Программа внеурочной деятельности Компьютерная грамотность

г. Морозовск




«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
Приказ от «__»___2014 г. № _
_________/ /



Программа внеурочной деятельности

«Компьютер и я »

для 3 класса

Прощенко Анны Николаевны.









Пояснительная записка

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях.
Рабочая программа для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Образовательная программа МБОУ СОШ № на 2014-2015 уч.г.;
3.1. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11 2010г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373»;
3.3.Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»
4. Примерная программа начального общего образования 1-4 классы.
5 Авторская программа «Основы компьютерной грамоты, начальный курс» Н.В. Макаровой
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 № 189 « Об утверждении Сан ПиН .4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».




Общая характеристика

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания.
Содержание курса направлено на решение следующих целей и задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения компьютерной грамотности в начальных классах:
Цель:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности. А также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре. Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачи: общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер»:
формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование личностных умений: мотивации к обучению, помощи им в амоорганизации и саморазвитии; познавательных навыков , самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы
формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация. В  начальной  школе  особое  значение  придаётся  вооружению  учащихся  исходными знаниями,  такими  как  понимание  логики  работы  компьютеров,  логики  оперирования информационными  моделями:  однозначными  описаниями  предметов,  действий  и рассуждений.  При  создании  таких  моделей  потребуется  умение  сравнивать, анализировать,  обобщать,  абстрагировать,  видеть  структурные,  иерархические  и причинно-следственные связи. Программный  комплекс  носит  инновационный  характер,  синтезирующий  как передовые  научные  идеи  и  подходы  в  обучении  информатике,  так  и  опыт  педагогов– практиков,  основываясь  на  реалистичных  взглядах  на  возрастные  возможности  и образовательные  потребности  учащихся  младшего  звена,  специфику  развития  их мышления,  взаимопонимания  и  других  психических  процессов  и  функций  в  условиях компьютеризированной учебной деятельности.
В  результате  использования  средств  и  инструментов  ИКТ  и  ИКТ-  ресурсов  для  решения разнообразных  учебно- познавательных  и  учебно- практических  задач,  охватывающих содержание  всех  изучаемых  предметов,  у  обучающихся  будут  формироваться  и развиваться  необходимые  универсальные  учебные  действия  и  специальные  учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий  раз в неделю продолжительностью  40 мин. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и не требует от учащихся дополнительных знаний.


Содержание курса
Введение
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Знакомство с компьютером
Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы. Графический редактор Tux Paint.
Компьютер – мой помощник.
Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации. Игра «открытие видов информации».
Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Сохранение рисунка на жестком диске. Копирование, печать рисунков. Проведение игры «Сказочное существо». Программа Writer, окно программы, элементы окна, программы, документа.
Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье»
Проектная деятельность




Тематическое планирование


Раздел
Часы

1.
Введение
1

2.
Знакомство с компьютером
10

3.
Компьютер – мой помощник.
16

4.
Проектная деятельность
5

Итого

34



КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата
Раздел
Тема
Основные виды деятельности
ИДК

1
2.09.
Введение

ПТБ, правила поведения в компьютерном классе. Возможности персонального компьютера.
Техника безопасности и организация рабочего рабочего места. Правила работы за компьютером. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
http://kraski.yandex.ru/new.xml

2
9.09.
Знакомство с компьютером

Компьютер и его основные устройства.
Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера.
www.xgif.ru

3
16.09.

Мышь. Управление мышью.
Освоение приемов работы с мышью. Работа в графическом редакторе Paint. Раскрашивание готовых рисунков.
http://www.tatarovo.ru/sound.html


4
23.09.

Пиктограмма.
Освоение действий с объектами рабочего стола. Запуск и завершение программ. Работа в графическом редакторе Paint.
: http://viki.rdf.ru/


5
30.09.

Компьютерные окна
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Освоение действий с окном: перемещение, изменение размера, свертывание, завершение работы.
www.bezpeka.com/ru

6
7.10.

Компьютерные окна



7
14.10.

Компьютерные окна



8
21.10.

Компьютерные окна



9
28.10.

Клавиатура.
Знакомство с основными кнопками клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
www.xgif.ru.

10
11.11.

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.



11
18.11.

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления
http://www.7ya.ru/pub/presentation/


12
25.11.
Компьютер – мой помощник.

Текстовый редактор Wорд. Структура окна программы.



13
2.12.

Шрифты. Цвет шрифта. Размер.
Выполнение действий по заданному алгоритму

: http://viki.rdf.ru/


14
9.12.

Редактирование текста. Сохранение рисунка в файле.
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы


15
16.12.

Графический редактор Paint. Первое знакомство.
Выполнение задания с использованием рисунков и схем;
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления. Ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения.


16
23.12.

Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов.

http://www.kinder.ru/


17
13.01.

Инструменты рисования.



18
20.01.

Инструменты рисования.

http://www.7ya.ru/pub/presentation/


19
27.01.

Пиксель. Изменение масштаба рисунка.



20
3.02.

Конструирование. Меню готовых форм.
Конструирование и создание композиций из отдельных типовых инструментов.
www.bezpeka.com/ru

21
10.02.

Конструирование. Меню готовых форм.
Выполнение задания с использованием рисунков и схем;


22
17.02.

Работа с поисковой системой Школьный Яндекс.
Выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; умение строить логическую цепь рассуждений
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
http://www.7ya.ru/pub/presentation/


23
24.02.

Работа с поисковой системой Школьный Яндекс.



24
3.03.

Работа с поисковой системой Школьный Яндекс.

www.bezpeka.com/ru

25
10.03.

Таблицы.
Выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем; умение строить логическую цепь рассуждений
Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


26
17.03.

Таблицы. Списки.

http://www.tatarovo.ru/sound.html


27
31.03.

Творческая мастерская.



28
7.04.

Творческая мастерская. Создаем собственный альбом.

: http://viki.rdf.ru/


29
14.04.

Творческая мастерская. Создаем собственный альбом

http://www.tatarovo.ru/sound.html


30
21.04.
Проектная деятельность
Создание анимации в Интернете.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя самостоятельно, искать средства ее осуществления
http://www.7ya.ru/pub/presentation/


31
28.04.

Творческий проект. Создание анимации в Интернете.
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
: http://viki.rdf.ru/


32
5.05.

Творческий проект Яндекс-Краски.



33
12.05.

Защита проекта



34
19.05.

Повторение изученного Игра «Веселая информатика»































Учебно-методические материалы
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год
С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2012 год
И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2011 год
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 2011, с. 312. 
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 2010, с. 2938. 
Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 1725. 
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2012 год
Сборник «Задачи для развития логики».
Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2012год
Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2012 год
Оснащение учебного процесса:

Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 3 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 3 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
Т.П.Первин “Зимние вечера”
Пакет «Роботландия»
«Игры и задачи, 1-4 классы – 1С: Образование. Дом»
CD: «Мир информатики» 3 -й год обучения. Кирилл и Мефодий.







Материально-техническое обеспечение реализации
программы.
Программы – Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint).Технические средства - интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютеры; МФУ; CD-диски, Интернет; видеокамера; музыкальный центр; магнитофон; телевизор; фотоаппарат.

Примерная структура занятия соответствует валеологии:
Организационный момент (1 мин.).
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (34 мин.).
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (810 мин.).
Физкультминутка (2 мин)
Работа за компьютером (10 мин).
Релаксация (1 мин)
Подведение итогов (2 мин.).
Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.






















СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ №
от «___» ____2014г.№
__________/ ./


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР МБОУ СОШ №
__________/ ./
«___»_______2014г.


Ъђ Заголовок 215