтовой плакат. 4 часа.
Знакомство с искусством плаката. Композиция шрифтового плаката. Понятие о гарнитуре шрифта. Материалы: бумага, гуашь.
Тема. Эскиз пригласительного билета. 4 часа.
Самостоятельный выбор темы, закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии.
Материалы: бумага, гуашь.
Живопись. 64 часа.
Кратковременные этюды. 6 часов.

Тема. Этюд розы на драпировке холодной по тону . 2 часа.
Выявление цветовых градаций светотени, световые контрасты, границы формы, соотношения теплых и холодных цветов. Материалы: бумага, акварель.
Тема. Этюд с арбузом. 2 часа. Развитие способностей видеть цветовые отношения во всем многообразии и богатстве красок. Материалы: бумага, акварель.
Тема. Этюд с овощами. 2 часа.
Формирование умения находить колористическое решение натюрморта, передавать объем, фактуру и материальность предметов цветом. Материалы: бумага, акварель.
Натюрморты. Длительные постановки. 20 часов.
Тема. Натюрморт с самоваром. 10 часов
Развитие умения находить верное колористическое решение тональных отношений и пространственное положение элементов натюрморта.
Материалы: Бумага, акварель, гуашь.
Тема. Натюрморт со старинными предметами. 4 часа.
Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Материалы: Бумага, акварель, гуашь.
Тема. Натюрморт с хризантемами. 6 часов.
Развитие умения передавать красоту природных форм, знакомство с техникой письма масляными красками. Материалы: картон, масло.
Изображение пейзажа и архитектуры. 10 часов.
Тема. Пленэрные этюды. 4 часа.
Развитие умения устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на различных планах, одновременно держа их в поле зрения. Материалы: Бумага, акварель, гуашь.

Тема. Композиция «Улицы Царицына». 6 часов.
Развитие умения использовать в работе собранные по теме материалы, планировать работу, выбирать сюжеты, технику исполнения, закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по рисунку и живописи. Материалы: акварель, гуашь.
3. Изображение человека. 14 часов.
Тема. Наброски фигуры человека в разных ракурсах. 2 часа.
Развитие умения передавать в быстром наброске общие впечатления от натуры, ее характерные особенности, движения. Материалы: бумага, акварель, кисть.
Тема. Этюд фигуры на фоне драпировок. 4 часа.
Закрепление знаний, полученных на занятиях по рисунку и живописи. Материалы: картон, масло.
Тема. Этюды головы человека в различных ракурсах. 4 часа.
Закрепление умения выполнять объемно-пространственное построение головы и ее частей, детальная проработка. Материалы: картон, масло.
Тема. Этюд головы человека с плечевым поясом. 4 часа.
Развитие умения работать над живописью головы с плечевым поясом цветовыми отношениями. Материалы: картон, масло.
4. Декоративная композиция. 14 часов
Тема. Эскиз росписи стеклянной посуды. 2 часа.
Развитие умения создавать орнаментальную композицию, используя зарисовки растений и цветов. Применение средств композиции над декоративным произведением. Материалы: бумага, гуашь.
Тема. Декоративный натюрморт. 8 часов.
Решение декоративных задач, яркость цвета, ритмика пятен, контраст. Материалы: бумага, гуашь.
Тема. Эскиз для батика. 4 часа.
Развитие фантазии и воображения, преображение растительных форм в декоративные.
Материалы: акварель, гуашь.
Лепка. 64 часа.
1.Лепка с гипсовых моделей 16 часов
Тема. Лепка с гипсовых моделей частей головы (нос, глаза, ухо). 12 часов.
Развитие умения цельно видеть натуру, передавать конструкцию, форму носа, глаз, уха средствами лепки. Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка с гипсовой модели головы человека. Обрубовка формы. 4 часа.
Развитие умения передавать в лепке форму, пропорции головы человека. Материал: скульптурный пластилин.
2.Изображение человека 22 часа.
Тема. Лепка головы человека с живой модели. 10часов
Развитие умения передавать с помощью пластических материалов общие впечатления от натуры, ее характерные особенности. Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Лепка стопы, кисти руки. 4 часа.
Развитие умения передавать в лепке конструкцию, форму кисти руки, стопы человека. Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Композиция на тему «Отдых». 4 часа.
Развитие умения передавать в скульптурной композиции смысловую связь между персонажами. Материал: скульптурный пластилин.
Тема. Композиция на тему «Спорт». 4 часа.
Развитие умения передавать в лепке движения, напряжения, чувства персонажей. Материал: скульптурный пластилин.
3.Декоративные работы. 26 часов.

