Программа элективного курса Абсолютная грамотность
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Программа элективного курса
Абсолютная грамотность
Составитель:
учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ №6
Кузнецова О.Л.
Югорск 2014
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
2. Планирование………………………………………………………………..5
2.1. Тематическое планирование учебного материала……………………5
2.2. Содержание программы………………………………………………..9
3. Аппарат контроля…………………………………………………………..11
Содержание контроля………………………………………………………11
4. Условия реализации программы…………………………………………..12
5. Учебно-методическое обеспечение программы курса…………………..13
1. Пояснительная записка
Программа элективного курса «Абсолютная грамотность» рассчитана на 35 часов и посвящена одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Составитель курса так определяют цель своей работы: обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов, закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Задачи курса:
- расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи;
- отработать умения находить орфограммы в различных частях слова: корнях, приставках, суффиксах и окончания, уметь объяснять их написание;
- закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор;
- повторить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания сложных слов;
- отработать правильность написания предлогов, союзов, частиц;
- отработать правильность написания числительных.
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 Тренировочный (тестовые задания)
3. Игровой (шарады, кроссворды)
4. Контролирующий (диктанты, тесты)
2. Планирование
2.1. Тематическое планирование учебного материала
№ Названия тем курса Количество часов всего Количество часов по теме Форма занятий
1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
2 2 Лекция с составлением таблиц-памяток
2. Орфограммы в корнях
Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные.
Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне.
4 2
2 Семинары-практикумы. Тестирование по темам
3. Правописание приставок
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее 2 2 Лекция. Практическое применение правил
4. Орфограммы в суффиксах.
О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
8 2
2
2
2 Лекции с составлением алгоритмов по темам
5. Орфограммы в окончаниях. О, Е после шипящих в окончаниях слов.
Падежные и родовые окончания.
Правописание личных окончаний глаголов. 5 2
1
2 Лекция учителя. Тренировочные упражнения.
6. Правописание сложных слов.
Соединительная гласная в сложных словах.
Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. 3 1
2 Лекция учителя. Тренировочные задания.
7. Правописание предлогов.
Правописание производных и непроизводных предлогов.
Слитное и раздельное написание предлогов. 4 2
2 Семинар-практикум
8. Правописание союзов.
Слитное и раздельное написание союзов. 2 2 Тестирование
9. Правописание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. 3 1
2 Тренировочные занятия, тест
10. Правописание числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных. 2 2 Семинар-практикум
2.2. Содержание программы
Тема 1 (2 час) Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Тема 2 (4 часа) Орфограммы в корнях: гласные, проверяемые ударением; гласные, непроверяемые ударением; чередующиеся гласные; правописание согласных в корне;
О, Ё после шипящих в корне.
Тема 3 (2 час) Правописание приставок: не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии); изменяющиеся на письме приставки: а) фонетический принцип орфографии, б) написание приставок, зависящее от значения.
Тема 4 (8 часа) Орфограммы в суффиксах: О, Ё после шипящих в суффиксах; правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий; правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик); правописание суффиксов действительных и страдательных причастий; буквы ч, щ в суффиксах существительных; различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.
Тема 5 (5 часа) Орфограммы в окончаниях: О, Ё после шипящих в окончаниях слов; падежные и родовые окончания; правописание личных окончаний глаголов.
Тема 6 (3 часа) Правописание сложных слов: сложные слова с соединительной гласной; сложные слова без соединительной гласной; сложные существительные. Слитное написание сложных существительных. Дефисное написание сложных прилагательных. Слитное написание сложных прилагательных.
Тема 7 (4 часа) Правописание предлогов: правописание непроизводных предлогов; правописание производных предлогов; раздельное написание предлогов; слитное написание предлогов
Тема 8 (2 часа) Правописание союзов: слитное написание союзов; раздельное написание союзов
Тема 9 (3 час) Правописание частиц: слитное и дефисное написание частиц; разграничение не и ни; правописание не и ни с разными частями речи
Тема 10 (2 час) Правописание числительных: мягкий знак на конце и в середине числительных
3. Аппарат контроля
Содержание контроля
Ученик должен знать:
Опознавательные признаки орфограмм;
Орфограммы о правописании:
- корней слов;
- приставок;
- суффиксов существительных, прилагательных, причастий;
- окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
- числительных:
- сложных слов;
- служебных частей речи: союзов, предлогов, частиц
Уметь.
- находить орфограммы в словах разных частей речи;
- "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание.
- находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора;
- уметь проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор;
- уметь находить орфограмму в окончании и объяснять её написание;
- различать слитное, дефисное и раздельное написание сложных слов;
- правильно писать предлоги и союзы;
- различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни;
- отработать правильность написания числительных
Аудирование и чтение.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе в электронном виде;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текстов.
5. Условия реализации программы
Гарантией успешной деятельности педагога и учеников являются благоприятная атмосфера в группе и педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в проветриваемом кабинете, где соблюдаются нормы освещения. Кабинет должен иметь необходимую техническую базу (компьютеры, электронная доска).
Педагог, реализующий программу, должен владеть перечисленными выше методами и технологиями , хорошо знать возрастные особенности детской психологии, владеть фактическим материалом по теме курса.
Преподавая материал курса, педагог должен создавать условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, помогать реализоваться каждому ученику в меру его возможностей. Чтобы достичь этих целей, необходимо продумывать темы творческих работ для учащихся, исходя из их интересов.
Одним из главных условий успешной реализации программы является заинтересованность самого педагога темой разработанного курса.
Учебно - методическое обеспечение программы курса
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
1. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 2005.
2. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2007.
3. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
4. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 2000.
5. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 2007.
6. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
7. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"
Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.
Литература для учителя
1.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
2. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
3. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
4. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
5. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
6. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
7. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
9. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
10. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
11. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
12. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.