Разработка урока Третий закон Ньютона
Тема урока: «Третий закон Ньютона»
Составитель: Климова Валентина Даниловна, учитель физики МБОУ «Барнаульский кадетский корпус»
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебники, рабочие тетради, карты самоконтроля, компьютер, проектор
Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов через изучение третьего закона Ньютона:
- личностных (раскрытие значимости; формирование целостного мировоззрения; развитие познавательных способностей и устойчивого интереса к физике);
- метапредметных (умение осознавать собственную учебную деятельность, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, делать выводы; развитие речи, умение излагать свои мысли, составлять план ответа, писать доклады);
- предметных (обеспечить усвоение учащимися третьего закона Ньютона).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Организационный этап
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности, запись темы урока на доске.
На Ваших столах лежат опорные конспекты, которые помогут Вам в ходе урока, а также карты самоконтроля, в которых Вы будете отмечать «+» Ваши правильные ответы. В конце урока Вы сами оцените своё участие в уроке. На положительную оценку вам достаточно набрать 13 баллов, на «4» нужно набрать 14-16 баллов, а на «5» - 17 баллов и более.
Ф.И.уч-ся
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№
10
№
11
№
10
№
12
№ 13
Повторение
Активность на уроке
Новый материал
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Запишите сумму набранных баллов и поставьте себе оценку за урок
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Дидактическая задача этапа: организовать целеполагание, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Герой произведения Рудольфа Эриха «Приключения барона Мюнхаузена» маленький старичок, сидя у камина, рассказывает про свои невероятные приключения, убеждая, что эти рассказы чистая правда. Например: попав вместе с конем в болото, Мюнхаузен рисковал утонуть, но схватился покрепче за волосы и вытащил себя и коня.
Можно ли поднять себя за волосы?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Возможно ли это? Каковы ваши гипотезы? Почему Вы считаете, что нельзя, ведь Мюнхаузен действовал на волосы с какой-то силой, а согласно 2 закону Ньютона, если действует сила, то тело движется с ускорением? Устранить данное противоречие нам помогут знания третьего закона Ньютона?
Цель урока: уяснить сущность третьего закона Ньютона.
III. Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме
Дидактическая задача этапа: выяснить степень усвоения всеми учащимися предыдущего материала, необходимого для понимания третьего закона Ньютона, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
- Установите соответствие:
Физическая величина
Определение
Обозначение
Формула
Единица измерения
Масса
Физическая величина, характеризующая инертные свойства тела
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Ускорение
Физическая векторная величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Пройденный путь при прямолинейном равноускоренном движении
Это длина траектории
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Сила
Физическая векторная величина, характеризующая действие одного тела на другое
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
(Каждому учащемуся выдаётся конверт с вложенной с него разрезанной таблицей. Необходимо составить данную таблицу. На выполнение задания даётся 5 мин., после этого учащиеся проверяют свои ответы, используя слайд презентации, фиксируют правильность ответов в картах самоконтроля).
- Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Что называют силой?
А. Это физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое;
Б. Это физическая векторная величина, характеризующая действие одного тела на другое;
В. Это физическая величина, характеризующая инертные свойства тела.
2. В каких единицах измеряется сила?
3. Какие силы называются равными?
4. Инерция – это свойство тела или явление?
5. Какая система называется инерциальной?
6. Инертность – это свойство тела или явление?
7. Масса – это свойство тела или физическая величина?
8. Как движется тело, если геометрическая сумма сил, действующих на тело равна нулю?
9. Как движется тело, если направление вектора скорости совпадает с направлением силы?
10. Как может двигаться тело, если направление вектора ускорения совпадает с направлением силы?
(На выполнение задания даётся 5 мин., после этого учащиеся проверяют свои ответы, используя слайд презентации, и фиксируют правильность ответов в картах самоконтроля).
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации
Дидактическая задача этапа: дать учащимся конкретное представление о третьем законе Ньютона. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения данного закона.
