Урок по теме Третий закон Ньютона
Урок по теме: Третий закон Ньютона.
Цель урока:
Изучить третий закон Ньютона, добиться понимания этого закона и умения применения его для решения простых задач, показать применение этого закона при объяснении движения тел.
Задачи урока:
Образовательные: сформулировать третий закон Ньютона, добиться усвоения закона.
Воспитательные: формировать систему взглядов на мир; воспитывать интерес к творческой и исследовательской работе.
Развивающие: развивать речь, мышление; совершенствовать умственную деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Вид урока: смешанный урок.
Методы:
проблемное обучение;
эвристический;
Оборудование: тележки, гирьки, динамометр, нить длиной 200 мм с петлями на концах.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся
3. Изучение нового материала.
4. Эксперимент.
5.Закрепление материала.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель здоровается с детьми и проверяет отсутствующих.
2. Проверка знаний учащихся.
Физический диктант:
1 вариант
Инерциальная система отсчета – это система, в которой
Сила – это физическая величина, характеризующая
2 вариант
В инерциальной системе отсчета тело движется без ускорения, если .
Во всех инерциальных системах отсчета
3. Изучение нового материала
Постановка проблемы:
Учитель:
1. Сколько сил на свете есть,
Ни кому не в силах счесть,
Но Ньютоном нам дано,
Что их четное число.
Как вы понимаете это высказывание?
Ученики дают различные варианты ответов.
Учитель:
2. Хорошо, давайте уточним и проведем опыт: Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?
Ученики: Боль.
Учитель:
Почему? Ведь Вы бьёте стол, а не он вас. Вот на этот вопрос мы ответим , если поймем третий закон Ньютона.
Учитель:
Мы уже не раз указывали на то, действие тел друг на друга всегда взаимно, т.е. тела всегда взаимодействуют. Теперь, мы можем сказать, что каждое из взаимодействующих тел действует на соседнее с некоторой силой. Именно, при взаимодействии двух тел, каждое из тел получает ускорение. И отношение ускорений обратно пропорционально отношению масс а1, деленное на а2 равняется m2, деленное на m1. (13 EMBED Equation.3 1415) Отсюда следует, что 13 EMBED Equation.3 1415. Проделаем следующий опыт. Направим две тележки с разными массами друг против друга. Опыт показал, что при взаимодействии тележек ускорения направлены противоположно. Обратим внимание, что мы берем в этом уравнении абсолютные значения ускорений.
Если же написать в векторном виде, то, тоже самое выражение примет следующий вид:13 EMBED Equation.3 1415. Но 13 EMBED Equation.3 1415, а 13 EMBED Equation.3 1415 . В результате получается, что 13 EMBED Equation.3 1415, где F один и F два это силы, действующие на первое и второе тело. т.е., опыт показывает что, два тела взаимодействуют силами, равными по модулю и противоположными по направлению. Это и есть третий закон Ньютона.
Учитель:
Итак, мы пришли к решению проблемы, поставленной в начале урока. Кто сделает вывод и обобщение?
Ученик:
Любая приложенная сила имеет силу противодействия, силы существуют парами при взаимодействии тел.
Давайте посмотрим это на эксперименте. Убедимся, что тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположны по направлению.
Учитель: Итак, третий закон Ньютона относится к двум различным силам, приложенным к двум различным объектам, - силе действия, с которой тело 1 действует на тело 2, и силе противодействия, с которой тело 2 действует на тело 1. Эти силы не уравновешиваются, так как они действуют на разные тела. Причем безразлично, какая сила называется силой действия, а какая – противодействия.
Особенности третьего закона Ньютона
Возникают при взаимодействии
Появляются парами
Силы F Приложены к различным телам
Не уравновешиваются, хотя и равны по величине,
противоположны по направлению
и действуют по одной прямой
Одной природы
Учитель: приведите примеры применения третьего закона Ньютона из жизни.
Ученики приводят примеры, например:
Стул давит на пол, пол на ножки стула
Груз давит на линейку, линейка на груз, не дает ему падать.
Шарик на нити растягивает нить, а нить не дает шарику падать.
И другие
4. Эксперимент.
Учитель:
Теперь рассмотрим еще один пример появления двух сил при взаимодействии.
Проделаем опыт. Подогреем спиртовкой висящий на проволоке металлический патрон с водой, закрытый пробкой. При закипании воды пробка вылетает в одну сторону, а патрон движется в другую сторону. Где ещё мы можем это наблюдать? При стрельбе (отдача), при любом реактивном движении.
5.Закрепление материала
1. К динамометру с обеих сторон привязаны нити, к ним подвешены одинаковые грузы массой по 204 г. (Перекинув нити через блоки, закрываю шкалу динамометра) Что покажет динамометр? (Ответ 2Н).
Ученики: 2Н50,2
(Выслушав несколько возможных ответов, открываем шкалу.)
2. Лошадь тянет телегу, телега тянет лошадь с той же по величине силой, но в противоположную сторону, в соответствии с третьим законом Ньютона. Почему вся система движется (может, и с ускорением)? (Спорим, приходим к выводу, что и лошадь, и телега взаимодействуют с Землёй, но лошадь подковами толкает землю (а та её) сильнее, чем гладкие ободья колёс телеги.).
6. Домашнее задание
Подумайте, кто выигрывает в игре «Перетягивание каната». Объясните, на следующем уроке обсудим.
Физика: Старый учебник для 10 класса. Г.Я. Мякишев. § 28, новый учебник § 26.