Технологическая карта урока математики в 5 классе Решение задач с помощью уравнений
Технологическая карта урока математики в 5 классе.
Учитель: Филатова Наталья Константиновна, МКОУ Верхнеколымская основная общеобразовательная школа
Тема урока: Решение задач с помощью уравнения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Образовательные ресурсы: Математика 5 класс. учебник для учащихся Н. Я. Виленкин, Интернет – ресурсы.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока:
Образовательная:
Актуализировать знания учащихся об уравнениях, полученные в начальной школе, дать понятие корня уравнения, познакомить с алгебраическим способом решения задач.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к предмету, воспитывать аккуратность, умение организовывать свою работу и поэтапно её выполнять, воспитывать отношение делового сотрудничества (доброжелательное отношение друг к другу, уважение мнения других, умение слышать и слушать).
Развивающая:
Развивать умения сравнивать, делать выводы, логически мыслить, развивать речь, внимание.
Задачи: создание условий для развития мышления, познавательного интереса, способности систематизации и коррекции знаний.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в учебной книге, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать уравнения, решать задачи с помощью уравнения.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение;
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению. Этапы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин)
Цель: включить учащихся в учебную деятельность и определение содержательных рамок урока. Здравствуйте, дети! Создаётся благоприятный психологический настрой на работу.
Учащиеся готовятся к работе. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.2.Создание проблемной ситуации.(9 мин)
Цель: организовать актуализацию знаний учащихся. Учитель создаёт ситуацию для активизации знаний необходимых для формулировки темы урока.
Придумайте задачу, решением которой является выражение:
1) (12 + 4) + 12; х + (39 - 14).
Составьте равенство по условию задачи:
Одному брату 10 лет, другой брат старше на х лет. Вместе им 27 лет. Сколько лет другому брату?
10 + ( 10 + х) = 27.
Сможем ли, мы ответить на вопрос задачи по данному равенству?
Как называется это равенство?
Как можно назвать способ решения задачи, который мы с вами применили?
Какая тема нашего урока?
Значит, какая цель нашего урока? (Научиться решать задачи с помощью уравнения.)
Давайте решим это уравнение:
10 + х = 17, х=7.
Мы, ответили на вопрос задачи?
А, на какой вопрос мы ответили?
А, как узнать сколько лет другому брату?
Ответ: 17 лет.
Давайте решим задачу с помощью уравнения.
Миша задумал число, если к этому числу прибавить 28, а из полученной суммы отнять 15, то получиться 40. Какое число задумал Миша? Отвечают на вопросы.
Да.
Уравнение.
Решили задачу с помощью уравнения.
Решение задач с помощью уравнения.
Научиться решать задачи с помощью уравнения.
Нет.
На 7 лет другой брат старше.
Прибавить 7.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3.Решение учебной задачи.
Цель: построение и фиксация нового знания.(7 мин) Что делать?
Есть неизвестная величина. Чем заменить?
Вы согласны?
Какую величину?
Пусть х будет неизвестное число.
О чём дальше идёт речь в задаче?
Как это можно записать?
- Чему равно?
- Какой знак можно поставить между выражением и числом?
- Как называется полученное равенство?
- Давайте решим это уравнение.
(х+28)-15=40
х+28=40+15
х+28=55
х=55-28
х=27
Прочитайте, что мы обозначили через х.
Ответили на вопрос задачи?
Ответ: 27.
Ребята!
Что нужно сделать, чтобы решить задачу с помощью уравнения?
А, дальше что? Предлагают свои версии.
Обозначить х.
Неизвестное число.
Если к этому числу прибавить 28, а из полученной суммы отнять 15.
(х+28)-15
40
Равно. (х+28)-15=40
Уравнением.
Ученик выходит к доске и решает уравнение.
Пусть х будет неизвестное число.
Да.
Неизвестную величину обозначить через х.
Составить и решить уравнение. Познавательные: структурирование собственных знаний. Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(8 мин)
Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия. Решение задачи (утром сенокосная бригада скосила 46 квадратных метров всего поля, осталось на вечер 54 квадратных метра. Сколько квадратных метров имеет наше поле?) на доске с проговариванием во внешней речи.Было х кв.м поля.
Скосили 46 кв.м.
Осталось 54 кв.м.
Уравнение: х – 46 = 54, х = 54 +46, х = 100.
Ответ: 100 кв.м.
Что у вас вызвало затруднение?
№ 377(а)
Пусть х задуманное число.
Прибавил 23
К сумме прибавил 18.
Получил 52.
Уравнение: (х+23)+18=52
Что у вас вызвало затруднение? Решают задачи. Личностные: формирование позитивной самооценкиКоммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить исправления.
5.Физминутка.(3 мин)
Цель: сохранять здоровье. Упражнения для глаз. Делают упражнения для глаз. Личностные: готовность к здоровьесбережению.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (9 мин)
Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Самостоятельное решение задачи № 373 (г), 377(б) можно работать в паре.
№ 373(г)
Было 322 человека
Ушло х человек
Осталось 275 человек
Уравнение: 322 – х = 275, х = 322 – 275, х = 47.
Ответ: ушло 47 человек.
№ 377(б)
Пусть у задуманное число.
Прибавила 14
Из суммы прибавила 12.
Получила 75.
Уравнение: (у+14)-12=75, у+14=75+12, у+14=87, у=87-14, у=3.
Ответ: 73.
Давайте проверим.
Образцы решения задач на слайдах или за доской. Поднимите руки те, кто решил задачу правильно, кто сделал одну ошибку, кто не справился? Что у вас вызвало затруднение? Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару; учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: ориентация в межличностных отношениях.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия). (3 мин)
Цель: зафиксировать новое содержание, оценить свою деятельность на уроке. Давайте вспомним, что нового вы узнали на уроке?
Сегодня я узнал …
Теперь я могу …
Я научился …
У меня получилось …
Я попробую …
Мне захотелось … Учащиеся самостоятельно подводят итоги.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.
Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке.
8. Домашнее задание. Домашнее задание. № 396(б)№ 397(а,б) .