Как уйти от стандартной системы оценивания
Как уйти от стандартной системы оценивания?
Шишмарёва С.Л., учитель химии
Технология формирования исследовательской культуры. Это технология формирования исследовательской культуры состоит из последовательности следующих этапов: целевого, содержательного, технологического и рефлексивного. Деятельность учителя включает: мониторинг состояния учебно – исследовательской культуры учащихся, анализ и отбор содержания программного и дополнительного материала по предмету, организацию учебного познания как исследования, предоставление учащимся возможности выбирать исследовательскую задачу или проблему; обучение их методам научного познания и технологиям учебного исследования; обеспечение процесса исследования инструментально – дидактическими средствами; помощь учащимся в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов. В деятельности ученика выделяются следующие этапы: мотивация, целеполагание, восприятие информации, обдумывание, планирование, выполнение, контроль, оценивание. Я использую индивидуальные образовательные программы, рассчитанные на год. В ней включены разделы: основные смыслы обучения в профильном классе, предполагаемые темы с выделением стержневых проблем, основные планируемые результаты занятий по учебной дисциплине, план реализации ( формы освоения содержания, основные ресурсы), выбор контролирующих средств. Каждый раздел представлен различным содержанием, осмыслив которое ученик делает выбор или вносит дополнение. Анализ заполненных листов индивидуальной образовательной программы позволяет составить сводную таблицу, в которой для каждого ученика выделены: основные смыслы учения; интересы и склонности; сформированность учебно- исследовательской культуры; сформированность знаний, умений, навыков; типичные познавательные барьеры, ресурсы развития, наиболее важные стратегические и тактические задачи. Использование индивидуальной образовательной программы сочетаю с такими средствами оценки качества обучения как образовательный рейтинг, накопительная оценка « портфолио», результаты тестирования. Для повышения эффективности технологии организую рефлексию обученности и обучаемости; заполнение рейтинговых листов по результатам изучения предыдущей темы; а затем листа индивидуальной образовательной программы изучения новой темы; анализирую бланки индивидуальной образовательной программы, корректирую задачи в системе уроков, организую ведение учащимися записей самоконтроля, заполнение листа рейтинга по результатам изученной темы, защиту индивидуальной образовательной программы, анализ полученных результатов, постановку новых задач и заполнение листа следующей темы в программе.
В практике ведения урока сочетание использования рейтинга и индивидуальных образовательных программ выглядит так. Учащиеся на вводном занятии при изучении темы заполняют листы рейтинга и индивидуальной образовательной программы. Моя рейтинговая система привязана к традиционной балльной системе. За каждое правильное выполненное задание ставится 1 и более баллов в зависимости от вида учебной деятельности. При недочётах баллы не ставятся. Должна учитываться любая форма учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется « весом оценки» её выполнения.
Вид работы «Вес оценки»
Домашнее задание 1 балл( за каждое задание)
Самостоятельная работа 2-5 баллов
Практическая работа 2-5 баллов
Контрольная работа 5-10 баллов
Оформление рабочей тетради 3 балла
Реферат 3-5 баллов
Заметки по химии 1-5 баллов
Ответы на уроках 1-5 баллов
Исследовательская работа 5-10 баллов
Курсовая работа 5-10 баллов
Зачёт 5-10 баллов
Олимпиада 5-10 баллов
Баллы выставляются в рейтинговые листы.
ФИученикаОтветы на уроке К. работа Пр. работа Сам. работа Дом. задание реферат Иссл. работа курсовая зачёт …. Итог
1 2 3 Если ученик набрал больше максимальной суммы баллов, то « лишние» баллы переходят на следующее полугодие. Процентное выражение оценки учебной работы. Например, если на уроке надо выполнить три задания, а ученик выполнил только два, то его работа оценивается так: 2:3х100%=67%
Так же рассчитывается отметка за полугодие.
% от максимального балла отметка
0-45 2
46-55 3
56-70 4
71-100 5
При желании учащийся может баллы исправить, но только в установленный срок. В начале года учащиеся получают методику по описанию бальной системы. После заполнения индивидуальных образовательных программ в начале изучения темы я составляю сводную таблицу, которую заполняю по мере изучения учащимися темы
ФИ уч-ся Основные смыслы учения Наиболее интересные вопросы и проблемы Сформированность УИК СформированностьЗУН Типичные учебные затруднения Ресурсы Темы инд. заданий, иссл. работ Педагогические задачи
При оценивании используется компетентностный подход. Использование следующих методов: диагностических ( тестирование, экспертная оценка, самооценка), опросных ( анкетирование, беседа, интервьюирование)., обсервационных ( наблюдение), праксиметрических ( констатирующий и формирующий), общенаучные ( анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, систематизация).
Использование системы тематического контроля достижений учащихся, использование тематического оценочного листа, тематических листов « Листы моих достижений», рейтинговая система оценки.
Разработка деловых игр, критериев оценки проектов, исследовательских работ, создание тестов, программа « основы исследовательской деятельности»
Рейтинговая система оценивания в классе:
Для определения рейтинга служат отметки, полученные учащимися на уроках и зафиксированные в классном журнале. По окончании каждой недели представитель учебной коллегии заносит в предметную рейтинговую таблицу количество «5», «4», «3», «2». Подсчитывается рейтинговая сумма.
Сумма n5+n4 +n3-n2. сумма двоек отнимается. Затем подсчитывается рейтинговый балл, сумма делится на количество полученных отметок, с двойками включительно.
Например, 5х2+ 3х4+2х3-2=26
Рейтинг 26: 8= 3, 25
В конце каждой четверти составляется график по образовательному рейтингу каждого учащегося, который наглядно показывает динамику успеваемости.
Данные заносятся в таблицу.
ФИ учащегося К-вобаллов Рейтинг К-вобаллов Рейтинг К-вобаллов Рейтинг К-вобаллов Рейтинг К-вобаллов Рейтинг
Средний балл № ФИ учащегося Количество отметок Число отметок Сумма баллов Средний балл Рейтинг
5 4 3 2