Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» на 2014-2015 учебный год, 9 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Амурская средняя общеобразовательная школа
Согласованно
Руководитель МО
___________________/Куздубаева Б.Н./
Протокол МО №___от «__»______201__г. Согласованно
Заместитель директора школы по УВР
____________________/Бондарева Л.А./
«____»________201___г. Утверждено «___»______201_г.
Директор школы
________________________/Фролова Г.М./
Приказ № ______ от «___»_____201_г.
Педсовет №__ ___ от «___»_____201_г.
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Абсолютная грамотность»
на 2014-2015 учебный год
Ступень обучения: основное общее образование, 9 класс
Уровень: базовый
Разработана
Куздубаевой Бакыт Негматжановной учителем русского языка и литературы
2 категории
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса «Абсолютная грамотность» составлена на основе - федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (стр. 28),
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. № 27, зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2003 г., регистрационный номер 4594);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
- приказа Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. N 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"
- приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2011г №1241 "О внесении изменений в ФГОС НОО"
- приказа МИНОРНАУКИ России от 02.09.13г. №1035,
- письма МИНОРНАУКИ России от 05.09.13г. № 07-1315, письма МИНОРНАУКИ России от 10 декабря 2012 года № 07-832 «О методических рекомендациях»,
- учебного плана МКОУ Амурской СОШ от 01сентября 2014 года;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2 015 учебном году». из Методических рекомендаций от 30.06.2014 г. № 03-02/4959
- авторской программы С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация», рассчитана на 17ч. для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
-обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
-закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
-преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
1.Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -скЦель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносовЦель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа- тестКалендарно-тематический планирование(17 часов)
№ п/п Название тем курса Дата
План факт Кол-во часов
План факт Форма занятий
1 Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки Лекция с составлением таблиц-памяток
2 Орфограммы в корнях
- Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные
- Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне Семинары-практикумы.
Тестирование по темам
3 Правописание приставок
- Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки.
- Написание приставок, зависящее от значения Лекция.
Практическое
применение правил
4-5 Орфограммы в суффиксах
- О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
- Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий Лекции
с составлением алгоритмов
по темам,
практикум
6 Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов Семинары –
практикумы
7-8 Правописание сложных слов
- Соединительная гласная в сложных словах
- Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных Лекция учителя. Тренировочные
задания
9-10 Правописание предлогов
- Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов Семинары-
практикумы
11-12 Правописание союзов
- Слитное и раздельное написание союзов Компьютерное тестирование,
Тренировочные упражнения
13-14 Правописание частиц
- Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни.
- Правописание не и ни с разными частями речи Семинары –
практикумы
15 Правописание числительных
- Мягкий знак на конце и в середине числительных Семинары –
практикумы
16 Принципы и правила переносов Тренировочные задания
17 Итоговая работа Тест
Требования к уровню освоения содержания курса
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
- освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
- проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Учебно-методический комплект
- ГИА-2012:Экзамен в новой форме. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. АСТ. Астрель, 2012 г.
- Русский язык 9-ый класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной. Легион, 2012 г.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс. Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010 г.
- Пунктуация. Русский язык в алгоритмах. Л.И.Журавлёва. Челябинск: Взгляд,2010 г.
- Программы элективных курсов. Русский язык. Сост. Г.В.Карпюк, Е.И.Харитонова. М.Дрофа,2010 г. (Программа С.И.Львова. Русское правописание: орфография и пунктуация). Интернет-ресурсы:
- http://капканы-егэ.рф/index.php?start=12- http://yandex.ru/yandsearch?lr=54&oprnd=3010083854&text=%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82+%D0%BF%D0%B0%D0%B4- http://edu./ru/profil/
- http://rus 1 september/ruПриложение(контрольно-измерительные материалы по предмету)
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности."Семейный наставник"
Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001.
Литература для учителя
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Абсолютная грамотность"