Программа элективного курса КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5кл (17ч)


Муниципальное общеобразовательное учреждение Троснянская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________/___________/
Протокол № ___ от
«____»___________20__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР /____________/
«____»____________20__ г.
«Утверждаю»
Директор………….
/____________/
Приказ № ___ от «___»______________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
_________________________________________
Ф.И.О., категория
_________________________________________
по_______________________________________
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от«__»____________20__г.
20__ -20__ учебный год
Пояснительная запискаСовременный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. И поэтому был разработан факультатив «Компьютерная грамотность.
Изучение данного факультатива направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Методы и формы решения поставленных задачВ обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.
Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является  ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Начальная школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому ученики не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, учеников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-м классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.
Формы контроля и возможные варианты его проведенияТематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Компьютерное тестирование интересно детям
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Учебно-тематический план№ Название темы Количество часов
общее теория практика
1 Компьютер для начинающих 6 4 2
2 Информация вокруг нас 4 3 1
3 Информационные технологии 7 1 6
Итого: 17 8 9
Содержание курса 1. Компьютер для начинающих
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Управление компьютером с помощью мыши.
Программы и файлы. Рабочий стол. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой и мышью».
Практическая работа №2 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Знакомимся с компьютерным меню».
2. Информация вокруг нас
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Клавиатурный и координатный тренажер»
3. Информационные технологии
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Вводим текст и редактируем текст».
Практическая работа №6 «Работаем с фрагментами текста, форматируем текст».
Практическая работа №7 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора, начинаем рисовать».
Практическая работа №8 «Создаем комбинированные документы. Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №9 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №10 «Создаем анимацию на свободную тему».
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Образовательные результатыОбразовательные результаты, достигаемые в процессе изучения курса:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях.
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера
владение умениями организации собственной учебной деятельности.
владение основными универсальными умениями информационного характера
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний.
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации.
опыт принятия решений и управления объектами.
владение базовыми навыками исследовательской деятельности.
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Календарно-тематическое планирование факультатива
«Компьютерная грамотность»

п/пДата Тема урока Основные понятия Тип
урока Цифровые образовательные ресурсы Компьютерный практикум Кол-во часов Параграф учебника Домашнее задание
1 Информация и информатика. информация, данные, информатика комбинир. Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов 1 § 1.1, 2.2,
2 Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура комбинир.
Плакат «Компьютер и информация», презентация «Компьютер на службе у человека» , плакат «Техника безопасности», Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов 1 § 2.1, 2.2
3 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой и мышью». устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш комбинир.
Плакат «Знакомство с клавиатурой»
Плакат «Правила работы на клавиатуре» Клавиатурный тренажер в режиме игры.
Освоение мыши 2 § 2.3 (стр. 69-72)
4 Программы и файлы. Рабочий стол. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №2 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Знакомимся с компьютерным меню». программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл, рабочий стол, значок, ярлык, кнопкакомбинир.
Плакат «Как хранят информацию в компьютере» Запуск программ. Основные элементы окна программы 2 § 2.4, 2.5, 2.6,3.11
5 Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
информация, оперативная память, внешняя память, носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск, источник информации, приемник информации,, условный знак, код, кодирование, графический, числовой и символьный способы кодирования, текст,таблица,
схема, диаграмма
комбинир.
Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации» Презентация «Носители информации» Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации» Презентация «Наглядные формы представления информации»Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений 2 § 1.2, - 1.11
6 Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
информация, обработка информации,
сортировка,
компьютерная графика, графический редактор
комбинир.
Плакат «Обработка информации» Ввод, редактирование и форматирование текста 1 § 1.12, 1.13
7 Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Практическая работа №4 «Клавиатурный и координатный тренажер» входная и выходная информация
логические рассуждения
план действий
комбинир.
Презентация «Задача о напитках» Работа с фрагментами рисунка. Клавиатурный тренажер 2 § 1.14, § 2.10
8 Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
текстовый редактор, текстовый процессор, документ, граф. редактор, фрагмент, буфер, редактирование, поиск, замена
форматирование, выравнивание, шрифт, начертание, компьютерная графика, инструменты, сканер
редактирование, вставка, замена, удаление
комбинир.
Плакат «Подготовка текстовых документов»,
Образцы выполнения заданий
Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений 1 § 2.9
9 Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Вводим текст и редактируем текст».
.
Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор.
1 10 Практическая работа №6 «Работаем с фрагментами текста, форматируем текст». Ввод текста 1 11 Практическая работа №7 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора, начинаем рисовать».
Редактирование текста 12 Практическая работа №8 «Создаем комбинированные документы. Работаем с графическими фрагментами».
Редактирование текста 1 13 Практическая работа №9 «Создаем анимацию на заданную тему». Анимация (начало) 1 14 Практическая работа №10 «Создаем анимацию на свободную тему». Анимация (завершение) 1 Литература
Для ученика:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Для учителя:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)