Слова Я. И. Перельмана «Ни один из трёх основных законов механики не вызывает, вероятно, столько недоумений, как знаменитый третий закон Ньютона - закон действия и противодействия. Все его знают, умеют даже в иных случаях применять, - и, однако, мало кто свободен от некоторых неясностей и его понимании».
Массы взаимодействующих тел обратно пропорциональны численным значениям ускорений
В векторной форме это соотношение принимает вид
Знак «минус» выражает здесь тот опытный факт, что ускорения взаимодействующих тел всегда направлены в противоположные стороны. Согласно второму закону Ньютона, ускорения тел вызваны силами и возникающими при взаимодействии тел. Отсюда следует:
Это равенство называется третьим законом Ньютона.
Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.
Силы, возникающие при взаимодействии тел, всегда имеют одинаковую природу. Они приложены к разным телам и поэтому не могут уравновешивать друг друга. Складывать по правилам векторного сложения можно только силы, приложенные к одному телу.
Рисунок иллюстрирует третий закон Ньютона. Человек действует на груз с такой же по модулю силой, с какой груз действует на человека. Эти силы направлены в противоположные стороны. Они имеют одну и ту же физическую природу – это упругие силы каната. Сообщаемые обоим телам ускорения обратно пропорциональны массам тел.
Пословицы с использованием третьего закона Ньютона:
- Относитесь к людям так, как хотите, чтобы они относились к Вам.
- Как аукнется, так и откликнется.
Применение третьего закона Ньютона на практике:
- В средние века крепости штурмовали с помощью тарана - бревна с массой в несколько сот килограммов. Завоеватели, держа его на плечах, устремлялись к воротам крепости, затем резко останавливались и отпускали таран, который продолжал скользить по наплечным кожаным накладкам.
- Для удаления трудноизвлекаемых пломб зубные врачи пользовались остроумным устройством. Стержень закрепляли за пломбу, поднимали кверху груз и опускали его, пока не происходило сильного удара об упор и резкого рывка.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]- Одна из фирм, выпускавшая пулеметы, так писала о них в рекламном проспекте: "Наш пулемет настолько эффективен, что способен держаться в воздухе под действием направленного вниз непрерывного потока выпускаемых пуль"
V. Первичная проверка понимания
Дидактическая задача этапа: установить, усвоили или нет учащиеся третий закон Ньютона, устранить обнаруженные пробелы.
Ответьте на следующий вопрос.
Известно, что масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Сила, с которой Земля притягивает Луну, равна примерно 2
·1020Н, а сила, с которой Луна притягивает Землю,1) равна 2
·1020 Н 2) равна 81
·1020 Н 3) меньше в 9 раз 4) меньше в 81 раз
(На выполнение задания даётся 1 мин., после этого учащиеся проверяют свои ответы и фиксируют их правильность в картах самоконтроля).
2. Ответьте устно на следующие вопросы:
- Возможно ли путешествие способом, предложенным Сирано де Бержераком, героем одноименного произведения Эдмона Ростана:
Лечь на железный лист и сильными рывками
Магнит подбрасывать, он лист железный с вами
Подтянет кверху. Вы опять
Так до Луны и упражняйтесь.
(На выполнение задания даётся 1 мин., после этого заслушивается ответ одного учащегося, который после ответа фиксируют его правильность в карте самоконтроля).
3. Комар ударяется о лобовое стекло движущегося автомобиля. Сравните силы, действующие на комара и на автомобиль во время удара.
(На выполнение задания даётся 1 мин., после этого заслушивается ответ одного учащегося, который после ответа фиксируют его правильность в карте самоконтроля).
Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний
Дидактическая задача этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу на будущее.
Посчитайте количество баллов, которое Вы набрали за урок. Поставьте соответствующую оценку на листах самоконтроля и сдайте учителю для выставления в журнал.
Домашнее задание к следующему уроку:
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Всем прочитать §12 учебника.
Для желающих: выполните упражнение 12 в конце параграфа. Используя различные источники информации, найдите пословицы и поговорки на третий закон Ньютона.
Рефлексия
Кто желает высказаться по результатам урока? Продолжите предложение, выбирая начало фразы из предложенных на экране:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось
Root Entry