Рабочая программа детского объединения дополнительного образования в 4 классе Компьютерная грамотность
Пояснительная запискаПредлагаемая программа и тематическое планирование детского объединения дополнительного образования «Компьютерная грамотность» для 4 класса начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла, согласована с заместителем директора по ВР и утверждена приказом директора школы, приказ № 147-А от 30.08.2014 года. Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно,
становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Цель данного курса: дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Open Office, текстовом редакторе, графическом редакторе, дать представление об основах алгоитмирования.
Программа рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Содержание программы
Повторение (6 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Виды информации. Информационные процессы (получение, хранение, обработка, передача). Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией. Объект, отношения между объектами.
Понятие, суждение, умозаключение. (10 ч.)
Мир понятий, деление и обобщение понятий. Понятие суждения и умозаключения как основных логических единиц, правила их использования. «Истина» и «Ложь».
Мир моделей (9 ч.)
Понятие модели как заменителя реального объекта. Понятие моделирования, текстовая и графическая модель. Алгоритм как последовательность действий, свойства алгоритмов. Виды алгоритмов, формы их записи. Исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов.
Управление (10 ч.)
Управление – особое отношение между объектами. Цели управления, объекты и субъекты управления. Понятие управляющего воздействия. Средства управления. Результат управления. Средства коммуникации как средства обмена информацией между людьми и техническими устройствами.
Календарно – тематическое планирование работы детского объединения дополнительного образования
«Компьютерная грамотность» для 4 класса (1 час в неделю)
№ занятия Тема занятия Основные понятия Компьютерный практикум Дата проведения Интернет - ресурсы
Глава 1. Повторение
1 Человек в мире информации 3.09 2 Действия с данными 10.09 3 Объект и его свойства 17.09 4 Отношения между объектами 24.09 5-6 Компьютер как система 1.10, 8.10 Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение
7 Мир понятий 15.10 8 Деление понятия 22.10 9 Обобщение понятия 29.10 10 Отношения между понятиями 12.11 11 Понятия «истина» и «ложь» 19.11 12-13 Суждение 26.11, 3.12 14-15 Умозаключение 10.12, 17.12 16 Работа со словарём, компьютерный практикум. 24.12 Глава 3. Мир моделей
17-18 Модель объекта 14.01, 21.01 18-19 Текстовая и графическая модели 28.01, 4.02 20 Алгоритм как модель действий 11.02 21 Формы записи алгоритмов, виды алгоритмов. 18.02 22 Исполнитель алгоритма. 25.02 23 Компьютер как исполнитель 4.03 24 Работа со словарём, компьютерный практикум. 11.03 Глава 4. Управление
25 Кто, кем и зачем управляет 18.03 26 Управляющий объект и объект управления 1.04 27 Цель управления 8.04 28 Управляющее воздействие 15.04 29 Средство управления 22.04 30 Результат управления 29.04 31 -
32 Современные средства коммуникации 6.05, 13.05 33 Работа со словарём, компьютерный практикум. 20.05 34 Компьютерный практикум. 27.05 Используемые средства программной поддержки курса:
Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
«Информатика» - программа-тренажер для детей
«Мир информатики. 1-2 год обучения»
«Мир информатики. 3-4 год обучения»
«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
«Компьютерная грамотность: звездная миссия»
«Волшебные превращения. Основы дизайна»
«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных.
«240 логических игр» и другие.
Учебно – методическое обеспечение программы.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н. Конопатова Н. К., Информатика 4 класс, учебник ФГОС, Москва, Бином 2013 год.
2. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004 год.
3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007 год.
4. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель, 2003 год.
5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007 год.
Сайты сети Интернет
http://standart.edu.ru/http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htmhttp://koshki-mishki.ru/n4-9.htmlhttp://videouroki.net
http://easyen.ru/