Программа элективного курса КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6кл (17ч)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троснянская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель МО
_________________
Протокол № ___ от
«____»___________20__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
Троснянской СОШ
__________________
«____»____________20__ г.
«Утверждаю»
Директор
Троснянской СОШ
___________________
Приказ № ___ от «___»______________20__ г.
Рабочая программа элективного курса
«Компьютерная грамотность»
Для учащихся 6 класса
общеобразовательной школы
17 часов
Учитель:
Марченков Игорь Николаевич
п. Тросна
Пояснительная записка
С целью реализации непрерывного изучения курса Информатики в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента продолжается изучение в 6 классе факультатива «Компьютерная грамотность».
Рабочая программа факультатива составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Цели программы:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание программы
Программа для 6 классов рассчитана на 17 часов
1. Компьютер и информация
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором MS Word».
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редак- торе».
Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации
Что такое алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа № 13 «Power Point. Часы».
Практическая работа № 14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа № 15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».
Виды контроля:
практическая работа;
проверочная работа (индивидуальные карточки-задания, тестовые задания);
наблюдение;
беседа;
фронтальный и устный опросы;
взаимоопрос в парах;
Итоговая контрольная работа (тестовые задания);
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер
Проектор
Принтер
Программное обеспечение:
Операционная система MS WINDOWS XP Proffesional;
графический редактор MS Paint;
программа Калькулятор;
программа MS PowerPoint;
текстовый процессор MS Word 2003;
браузер Internet Explorer;
клавиатурные тренажёры.
Литература
Для ученика:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Для учителя:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню
подготовки обучающихсяВид контроля
ЭОР Д/ЗКомпьютер и информация
1 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. 1 Урок-лекция с элементами беседы. Информатика, информация, виды информации. Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер, его назначение и устройство.
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Знать требования к организации компьютерного рабочего места.
Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека. Беседа. Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация».
Презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».
2 Файлы и папки.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками» (Ч. 1) 0,5 Комбинированный. Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами. Иметь представление о программном обеспечении, операционной системе. Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами.
Уметь создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению. Индивидуальные карточки-задания.
Наблюдение. Плакат «Как хранят информацию в компьютере».
Презентация «Файлы и папки».
Файл для печати 3 Информация в памяти компьютера. Системы счисления.
Практическая работа № 2
«Знакомимся с текстовым процессором WORD» 0,5 Комбинированный. Представление информации в памяти компьютера.
Редактирование документа в текстовом процессоре WORD. Иметь представление о формах представления информации в компьютере, знать виды объектов текстовой информации.
Уметь запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы. Наблюдение. Плакат «Цифровые данные».
Презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные»
4 Двоичное кодирование числовой информации.
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором MS WORD» 0,5 Комбинированный. Понятие системы счисления, двоичная система счисления Форматирование в текстовом процессоре WORD. Знать и уметь различать виды систем счисления.
Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре WORD. Практическая работа. Плакат «Цифровые данные».
Презентация «Цифровые данные» 5 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор. 0,5 Комбинированный. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью приложения Калькулятор. Знать алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
Уметь переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот с использованием приложения Калькулятор. Устный опрос у доски. Плакат «Цифровые данные».
Презентация «Цифровые данные» 6 Тексты в памяти компьютера.
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» 0,5 Комбинированный. Кодирование текстовой информации. Таблицы кодирования. Байт, объем текстового документа. Иметь представление о кодировании информации и способах кодирования текстовой информации.
Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи. Индивидуальные карточки-задания.
Плакат «Цифровые данные».
Презентация «Цифровые данные» 7 Кодирование текстовой информации.
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» 0,5 Комбинированный. Элементы текста и способы их форматирования. Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи. Практическая работа. Плакат «Цифровые данные».
Презентация «Цифровые данные»
8 Растровое кодирование графической информации. 0,5 Ознакомление с новым материалом. Растровое кодирование графической информации. Иметь представление о способах кодирования изображения. Беседа. Плакат «Цифровые данные».
Презентация «Цифровые данные». 9 Векторное кодирование графической информации.
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки». 0,5 Комбинированный. Векторное кодирование графической информации. Сходства и различия в способах кодирования графической информации. Списки как способ оформления текста. Иметь представление о способах кодирования графической информации.
Уметь создавать нумерованные списки. Устный опрос.
Практическая работа. Плакат «Цифровые данные».
Презентация «Цифровые данные» 10 Единицы измерения информации.
Практическая работа № 5
«Маркированные списки». 0,5 Комбинированный. Носители информации, единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Списки как способ оформления текста. Знать связь между единицами измерения информации.
Уметь переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
Уметь создавать маркированные списки. Плакат «Как хранят информацию в компьютере».
Презентация «Единицы измерения информации». Человек и информация
11 Информация и знания.
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы» 0,5 Комбинированный. Понятие информации как знания, правила, факты.
Формы получения знаний. Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста.
Уметь создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках. Контрольная работа.
Беседа.
Наблюдение. Презентация «Информация и знания».
12 Чувственное познание окружающего мира.
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы 0,5 Комбинированный. Чувственная форма получения знаний – ощущения, восприятия и представления. Знать способы познания человеком мира через органы чувств. Уметь создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы. Практическая работа.
