Программа кружка Непрерывная компьютерная грамотность 2-ой год обучения
Программа кружка«Непрерывная компьютерная грамотность» Программа рассчитана на учащихся 8-10 лет Срок реализации программы –3 года
Мерзлякова Татьяна Валерьевна, педагог дополнительного образования МОУ СОШ №4г. Ростова
Ростов 2011 - 2012
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.
В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.
Введение курса "Компьютерная азбука" в значительной мере восполняет этот пробел. Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.
Основная цель курса информатики - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.
При построении курса поставлены следующие задачи:
знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
формирование операционного стиля мышления;
умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
Учебно-тематический план – 2 год обучения(70часов – 2часа в неделю)
№
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Компьютер – инструмент практической деятельности (Графический редактор)
40ч
1.
Правила техники безопасности при работе на компьютере в кабинете информатики
1
2
Знакомство с графическим редактором.
1
3
Знакомство с графическим редактором.
1
4
Знакомство с элементами компьютерной графики.
1
5
Знакомство с элементами компьютерной графики.
1
6
Практическая деятельность учащихся. Пр. р. Игра «Раскраска».
1
7
Алгоритм. Составление алгоритмов. Схема алгоритма.
1
8
Алгоритмы с ветвлением. Цикл в алгоритме.
1
9
Практическая деятельность учащихся. «Составь алгоритм».
1
10
Знакомство с инструментами графического редактора.
1
11
Инструменты графического редактора.
1
12
Создание простейших рисунков. «Снеговик».
1
13
Создание и сохранение простейших рисунков.
1
14
Практическая деятельность учащихся. Игра «Освобождение Колобка»
1
15
Создание простейших геометрических узоров.
1
16
Создание и раскрашивание геометрических узоров.
1
17
Практическая деятельность учащихся.
1
18
Инструменты графического редактора. Самостоятельное использование.
1
19,20
Основные операции при рисовании.
2
21
Состав и действия объекта.
1
22
Общее название группы объектов. Редактирование рисунков.
1
23
Общие свойства объектов группы.
1
24
Особенные свойства объектов подгруппы. Игра «Нарисуй так же».
1
25
Единичное имя объекта.
1
26
Отличительные признаки объектов.
1
27
Использование компьютерных игр для развития логического мышления.
1
28,29
Создание рисунков на тему «Осень».
2
30
Раскрашивание рисунков на тему «Осень»
2
31
Редактирование и сохранение рисунков на тему «Осень».
32
Использование компьютерных игр для развития логического мышления.
1
33
Множество. Число элементов множества. Подмножество.
1
34
Элементы, не принадлежащие множеству. Перечисление множеств.
1
35
Итоговое занятие за 1 полугодие.
1
36
Пересечение и объединение множеств. Игра «Нарисуй так же»
1
37
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не».
1
38
Истинность высказывания со словами «и», «или».
1
39
Граф. Вершины и р бра графа.
1
40
Граф с направленными р брами.
1
Компьютер – инструмент практической деятельности(Текстовый редактор)
28
1
Мышь и клавиатура. Пр.р. Игра «Уборка комнаты».
1
2
Двойной клик мыши. Пр.р. «Движущиеся графические объекты».
1
3
Использование компьютерных игр для развития логического мышления.
1
4
Курсор, его назначение.
1
5
Клавиши управления курсором.
1
6
Практическая деятельность учащихся.
1
7
Знакомство с текстовым редактором Word. Строчные и прописные буквы. Прак. деят. учащихся.
1
8,9
Главное меню.
2
10
Создание новых документов. Игра «Ловкие ручки»
1
11
Создание новых документов. Пр.р. «Привязка клавиш к пальцам».
1
12
Создание новых документов. Пр. р. «Набор символов обеими руками»
1
13
Аналогия (На что похоже?).
1
14
Закономерность (По какому правилу?).
1
15
}°Аналогичная закономерность (Такое же или похожее правило).
1
16
Аналогичная закономерность
1
17
Практическая деятельность учащихся.
1
18
Создание текстовых документов по опорным словам.
1
19
Создание текстовых документов по готовому началу.
1
20
Создание текстовых документов. Описание игрушки.
1
21,22
Создание текстовых документов.
2
23
Создание текстовых документов. «Чему я научился (лась)!»
1
24
Редактирование и сохранение текстовых документов.
1
25
Редактирование и сохранение текстовых документов.
1
26
Использование компьютерных игр для развития логического мышления.
1
27
Редактирование и сохранение текстовых документов.
1
28
Редактирование и сохранение текстовых документов.
1
29
Использование компьютерных игр для развития логического мышления.
1
30
Итоговое занятие.
1
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
осознавать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
объединять предметы по общему признаку;
различать целое и части;
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
создавать свои источники информации информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
использовать информацию для принятия решений;
использовать информацию для построения умозаключений;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
производить поиск по заданному условию;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки по информатике на этапе пропедевтического обучения
В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
выяснить роль и место информации в жизни общества и человека
получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список, неупорядоченное множество);
осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;
получить представление о моделировании и целях моделирования;
узнать основные понятия, относящиеся к сбору (получению), представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации (объект, знак, модель, носитель информации, источник информации, канал связи, приемник информации, алгоритм, исполнитель);
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
научиться осуществлять преобразование информации из одной формы представления в другую (рисунок в текст, текст в таблицу, в схему и т. д.);
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы должен:
называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
приводить примеры количественной и качественной информации;
определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
знать правила поведения в компьютерном классе;
уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
иметь элементарные навыки работы на компьютере.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15