Урок на тему: Сила. Масса. Второй закон Ньютона.
Дата:
Тема: Сила. Масса. Второй Закон Ньютона.
Цели урока:
Развивать умение учащихся экспериментально определять физические величины, устанавливать связь между ними.
Развивать критическое мышление при помощи обнаружения и опровержения учащимися заранее запланированных ошибок, сравнивая воспринятого на уроке материала с известными правилами и законами; установление истинного и ложного; поиск доводов для опровержения ошибок.
Повторить первый закон Ньютона. Изучить второй закон Ньютона по результатам экспериментальной работы, на основе которой устанавливаются связи между измеряемыми величинами.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
1.Орг момент
2.Актуализация знаний
А сейчас давайте вспомним, материал который вы проходили в 7 классе:
Что называют силой тяжести?
Что называют свободным падением?
Какую силу называют силой упругости?
Какую силу называют силой трения?
Какую силу называют силой реакции опоры?
Каким прибором измеряют силу?
В каких единицах?
Сделайте вывод из данного набора слов
3. Изучение нового материала
Сила – в результате, тело, приобретает, которого, мерой, физическая, являющаяся, величина, воздействия, на, других, тел, со стороны, ускорение, тело- Рассматривая равноускоренные движения, мы знаем, что причиной ускорения является действие на него других тел, т.е. сил. Второй закон Ньютона устанавливает зависимость ускорения тела от действующей на него силы и от массы тела.
- Пусть масса тела остается неизменной. Исследуем на ряде опытов зависимость ускорения тела от действующей на него силы. Для этого рассмотрим движение тележки, которая может перемещаться с очень малым трением по гладкому столу. Ускорение тележки можно измерять с помощью формулы s=at2/2, а=2s/t2. Достаточно заметить какое время понадобиться тележки для прохождения заданного расстояния.
Вывод делают ребятаю.
Количественная взаимосвязь между массой тела, ускорением, с которым оно движется, и равнодействующей приложенных к телу сил, называется вторым законом Ньютона. Второй закон Ньютона формулируется так:
Ускорение, с которым движется тело, прямо пропорционально действующей на него силе обратно пропорционально массе тела.
Математически второй закон Ньютона выражается формулой:
Мы видим, что вектор ускорения совпадает по направлению с вектором равнодействующей приложенных к телу сил. В скалярном виде второй закон можно написать:
ах = Fх / mили
a = F / mгде ах и Fх –проекции векторов ускорения и силы на ось Х, а а и F модули этих векторов.
При решении многих практических задач приходится рассчитывать действующую на тело силу по значению вызванного этой силой ускорения и массе тела:
F = a ∙ mТеперь можно уточнить смысл единицы силы один ньютон. Один ньютон – это сила, под действием которой тело массой 1 кг. движется с ускорением 1 м/с2.
1Н = 1 кг ∙ 1 м/с2 = 1 кг ∙ м/с2
Если на тело действует не одна сила, а несколько, то находят равнодействующую всех сил. Тогда второй закон Ньютона записывается в таком виде:
∑ F = a ∙ mГде ∑ F – векторная сумма всех сил, или равнодействующая всех приложенных сил к телу.
4. Закрепление 15 мин
a) Для закрепления решим следующие задачи:
Упражение 9 (1)
Упражнение 9 (2)
Упражнение 9(3)
5. Рефлексия (работа в группах) 3 мин
Найдите ошибки в данном тексте
- Первый ученный, который занимался изучением причин придающих, движению тот или иной характер был великий римский мыслитель (1)Аристотель. Благодаря ему, на протяжении двадцати веков, существовало убеждение, что на Земле движение с постоянной скоростью нуждается для своего поддержания во внешнем воздействии, а при отсутствии такого воздействия движение прекращается, тело приходит в состояние покоя. Понадобился гений Галилея и Ньютона, чтобы увидеть картину мира и осознать, что объяснения требуют не движения с постоянной скоростью, а изменение скорости. Тщательные опыты по изучению движения тел были впервые проведены испанским ученным (2) Галилео Галилеем в конце XVI и начале XVII века. Они позволили установить следующий основной закон:Если на тело не действуют никакие другие тела, то тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения относительно Земли. Его величайшая заслуга состоит в том, что он показал равноправие тел покоящихся и тел, движущихся равномерно и прямолинейно. Находясь, например, в каюте равномерно движущегося корабля, никакими механическими опытами невозможно обнаружить, движется корабль или покоится. Одинаково мелькают летающие бабочки, одинаково падают капли воды, попадая в сосуд с узким горлышком, одинаково раскачиваются маятники и т.д. Такое равноправие названо принципом относительности Галилея.
- Американский ученный (3) И. Ньютон обобщил все знания о движении тел, накопленный наукой до него, и сформировал закон, который стал называтьсяпервым законом Ньютона. Этот закон часто называют законом инертности(4): Явление сохранения телом состояния покоя или равномерного движения при равенстве нулю равнодействующих всех приложенных к телу сил называется инертностью (5).
b) Пришло время проверить сколько ошибок вы отметили в моем объяснении, и докажите почему, по вашему мнению это утверждение является ошибкой.
Содержание ошибки
Комментарий
1
«Ошибка эрудиции»
Римский мыслитель
Аристотель-это греческий ученный
2
«Ошибка эрудиции»
Испанский ученный
Галилей был итальянцем
3
«Ошибка эрудиции»
Американский ученный
И.Ньютон – великий английский математик и физик
4
«Ошибка знаний»
Инертность тел
Речь шла об инерции тел
5
«Ошибка знаний»
Инертностью
Движение, происходящее без внешних воздействий, - это движение по инерции
5. Итог урока 3мин
Что нового вы узнали на уроке?
Сформулируйте II закон Ньютона? Каким путем мы пришли к этому выводу?
В чем смысл единицы измерения 1 Ньютон?
6.Домашнее задание: п. 11-12