Фронтальный опрос. Презентация «Чувственное познание».
13 Понятие как форма мышления.
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице». 0,5 Комбинированный. Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие.
Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Обработка графической информации. Иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в понятии.
Уметь получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов. Устный опрос.
Практическая работа. Презентации: «Мышление», «Понятие»
14 Как образуются понятия?
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» 0,5 Комбинированный. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Диаграммы: линейная, столбчатая. Иметь представление о механизмах образования понятий. Знать логические приемы оперирования с понятием.
Уметь создавать диаграммы разных типов , используя табличное представление информации. Устный опрос.
Практическая работа. Презентация «Понятие»
15 Структурирование и визуализация информации.
Практическая контрольная работа. 0,5 Комбинированный. Структурирование и визуализация информации. Текст, графика, числа в текстовом процессоре. Знать отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом.
Уметь: применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текста. Разноуровневая практическая контрольная работа. Файлы для печати 16 Содержание и объем понятия.
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» 0,5 Ознакомление с новым материалом. Объем и содержание понятия.
Единичные и общие понятия.
Компьютерная деловая графика. Уметь различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы. Устный опрос у доски. Презентация «Содержание и объем понятия».
17 Отношения тождества, пересечения и подчинения.
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» 0,5 Комбинированный. Отношение тождества, пересечения и подчинения. Круги Эйлера-Венна. Иметь представление о возможности сравнения понятий.
Уметь редактировать значения данных в диаграммах. Фронтальный опрос.
Практическая работа. Презентация «Отношения между понятиями»
18 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
Практическая работа № 9 «Графический редактор MS Paint» 0,5 Комбинированный. Отношение соподчинения, противоречия и противоположности. Уметь устанавливать логические отношения.
Знать возможности графического редактора Paint.
Уметь делать рисунки, используя основные инструменты и палитру. Взаимоопрос в парах.
Практическая работа. Презентация «Отношения между понятиями»
19 Определение понятия.
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» 0,5 Комбинированный. Определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Знать виды определений, требования к построению родо-видового определения.
Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты; преобразовывать рисунок. Беседа с проблемными вопросами.
Практическая работа. Презентация «Понятие». 20 Классификация. Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе» 0,5 Комбинированный. Понятие о классификации. Знать требования к классификации, признаки классификации.
Уметь классифицировать понятия по определенному признаку. Наблюдение. 21 Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» 0,5 Комбинированный. Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Логические связки. Иметь представление о суждениях как формах мышления.
Знать виды суждений.
Уметь: создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора. Индивидуальные карточки-задания. Презентация «Суждение».
22 Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word» 0,5 Комбинированный. Умозаключения – форма мышления. Иметь представление об умозаключениях. Знать правила получения умозаключений.
Уметь встраивать в текст графические объекты из коллекции. Устный опрос.
Практическая работа. Презентация «Умозаключение».
Элементы алгоритмизации
23 Что такое алгоритм.
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему». 0,5 Комбинированный. Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. Знать определение алгоритма, его свойства.
Уметь приводить примеры алгоритмов. Тестирование.
24 Исполнители вокруг нас.
0,5 Комбинированный. Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя. Иметь представление об исполнителях и сочинителях, системе команд конкретного исполнителя, о формальном исполнении алгоритма.
Уметь пошагового исполнять алгоритм. Устный опрос. Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители»
25 Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.
0,5 Комбинированный. Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы. Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков.
Уметь записывать алгоритм известными способами. Разноуровневая практическая контрольная работа. Презентация «Алгоритмы и исполнители»
26 Линейные алгоритмы.
Практическая работа № 12
«PowerPoint. 0,5 Комбинированный. Понятие линейного алгоритма. Примеры. Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Уметь составлять линейные алгоритмы. Опрос у доски.
Наблюдение. Плакат «Алгоритмы и исполнители».
Презентация «Типы алгоритмов»
27 Линейные алгоритмы.
Практическая работа № 12
«PowerPoint. 0,5 Комбинированный. Понятие линейного алгоритма. Примеры. Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их различными способами, пошагового выполнять линейные алгоритмы. Индивидуальные карточки-задания.
Практическая работа. Плакат «Алгоритмы и исполнители».
Презентация «Типы алгоритмов»
28 Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа № 13
«PowerPoint. гиперссылки в презентации». 0,5 Комбинированный. Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Иметь представление о разветвленном алгоритме.
Знать правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков.
Уметь составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами.
Уметь создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы. Устный опрос у доски.
Наблюдение. Плакат «Алгоритмы и исполнители».
Презентация «Типы алгоритмов»
29 Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа № 13
гиперссылки в презентации 0,5 Комбинированный. Условие. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Уметь составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами.
Уметь реализовывать условные и безусловные переходы. Фронтальный опросПрактическая работа. Плакат «Алгоритмы и исполнители».
Презентация «Типы алгоритмов»
30 Циклические алгоритмы.
Практическая работа № 14
«PowerPoint циклическая презентация 1 Комбинированный. Цикл. Способы записи цикла. Знать понятие цикла, его разновидности.
Уметь составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы. Проверочная работа.
Плакат «Алгоритмы и исполнители».
Презентация «Типы алгоритмов»
31 Итоговая контрольная работа (тестовые задания) 1 контрольная работа Тестирование