Тема. Панно « Молодость Волгограда». 6 часов.
Развитие умения работать в группе. Материал: глина.

Тема. Лепка символа года. 4 часа.
Развитие фантазии и воображения, умения вести поиск материалов, выполнять работу по эскизу, соблюдая последовательность лепки декоративного изделия. Материал: пластика.
Тема. Декоративное панно «Цветы». 8 часов.
Развитие умения замыслить произведение, выбрать технику исполнения, выполнить, используя полученные на занятиях знания. Материал: глина.
Тема. Работа с твердыми материалами. 8 часов.
Формирование умения работать с твердым материалом (гипсом), применяя специальные приспособления, используя в творческой работе полученные на занятиях умения и знания.
Материал: гипс.
Y Просмотры работ, творческие конкурсы. 12 часов
YI Экскурсии. 8 часов
YI1 Заключительное занятие 2 часа
Подведение итогов обучения по программе. Защита творческих проектов.
Условия реализации программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие 2 специальных учебных кабинетов и их оборудования, в состав которого входят: мольберты, стулья, столы, столики для натурных постановок, шкафы для хранения рисунков и готовых изделий.
Материальные средства обучения:
Справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов «Юный художник»
Рисунки и изделия обучающихся прежних лет обучения, распределенные по годам обучения с указанием фамилий и имен авторов, года создания работы
Видеофильмы по изобразительному искусству и архитектуре
Учебно-наглядные пособия, плакаты, таблицы, иллюстративный материал
Инструкция по технике безопасности
Натурный фонд составляют: посуда, драпировки, предметы быта, гипсовые модели для рисования, наборы муляжей, овощей, фруктов, чучела птиц.
Материалы и инструменты для творчества;
Рисунок
Простые карандаши, резинка, тушь, перо, сангина, соус, уголь, бумага
Живопись
Акварельные, гуашевые, масляные краски, кисти беличьи и щетинные, бумага, грунтованный картон.
Лепка
Скульптурный пластилин, глина, гипс, стеки.
Литература
1. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – С.П. КАРО , 2004.
2. Алянский Ю.Л. Рассказы о русском музее – Л. Искусство ,1987.
3. Аллахвердова Е. Л. Батик, глина , дерево – М. Астрель ,2001.
4.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты – М. Просвещение ,1988.
5. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись – М. Высшая школа .1992. 6. Колышев Ю. Б. Методика довузовской подготовки по рисунку – Волгоград ,2004 . 7.Ломоносова М.Т. Графика и живопись- М. АСТ Астрель, 2003 8. Майорова Н. ,Скоков Г. История русской живописи – М. Белый город ,2006.
9. Под ред. Максимова О. Как писать масляными красками – М. АСТ Астрель ,2004. 10.Паранюшкин Р. В. Композиция – Р.- на- Д. Феникс , 2005.
11. Станьер П.,Розенберг Т. Практический курс рисования –Минск Попурри,2002.
12. Скребцова Т. О. Фантазии со стеклом Р.- на- Д. Феникс, 2006
13. Шитов Л.А. Живопись – М. Просвещение ,1995
14.Шуллер Г. Тоскана и Прованс. Акриловая живопись. Холсты на подрамниках.- М. АРТ Родник, 2007.