Методическая разработка по теме Проводим диагностику обученности обучающихся в УДОД
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества
Тацинского района Ростовской области
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р Е К О М Е Н Д А Ц И Я
«Д И А Г Н О С Т И К А О Б У Ч Е Н Н О С Т И»
Разработала методист ДДТ Свиколкина Г. С.
Методическая рекомендация позволит педагогам дополнительного образования осуществлять аналитический контроль текущего состояния и результативности образовательного процесса на занятиях в детских объединениях УДОД, а при планировании учебного материала прогнозировать результаты и гибко реагировать на изменяющиеся условия.
УДОД – это тип образовательного учреждения в РФ, основная цель которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг.
Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Качество образования – система показателей (нормативов ЗУН), норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых ОУ образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
Модернизация образования предполагает решение целого спектра задач, которые представляют собой единую систему организационных, образовательных, мониторинговых мероприятий. К числу важных задач модернизации дополнительного образования следует отнести задачу разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания дополнительного образования и индивидуализации обучения. В связи с этим мониторинг уровня обученности является достаточно актуальным, так как дает возможность отследить динамику индивидуального продвижения воспитанников в обучении в отдельности и детского объединения в целом.
В системе дополнительного образования результатом обучения считается освоение детьми системы знаний, умений и навыков, предусмотренных дополнительными образовательными программами в различных направленностях деятельности, развитие интересов детей, их общих и специальных, способностей, достижения детей. Критерии и показатели для отслеживания результативности каждый педагог определяет самостоятельно, исходя из направления деятельности и особенностей образовательной программы. Для отслеживания результатов обучения могут использоваться технологии на основе общенаучных методов исследования и специфических методов педагогической диагностики. Условно можно выделить следующие методы: тестирование, анкетирование, выставка, конкурс, концерт, использование опросных карт и др.
Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Диагностика – изучение работы чего-либо.
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого обучающегося.
С помощью диагностических методик педагог получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения, обученности и воспитанности детей. Педагогическая диагностика необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Диагностированию подлежат уровень знаний обучающихся, степень социального и психического развития, что соответствует трем основным функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей, развивающей.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения, навыки. Ученые-педагоги выделяют пять уровней обученности, каждый характеризуется определенными умениями воспитанника. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что обучающийся может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что обучающийся может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Обучающийся может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что обучающийся владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда обучающиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Диагностика уровня обученности детей МБОУ ДОД ДДТ рассматривается педагогическим коллективом как средство управления учебным процессом, позволяющее отслеживать качество обучения, осуществлять анализ результативности и эффективности учебной деятельности, корректировку и прогнозирование развития процесса обучения как в каждом объединении, так и в учреждении в целом. Диагностика уровня обученности является неотъемлемой частью образовательного процесса, необходимым компонентом деятельности каждого педагога дополнительного образования ДДТ.
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ.
Выявление имеющегося у каждого обучающегося запаса знаний, умений и навыков, определение динамики уровня обученности в избранной им образовательной области.
ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ.
Диагностика уровня освоения образовательных программ осуществляется педагогами дополнительного образования, методистом, администрацией ДДТ.
В течение полного периода освоения образовательной программы диагностика обучающихся проводится 3 раза в учебный год:
Стартовая (входящая) диагностика проводится 1 раз в начале учебного года (сентябрь) и позволяет выявить предварительные ЗУНы детей и в данной направленности и определить степень их мотивации к изучению выбранного ими курса.
Промежуточная диагностика проводится 1 раз в учебном году (в декабре). Промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень обученности воспитанников объединения, соответствие выявленного уровня прогнозируемому, оценить успешность выбранных форм, методов, содержания и при необходимости их скорректировать.
Итоговая диагностика проводится по окончании учебного года (конец апреля – начало мая). Данная диагностика позволяет определить полноту и качество освоения обучающимися образовательных программ, реально достигнутый уровень обученности в соответствии с заявленными стандартами обучения.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ.
Максимальный уровень обученности детей ДДТ, освоения ими учебно-тематического плана программы оценивается по 5-ти бальной шкале.
В практике работы оценка дополнительной образовательной деятельности обычно осуществляется по учебным параметрам и о результатах судят прежде всего по итогам участия ребенка в конкурсах, смотрах и т.п., так как эти результаты наиболее ощутимые. Но такой подход таит в себе ряд опасностей. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине усвоения учебного материала. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, так как вне поля зрения остаются его личностные результаты.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение, но и развитие личностных качеств детей, о ее результативности необходимо судить по двум группам показателей:
Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы);
Личностные (выражающими изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном детском объединении).
Предлагаю форму таблицы (Приложение 1), для верного подсчета среднего уровня в процентном соотношении.Приложение 1
ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Объединение «Самоцветы» 5 год обучения педагог Свиколкина Галина Сергеевна
№
п.п
Фамилия
Имя
обучающихся
Наименование зачетной темы (по 5-ти бальной системе)
Общее количество
баллов
Уровень
обученности
1
2
3
4
5
6
Вокальный слух
Чувство ритма
Импровизация
Чистота интонирования
Ансамблевый строй
Раскрепо-щенность на сцене
5 баллов
5 баллов
5 баллов
5 баллов
5 баллов
5 баллов
Сумма баллов по горизонтали на нач. года
Сумма баллов по горизонтали на сер. Года
Сумма баллов по горизонтали на конец года
Сумма баллов на нач года : на 30
В сумме дают 30 баллов ( 6 критериев по5 баллов=30 )
Нач
года
Сер
года
Конец года
н
с
к
н
с
к
н
с
к
н
с
к
н
с
к
н
с
к
н
с
к
1
Бондаренко Юлия
4
-
-
5
-
-
4
-
-
4
-
-
3
-
-
4
-
-
24
-
-
0.80
-
-
2
Гаргун Анастасия
5
5
5
5
4
4,3
4
4,1
3
3,5
5
5
26
0.86
3
Грамм Карина
4
4,2
5
5
4
4
4
4,2
3
3
4
4,2
24
0.80
4
Змеёва София
5
5
5
5
4
4
4
4,4
3
3
4
4,4
25
0.83
5
Ким Ангелина
5
-
-
5
-
-
4
-
-
4
-
-
3
-
-
4
-
-
25
-
-
0.83
-
-
6
Коршкова Вера
4
-
-
5
-
-
4
-
-
4
-
-
3
-
-
4
-
-
24
-
-
0.80
-
-
7
Котельникова Алина
4
4,1
5
5
4
4
4
4,3
3
4
5
5
25
0.83
8
Кроликова Ангелина
5
5
5
5
5
5
4
4,7
3
4
5
5
27
0.90
9
Кроликова Марина
5
5
5
5
4
4,1
5
5
3
4
5
5
27
0.90
10
Скорикова Татьяна
5
5
5
5
5
5
5
5
3
4
5
5
28
29
0.93
11
Змеёва Алина
4
4,6
5
5
3
3,5
4
5
3
4
4
5
23
0.76
12
Сухомлинова Юлия
-
4
-
5
-
4
-
5
-
4
-
4
-
26
-
0.86
13
Цыркаль Карина
-
3
-
5
-
3,5
-
3,8
-
3
-
4
-
-
И Т О Г О:
Вся диагностика заполняется шрифтом Times New Roman. Размер шрифта: 12
0,84
Сумму по вертикали : на кол-во детей
ст. Тацинская, декабрь 2015
15