Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме: Решение задач с помощью уравнений
Технологическая карта урока.
Тема: «Решение задач с помощью уравнений».
Составитель Предмет Алгебра
Класс 7
Автор УМК Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
Тема урока Решение задач с помощью уравнений
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий
Цели деятельности
учителя Дидактические цели: формировать представление о решении задач с помощью уравнений, изучить алгоритм решения задач с помощью уравнений; развивать умение составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной
Развивающие цели: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; самостоятельного добывания знаний.
Воспитательные цели: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; обеспечить условия для воспитания аккуратности, культуры общения, ответственного отношения к учению, интереса к изучению математики.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение; формировать самооценку – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умения оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые
образовательные
результаты Предметные: понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений; определять содержание и последовательность действий для решения данной задачи, уметь составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной;
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия Алгоритм решения задач с помощью уравнений, линейное уравнение с одной переменной
Ресурсы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.
С.С. Минаева, Л.О. Рослова / Рабочая тетрадь по алгебре для 7 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.
Организация
пространства Фронтальная, индивидуальная, коллективная работа.
Структура и ход урока
Этап урока Задачи этапа Время, мин Методы и приемы работы Деятельность учителя Содержание учебного материала Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный Создать благоприятный психологический настрой на работу 1 Словесный метод, вводная беседа Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание детей «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему,
само же оно не приходит»
Аль – Бируни Включаются в деловой ритм урока Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; слушать и понимать других
Проверка домашнего задания Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала 5 Фронтальный опрос Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учеников №129, №130. Уравнения, которые учащиеся составили дома самостоятельно Проверяют домашнее задание, объясняют свои способы решения домашних упражнений Регулятивные: уметь определять степень успешности работы по критериям. Познавательные: представлять информацию в разных формах
Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока Создать ситуацию успеха путем проверки владения материалом прошлых уроков. Сформулировать тему и цели урока. 4 Практический, словесный. Эвристическая беседа Организует работу по актуализации опорных знаний, создает проблемную ситуацию, акцентирует внимание учеников на значимость данной темы Сестра старше брата на 12 лет. Сколько лет каждому, если обоим вместе 27 лет?
Составить алгоритм решения задачи с помощью линейного уравнения Отвечают на вопросы, вспоминают изученный ранее материал, формулируют с помощью учителя тему и цель урока, записывают в тетрадь Личностные: осознавать цели и результаты саморазвития. Регулятивные: определять цель, проблему урока; самостоятельно планировать учебную деятельность; выстраивать алгоритм действий
Изучение нового материала Формировать основы теоретического мышления, развивать способности определять последовательность действий для решения поставленной задачи, способности к обобщению 15 Объяснительно-иллюстративный, эвристический методы. Проблемное изложение Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности, организует самостоятельную работу с учебником Деду, отцу и внуку вместе 120 лет, причем отец вдвое старше сына, а дед втрое старше внука. Сколько лет каждому? Составляем алгоритм решения задачи. Разобрать подробно решение задач 1 и 2 из учебника Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи,
озвучивают понятие прямой пропорциональности, строят графики функции Познавательные: уметь находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, выдвигать версии
Физкультминутка Смена деятельности, отдых учащихся 2 Практический метод Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости Меняют вид деятельности, выполняют упражнения Коммуникативные: умение работать в группе в разных ролях
Первичное закрепление нового материала Закрепить понятие прямой пропорциональности, умения строить график прямой пропорциональности, нахождение в повседневной жизни прямых пропорциональностей 8 Наглядный, практический методы.
Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, закрепляющая беседа Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся, создает условия для сотрудничества – работы в парах. Создает ситуацию успеха для каждого учащегося. Организует и контролирует процесс решения задач На четырех полках лежит 77 книг. На второй полке вдвое больше книг, чем на первой; на третьей полке столько же, сколько на первых двух вместе; на четвертой столько же, сколько на второй и третьей полках вместе. Сколько книг на каждой полке? Работа с учебником №143, №145 Выполняют задания на новый материал, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Работают в парах над поставленными задачами, высказывают свои предположения в паре Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, работать по плану, вносить коррективы в свои действия. Коммуникативные: вести диалог, работать в паре.
Самопроверка знаний Выявить качество усвоения изученного материала 5 Метод самоконтроля Организует самопроверку знаний, предлагает индивидуальные задания, обеспечивает мотивацию выполнения заданий Брат вдвое младше сестры. Сколько лет каждому, если вместе им 15 лет?
В рабочей тетради выполнить №94 Индивидуальные карточки для учащихся Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения, обсуждают правильность решения задач Регулятивные: уметь осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий; определять степень успешности своей работы, вносить коррективы
Домашнее задание Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания 2 Словесный метод Дает комментарий к домашнему заданию, обеспечивает понимание способов выполнения § 8, №149, №156.
Составить задачу, которая решается с помощью линейного уравнения Записывают в дневники домашнее задание Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь прогнозировать и корректировать свои действия
Подведение итогов. Рефлексия Дать качественную и количественную оценку работы класса и отдельных учащихся 3 Словесный метод. Метод самоконтроля и самооценки Подводит итоги урока, предлагает оценить меру личного продвижения к цели и успехи каждого ученика - сегодня я узнал…
- я научился…
- я понял, что…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни… Осуществляют самопроверку, высказывают оценочные суждения Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности