Методическая разработка по теме: Тест как форма контроля на уроках производственного обучения по профессии Повар, кондитер.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
« Воркутинский политехнический техникум»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Тест как форма контроля на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»






















Воркута, 2016-2017


Составитель – Решетникова Валентина Сергеевна, мастер производственного обучения.
Методическая разработка по теме: «Тест как форма контроля на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер». - г. Воркута, 2016 г. – 24 с.
Предназначено для мастеров производственного обучения и преподавателей спец. дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования.


Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии «Сфера обслуживания», протокол № 8 от 29.04.2016 г.



Рецензенты:
Заместитель директора по учебно-методической работе ГПОУ "Воркутинский политехнический техникум" – В. В. Бадретдинова;




















Содержание

Введение
1. Состояние проблемы контроля качества в теории профессиональной педагогики
1.1. Понятие контроля знаний и умений обучающихся, его виды и функции
1.2. Тест: основные характеристики, требования.
2. Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения на примере профессии «Повар, кондитер»
2.1. Разработка тестов различных уровней усвоения
2.2. Внедрение тестового контроля на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
3. Результаты опытно-экпериментальной работы
Заключение
Список литературы

2
3

3-5
6-9

9
9-15

15-19
19-21
21-22
23-24




















Введение
Сегодня интенсивно обновляются содержание начального профессионального образования и технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме учебно-методического обеспечения предметов, профессий.
Модернизация профессионального образования должна обеспечить формирование новой кадровой стратегии, направленной на подготовку рабочих и специалистов, обладающих такими качествами, как способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу; готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации. Поэтому в настоящее время большое значение приобретают не столько навыки, знания, умения, сколько компетенции выпускников УНПО.
Контроль знаний и умений обучающихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно-воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Благодаря контролю между педагогом и обучающимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков и при необходимости вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
Традиционные методы контроля при наличии определенных положительных сторон имеют ряд недостатков, основными из которых являются субъективизм и ограниченные возможности проведения сравнительного анализа учебных достижений отдельных обучающихся, разных групп.
Одним из основных путей объективизации контроля является создание и внедрение тестов (заданий тестового типа).
Цель работы: определение и проверка в практической деятельности тестовых форм контроля на примере производственного обучения по профессии «Повар, кондитер».
Для успешной реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории профессиональной педагогики
2. Разработать комплекс тестовых заданий и внедрить тестовый контроль на уроках производственного обучения по профессии «повар, кондитер»
3. Описать результаты опытной работы.

1. Состояние проблемы контроля качества в теории профессиональной педагогики
1.1. Понятие контроля знаний и умений обучающихся, его виды и функции
При анализе психолого-педагогической литературы выявлено, большинство авторов отмечают контроль знаний и умений как средство обратной связи в учебном процессе. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом в процессе подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал, как применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и обучающимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала (действительный материал, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков) и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы организацию учебного процесса.
Правильно организованный контроль знаний и умений служит как для проверки, так и целям обучения. Контроль способствует формированию умений и навыков, рационально организовать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности обучающегося, формирование его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности.
Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, так как он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует обучающегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней. Преподаватель имеет возможность постоянно побуждать обучающегося к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле.
Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть:
планомерным
объективным
всесторонним
индивидуальным
экономичным по затратам времени
педагогически тактичным
Вид контроля:
предварительный
текущий
периодический (рубежный)
итоговый
Что касается методов контроля, то выше указанные авторы выделяют следующие методы: устный опрос, письменная проверка, практическая проверка стандартизованный урок, самоконтроль и взаимопроверка.
Здесь разработку тестов предусматривает стандартизованный контроль. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Сравнивая этот эталон с ответов обучающегося можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
Для достижения должного уровня профессионального образования контроль осуществляется в три этапа:
входной контроль (собеседование, тестирование, экзамены);
промежуточный контроль (экзамены, выполнение проверочных работ, тесты, поэтапная аттестация);
выходной контроль (итоговая аттестация, экзамены по предметам учебного плана).
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах времени проверить всех обучающихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность обучающихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), потому она наиболее применима в процессе текущей контроля.
Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность обучающихся, уровень их развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в ограниченном единстве устной, письменной и практической проверкой знаний и умений.
Главная функция контроля - диагностическая. Она конкретизирует в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля, как текущий, периодический, итоговый.
Большую важность для науки представляет содержание контроля, что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки обучающихся. Они описываются как на обще дидактическом над предметном уровне, так и на уровне, предмета, обычно в виде материалов к программе предмета. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому направлены усилия современной отечественной дидактики. Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях обучающихся. В этом случае считается, в дидактике, может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, то есть может быть установлен уровень сформированности знаний.
Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик тестов.
Важной задачей контроля знаний, умений и навыков является воспитание у них чувства ответственности и добросовестности в ходе выполнения учебных заданий. Опытные преподаватели осуществляют контроль учебных успехов обучающихся таким образом, что он содействует повышению интереса, к учению, помогает углублению знаний, умений и навыков, приучает к регулярному труду и дисциплине, стимулирует познавательную деятельность.
Контролируя знания, умения и навыки обучающихся, преподаватель оценивает их. Оценка должна быть объективной и справедливой.
Контроль и оценка учебных успехов обучающихся должны осуществляться учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Естественно, ко всем обучающим группы предъявляются одинаковые требования в отношении объема и качества знаний. Но вместе с тем в ряде случаев следует принимать во внимание такие качества отдельных обучающихся, как робость или застенчивость, замедленность мышлении, излишняя самоуверенность, физические недостатки.

1.2. Тест: основные характеристики, требования
Тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся. Метод тестового контроля позволяет оперативно получать информацию о готовности обучающихся к восприятию нового материал о специальных знаниях, которые они получили ранее. Тестовый контроль предусмотрен государственными стандартами НПО.
«Тест» - в переводе с английского означает «проба», «испытание», «проверка». Это определенный вид задания, ограниченный во времени выполнения, который может быть реализован в устной или письменной форме. Результаты педагогических тестов дают возможность мастеру производственного обучения оперативно получать информацию о качестве профессиональных знаний и умений, о проблемах, которые необходимо устранить общими усилиями, о готовности обучающихся воспринимать новый материал. Кроме того, тесты позволяют конкретизировать цели дальнейшей учебной деятельности и способы ее организации.
Принципы отбора содержания тестов
Значимость этот принцип указывает на необходимость включить в только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами.. В тесты, следовательно, нужно включать только те материалы, которые играют роль учебных элементов в индивидуальном знании.
Научная достоверность: в тесте включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинными и поддается некоторой рациональной аргументизации. Соответственно, все спорные точки зрения; рекомендуется включать в тестовые задания, суть тестовых заданий заключаете; раз в том, что они требуют четкого, заранее известного ответа, признанно процессе разработки заданий объективно истинным.
Соответствие содержания теста уровню современного сознания на этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалисте проверять их знания и умения на современном материале, адекватном уро развития науки и содержанию учебной дисциплины.
Репрезентативность: в тест не только включается значимые элементы содержания, но обращается внимание также на полноту и достаточность контр Репрезентативность не означает обязательного включения в тест всех значимых элементов содержания. Ведь многие из них явно связаны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой полностью или частично.
Возрастающая трудность учебного материала: это принцип означает, что каждый учебный элемент в процессе контроля соблюдает некоторой усредненной мерой трудности, на которую ориентируется мастер производственного обучения.
Вариативность содержания; содержание зависит от развития науки, научно-технического прогресса, нового содержания учебной дисциплины, от новых учебников. По мере измене содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста. При этом необходимо принимать о внимание контингент обучающихся, уровень их подготовленности, обученности.
Системность содержания - это означает подбор содержания тестовых заданий, который отвечал бы требованиям системности знаний, то есть помимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знаний.
Комплексность и сбалансированность содержания теста: тест, разработанный для итогового контроля знаний и умений, не может состоять из материала только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отражающий основные, если не все, темы учебного курса.

Требования к заданиям в тесте
К заданиям в тестовой форме предъявляется следующий набор требований:
краткость,
технологичность,
правильность формы,
корректность содержания,
логическая форма высказывания,
одинаковость правил оценки ответов,
наличие определённого места для ответов,
правильность расположения элементов задания,
одинаковость инструкции для всех испытуемых,
адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Краткость заданий в тестовой форме вытекает из преимуществ логической формы высказывания, поэтому задания всегда короче задач и вопросов. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться ясности смысла содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также не известные обучающимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.
Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим обучающимся не тратить время на определение места для ответов быстрее зафиксировать свое решение.
Одинаковость правил оценки ответов в рамках принятой формы является объективированным средством организации тестирования. Ни одному обучающемуся не дается преимущества перед другим: все отвечают на одни и те же задания, всем дается одинаковое время. Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем.
Ответ на задание представляет собой краткое суждение, связанное с содержанием. Критерий правильности ответов заранее определяется автором задания. Адекватность инструкции форме и содержанию задания означает взаимное соответствие перечисленных компонентов, необходимое для выполнения заданием своей функции. Условие адекватности позволяет довести до сознания обучающихся в требования, заложенные в содержание задания. Несоответствие вызывает ошибки понимания смысла задания, и соответственно, приводит к ошибочным ответам.
Кроме того, при составлении тестовых заданий необходимо соблюдаются следующие основные правила:
нельзя в совокупность ответов включать такие, неправильность которых данный момент не может быть осознана обучающимися;
неправильность ответа должны формулироваться на основе типичных ошибок и должны казаться правдоподобными;
правильные ответы среди всех ответов должны располагаться в случайном порядке;
вопросы не должны повторять формулировок учебника;
ответы на одни вопросы не должны быть «подсказками» для ответов на другие;
вопросы не должны иметь ловушек;
грамматическое согласование вопросов и ответов не должны служить подсказкой;
необходимо избегать вопросов, начинающихся словами «все», «всегда», «никогда», «иногда», «обычно»;
необходимо стремиться к тому, чтобы ответы по возможности были краткими;
вопросы теста должны отражать наиболее существенный материал темы.



Виды тестов
Тест-напоминание или тест на различие: задания в этом формулируются в виде прямого простого ответа. Обучающиеся должен дать однозначный единственно правильный ответ. Вариант ответа может альтернативный: «да» - «нет». Модификацией этого теста является тест на распознавание; с иллюстрациями.
Тест с пробелами (дополнениями) или тесты-подстановки: в этих заданиях содержатся в виде формулировки, предложения, абзаца, где имеется пробел, который должен заполнить обучающийся. Например, записать формулу, недостающее слово, индекс, цифру и т.д. следует заметить, что пробел не должен искать предложения, должен быть существенным, иметь один правильный вариант.
Тест расположения по порядку: в таких тестах предлагают некоторое количество явлений, величин или других наименований расположить в определенном порядке (увеличения, уменьшения). В тесте рекомендуется использовать не более 7 показаний.
Тест дифференциации: в этих тестах формулируются несколько вопросов по одному и тому же факту (явлению, определению). Прочитав, их, обучающийся напротив каждого ставит ответ «да» - «нет». Ответ должен быть единственно правильным. Тесты дифференциации способствуют выявлению осознанности воспитанию у обучающихся внимания при анализе задания.
Конструктивные тесты содержат вопросы, задания, ответы на обучающиеся конструируют (составляют) самостоятельно.
Тест-напоминание (на различие) и тест дифференциации (с сложности задания) моно использовать для контроля знаний на 1 уровне; остальные тесты - на 2 уровне усвоения.


2. Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения на примере профессии «повар, кондитер»

2.1. Разработка тестов различных уровней усвоения
Тесты 1-го уровня усвоения. Для проверки качества усвоения на I уровне деятельности (уровне знакомства) должны использоваться тесты выборочные, т. е такие, в которых предполагаются ответы на выбор.
3 = Ц + С + Д- тесты 1-го уровня усвоения состоят из целей, ситуации, действия. Рассмотрим три типа тестов этого уровня:
на опознание;
на различие;
на классификацию;
Для тестов этого уровня необходимым и достаточным условием является то, что вся информация для правильного выбора ответа представлена в самом тесте. При этом задача испытуемого заключается в выполнении некоторого действия с "подсказкой", т. е. в сопоставлении предложенного в тесте решения с опознаваемым объектом и заключении об их совместимости.
Задание на опознание - вид тестового задания, наиболее точно определяющий естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Является самым простым, но не самым распространенным при составлении тестов. Это связано в основном со специфичностью того материала, которому в общей степени соответствует эта форма задания. Задание обычно содержит либо утверждение, который испытуемый должен оценить как истинное или ложное, либо вопрос, на который надо дать однозначный ответ: "да" или "нет". Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а утверждение (вопрос) формулироваться таким образом, чтобы на него можно было дать недвусмысленный ответ. В тестовых заданиях на опознание всегда одна существенная операция (Р=1) выбор из альтернативы "да" "нет".
Пример тестового задания на опознание по теме «Приготовление мясных блюд».
Ответьте на вопрос. Можно ли использовать говяжью вырезку для приготовления бифштекса с луком?
Ответы: 1. Да 2. Нет Эталон: 1 Р=1
Задание на различие - вид тестового задания, который несколько в; деятельность по узнаванию. Более сложный вид тестового задания. Эти отличаются от заданий на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях, когда "помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контраст ним.
Пример тестового задания на различие
Тепловая обработка - это ...
Ответы:
а. изготовление полуфабрикатов высокой степени готовности
б. процесс нагревания продукта с целью доведения до состояния кулинарной готовности.
в. Опаливание сырья, позволяющее улучшить внешний вид сырья.
Эталон: б Р = 3
Задание на классификацию - вид тестового задания на дальнейшее развитие многократного опознания и различия. Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Форма тестового на классификацию требует, чтобы испытуемый для каждого варианта ответа списка решил, соответствует ли данный ответ первому, второму и другого первого списка. Эти задания наиболее подходят для выявления фактической информации.
Пример задания на классификацию
Какие части говядины используют для:
варки
жарки
тушения

а) вырезка
б) толстый и тонкий край
в) верхняя и внутренняя части задней ноги
г) боковая и наружная части задней ноги
д) лопаточная и подлопаточная части
е) грудинка
ж) покромка

Эталон: 1д, 1е, 1ж; 2а,2б; Зв, З г Р=7
Тесты II уровня усвоения содержат лишь цель и, ситуацию, а обучающем памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения задание в заданной ситуации.
З = Ц + С + ?
Тесты II уровня усвоения включает задания:
на подстановку (тесты-подстановки).
конструктивные (тесты-копии).
на сравнение (тесты-сравнения).
типовые задачи (тесты- типовые задачи).
Тесты этого уровня предназначены для проверки умения воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти без "подсказки".
Задание на подстановку - вид тестового задания, в котором намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный теста. От испытуемого требуется заполнить промежутки, давая свои ответы.
В заданиях на подстановку число существенных операций равно числу подстановок. При формулировке задания на подстановку необходимо учитывать два существенных момента:
слова должны подбираться тщательно и быть точными;
в заданиях, где необходимо дописать только один элемент текста, не оставлять столько многоточий, что задание становиться непонятным.
Пример тестового задания на подстановку
Заполните пропуски.
Вырезка - наиболее нежная часть мяса, используемая для жарки ....
Эталон: натуральными порционными кусками.
Конструктивное задание - вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. В конструктивных тестовых заданиях от испытуемого требуется воспроизвести целое высказывание, т. е. задать конкретный ответ на вопрос. Необходимо формулировать такие вопросы, на которые возможен только один правильный ответ. Число существенных операций в заданиях такого вида равно числу предполагаемых ответов.
Пример тестового конструктивного задания.
Для чего применяют шпигование мяса?
Эталон: шпигуют мясо для повышения его сочности, улучшения вкусовых и ароматических качеств Р=1
Пример тестового конструктивного задания с несколькими ответами
Назовите требования к качеству панировочных полуфабрикатов.
Эталон: ровные края, толщина слоя панировки не более 2 мм. Р=2
Задание на сравнение - вид тестового задания, в котором задаются названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти. Число существенных операций равно числу характеристик.
Пример задания на сравнение
Определить мелкокусковые полуфабрикаты из говядины.
1.
Толстый и тонкий края верхней и внутренней части задней ноги, обрезки вырезки
брусочки
толщина 0,5 см длина 3 - 4 см масса 5 – 7г
жаренье

2.
Боковая и наружная части задней ноги
брусочки
толщина 1,5 - 2 см масса 10 – 15г
тушение

3.
Верхняя и внутренняя части задней ноги
брусочки
толщина около 3 см масса - 10 – 15г
жаренье

4.
Вырезка
кубики, лук репчатый (кружочки)
масса 30 – 40г
жаренье без панировки

5.
Покромка, грудинка, лопатка, подлопаточная часть
кубики
масса 20 – 30г
4-5 шт.
тушение


Эталон: 1. бефстроганов, 2. азу, 3.поджарка, 4. шашлык по-карски, 5. гуляш. Р=5
Типовые задачи - вид тестового задания, который содержит по развернутую информацию о целях решения задачи, полный набор исходных Условие задания позволяет применить известную разрешающую процедуру (формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ на поставленный в задач т. е. такие задачи, которые можно решить, путем буквального, не преобразовательного использования усвоенных алгоритмов той или иной деятельности.
Пример типовой задачи
№ вопроса
Мясное блюдо

п/п
Продукты

а.
Поджарка
1.
Баранина

б.
Азу
2.
Говядина

в.
Бефстроганов
3.
Жир

г.
Плов
4.
Картофель



5.
Морковь



6.
Лук репчатый



7.
Томатное пюре



8.
Мука



9.
Крупа рисовая



10.
Маргарин



11.
Соленые огурцы

Эталон: А1, АЗ, А6, А7; Б1, БЗ, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8, Б11; ВЗ, В6, В8, В1, ГЗ, Г5, Г6, Г10. Р=11
Тесты III уровня усвоения состоят из заданий, в которых задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от обучающегося дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные для решения данной нетиповой задачи. Это продуктивное действие эвристического типа, условно названное эвристическим уровнем деятельности.
З = Ц + С/? + ?
Обучающийся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию в ходе самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы действия для решения нетиповой задачи. Это эвристическая деятельность, выполняемая не по готовому алгоритму или правилу, а по созданному или преобразованному в ходе самого действия, например решение конкретной задачи или выполнение конкретного проекта по известному общему методу путем самостоятельного приспособления к условиям задачи, результат решения которой предсказуем лишь в общем виде. Тестовые задания этого уровня содержат задания на применение знаний в практической деятельности и позволяют диагностировать уровень овладения обучающимися программным материалом на уровне умений. Число существенных операций определяется по количеству дополненных ситуаций, по умению применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, по количеству выполненных действий. Особенностью эталона тестового задания III уровня усвоения является то, что по нему можно определить правильность выполнения задания по отдельным выделенным критериям' и по конечному результату, который является однозначным. Пути же выполнения задания не однозначны, хотя и не влияют на конечный результат.
Пример теста III уровня усвоения.
Пользуясь рецептурой № 632 «Гуляш», составьте технологическую карту

Наименование
продуктов
Масса
брутто, г
Масса
нетто, г

1.
Говядина
162
119

2.
Жир животный топленый пищевой
7
7

3.
Лук репчатый
24
20

4.
Томатное пюре
15
15

5.
Мука пшеничная
5
5

6.
Масса тушеного мяса
-
75

7.
Масса соуса
-
100

8.
Масса гарнира
-
150

Выход готового блюда
-
325









Эталон: критерии: раскладка на 1 порцию, приготовление, правила под; температура выхода.
Тесты IV уровня усвоения.
Тесты IV уровня усвоения состоят из заданий, в которых известна лишь в общей форме цель деятельности, а поиску подвергаются подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели.
Это продуктивное действие творческого типа, условно названное творческим уровнем деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Человек действует "без правил", но в известной области, создавая новые правила действия, т. е. осуществляет творческую деятельность.
3 = Ц + ? + ? схематичное изображение тестового задания IV уровня.
Пример
Пользуясь рецептурой № 619 «Печень по-строгановски», выполнить перерасчет на 650 порций для ученической столовой


п/п
Наименование
продуктов
Масса
брутто, г
Масса
нетто, г


Печень говяжья
133
110


Жир животный
10
10

Масса готовой печени
-
75


Соус № 863
-
75


Томатное пюре
8
8


Соус «Южный»
4
4


Гарнир № 753
-
150


Выход готового блюда
-
312

2.2. Внедрение тестового контроля на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»
В учебном процессе задания в тестовой форме подбираются чаще не по обязательному для теста принципу возрастающей трудности, а по тематическому или иному принципу.
В развитом учебном процессе задания в тестовой форме применяются в больших количествах. В целом, применение заданий в тестовой форме характеризуется возможностью организовать тотальный контроль усвоения знаний (в самом лучшем смысле слова «тотальный»). Ни один другой метод такой удивительной возможности не предоставляет.
Для организации эффективного и результативного процесса подготовки специалистов общественного питания в образовательном процессе необходимо использовать педагогические задания, решая которые, обучающиеся усваивают содержание учебного материала теоретических и практических основ будущей профессиональной деятельности.
Педагогические задания могут быть представлены как в традиционной форме в виде вопросов, задач, курсовых работ, практических заданий, так и в тестовой форме, которые более технологичны и могут применяться в различных технологиях обучения.
Системы заданий в тестовой форме образуют такие задания, которые имеют все признаки, присущие заданиям в тестовой форме, но не обладают свойствами тестовых заданий. Системы заданий в тестовой форме разрабатывают и применяют для педагогического оценивания, не претендующего на соответствие строгим требованиям научно-педагогического измерения.
Существует четыре основные системы заданий в тестовой форме:
цепные,
тематические,
текстовые
ситуационные задания.
Цепные задания это такие задания, в которых правильный ответ на последующее задание зависит от ответа на предыдущее задание. Основная причина возникновения такого свойства содержательная зависимость. Цепные задания могут быть любой формы. Рассмотрим примеры основных систем заданий из курса подготовки обучающихся профессии «Повар, кондитер».
Шницель по-московски панируют в:
белой
фигурной
сухарной панировке
Хлеб для этой панировки
нарезают тонкой соломкой
нарезают мелкими кубиками
измельчают
Содержательным принципом композиции таких заданий является принцип детерминации, что означает: правильные ответы в последующих заданиях зависят от правильности ответов в предыдущих заданиях.
Текстовые задания - совокупность заданий, созданных для контроля знаний конкретного учебного текста.
Специфической особенностью овладения профессией «Повар, кондитер» является то, что обучающимся приходится заучивать много новых профессиональных терминов, запоминать связанные с ними традиции и особенности кухни. Текстовые задания в существенной мере могут способствовать такому запоминанию. Например, возьмем фрагмент истории возникновения приготовления бриошной булочки. Сдобная булочка особой формы, названная по имени изобретателя французского кондитера Бриоша. Суть изобретения состояла в том, что сдобное тесто, приготовляемое на опаре, на сутки задерживалось в росте, так как помещалось на мороз, а на следующие сутки, будучи втиснутым в слишком тесную для него форму, подымалось быстро и поэтому давало необычайную форму подъема не купол, а ряд маленьких, но высоких куполов шаров, количество которых определялось надрезами теста в форме. Бриоши имели мягкое, воздушное, тающее во рту тесто, изготовлялись очень сдобными, сладкими и подавались как булочки к чаю.
Текстовые задания к данному фрагменту учебного текста:
БРИОШ. Булочка особой формы, названная по имени _______. Для приготовления бриошей используют _________ тесто, приготовленное _________ способом. Суть приготовления состоит в том, что тесто задерживается в росте на _________. Задержка в росте происходит за счет_________. На следующие сутки тесто помещают в форму. Форма подъема бриошей __________. Их количество определяется __________. Бриоши имеют ___________тесто, очень сдобные, и подавались к _________.
Системы текстовых заданий полезно использовать в процессе изучения нового материала. В качестве работы с текстом может быть предложено заполнение смысловых пробелов. На начальном этапе обучения такое заполнение может осуществляться с помощью мастера, учебника или другого источника информации. Постепенно выполнение такого рода заданий может способствовать запоминанию требуемой информации.
Ситуационные задания - педагогически переработанный фрагмент профессиональной деятельности специалиста. Они разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях. Ситуационные задания могут быть различной формы. Ситуационные задания хорошо подходят для интегративного контроля подготовленности обучающихся.
Рассмотрим фрагмент производственной ситуации, разработанной для проведения итогового контроля по теме «Блюда из мяса». Производственные ситуации определяются по билетам, что повышает объективность итоговой оценки. Испытуемый отвечает на систему заданий в тестовой форме, приложенную к ситуации. В заданиях заложены как аспекты технологических знаний приготовления блюд, так и причинно-следственные знания, необходимые будущему повару, кондитеру для предотвращения и исправления, если это возможно, технологических ошибок. Ниже приведены производственные ситуации и система ситуационных заданий к ним. В практике обучения к таким системам обычно прилагаются обоснования правильных ответов, что позволяет обучающимся в процессе самообразования формировать аргументированные знания.
Инструкция. Вашему вниманию предлагаются описание производственной ситуации и задания для проверки готовности к действиям в подобных ситуациях. Внимательно ознакомьтесь с описанием ситуации. В заданиях необходимо вставить недостающую информацию или обвести кружком номера всех правильных ответов. Среди предложенных вариантов могут быть один, несколько или все ответы правильные.
Описание ситуации. Повару в столовой при промышленном предприятии необходимо приготовить блюдо «Биточки рубленные со сметанным соусом» по второй колонке Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий. Условия приготовления соответствуют требованиям температурного режима и времени приготовления, но при проведении бракеража блюда на срезе биточков отмечался красноватый цвет мяса, запах свойственный запаху жареного мяса. Поверхность биточков ровная, панировка однородная. Соус густой, присутствуют комочки муки, вкус слегка сладковатый, цвет кремово-коричневый, запах сметаны. Общая оценка блюда «хорошо».
Система заданий в тестовой форме
1. Способ тепловой обработки биточков:
жарка
варка на пару
запекание
2. При таком способе тепловой обработки температура достигает:
280-320°С;
200 - 250(С
120-160°С.
3. Биточки очки готовят из массы:
котлетной;
рубленной;
натуральной.
4. Используют панировку:
мучную;
белую
двойную.
5. Кроме измельченного мяса в состав фарша входят:
сырые яйца;
соль, перец;
пассерованный репчатый лук;
хлеб, замоченный в молоке;
мелко нарубленная зелень
6. Комочки муки в готовом соусе, если:
соус недостачно промешан;
мука недостаточно спассерована;
соус переварен;
соответствует качеству
Красный цвет на срезе готовых биточков обусловлен
использованием качественного мяса
соответствием времени тепловой обработки
8. Выход готового изделия составляет по второй колонке Сборники рецептур_________г и соуса_____г.
Эталон. 1- а; 2-в;3- а;4-б; 5-в; 6-б; 7- а; 8 - 100 и 75
Кроме правильных ответов, к ситуациям даются обоснования правильных ответов, что позволяет обучающимся в процессе самообразования формировать аргументированные знания.

3. Результаты опытно-экпериментальной работы
Большое внимание в своей работе мастер уделяет совершенствованию форм и методов контроля профессиональных умений и навыков обучающихся. Правильно организованный контроль помогает эффективно управлять учебно-воспитательным процессом и качеством подготовки обучающихся. Для получения наиболее полной и объективной информации об уровне обученности обучающихся используется сочетание традиционных и нетрадиционных методов контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся, включая методы самооценки, само- и взаимоконтроля. Мастер уделяет большое внимание современному (тестовому) контролю умений и навыков обучающихся.
В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности мастер получает возможность скорректировать учебный процесс, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу обучающихся с ориентацией на требования стандартов начального профессионального образования.
В частности, нами применяется 6 групп тестов 1-го и 2-го уровней усвоения. Принципиальным различием между тестами первого и второго уровней усвоения является полная самостоятельность в выполнении задания второго уровня усвоения: никаких подсказок, никаких дополнительных указаний, устных или письменных инструкций, инструкционно-технологических карт, другой подобной документации. Мастер составляет тесты так, чтобы знания, умения, навыки первого уровня усвоения органично входили в тесты второго уровня усвоения и на их базе основывались дополнительные требования к тестам второго уровня.
Нами используется в своей работе 5 основных групп тестов:
определение качества выполнения учебно-производственных работ;
определение качества усвоения и применение знаний в производственной деятельности;
владение приемами и способами выполнения производственных работ;
соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований;
организация рабочего места.
Тесты на проверку качества усвоения и применения знаний в производственной деятельности - это тесты теоретического характера, 1-го и 2-го уровней усвоения. На уроках производственного обучения используются тесты:
на соотнесение: предлагается соотнести объекты с их характеристиками, например, форму изделия и наименование полуфабриката;
на выбор последовательности: необходимо расположить в технологической последовательности предложенные операции по приготовлению блюда, кулинарной обработки продуктов и др.;
решение типичных задач (рассчитать норму сырья, выход готовой продукции).
Иногда при изучении сложных тем тесты этой группы предлагаются обучающимся в качестве домашнего задания. Затем на вводном инструктаже при подготовке обучающихся к выполнению учебно-производственной работы уделяется больше внимания выявленным затруднениям обучающихся по конкретному вопросу (трудовому приему, производственной операции и т.п.).
Особое место в системе стандартизированного контроля отводится тестам для проверки качества выполнения учебно-производственных работ. В ходе тестирования сравниваю показатели качества выполненной работы и производительности труда с требованиями к качеству приготовления блюд и нормой времени на их приготовление. Эталоном для таких тестов является образец блюда, инструкционно-технологическая карта и рабочая (ученическая) норма времени на выполнение данной работы. По степени сложности тесты этой группы могут относиться к 1 и 2 уровням усвоения. Тесты такие применяются чаще всего при выполнении комплексных работ, проверочных выпускных практических работ в период промежуточной (поэтапной) и итоговой аттестации. При выполнении тестов 1 уровня во время выполнения работы обучающимся выдается инструкционно-технологическая карта, а эталоном является описание технологической последовательности выполнения работы.
Использование тестов на проверку качества учебно-производственных работ позволяет совместить письменный и практический методы контроля, так как тест предполагает описание технологии выполнения работы до начала выполнения практического задания или после него. При этом хорошо видна взаимосвязь между качеством выполненной работы и качеством усвоения обучающимися учебного материала.
Однако тестирование не может заменить другие (традиционные) методы контроля, основанные на взаимном общении мастера и обучающегося в ходе педагогического наблюдения и систематического изучения деятельности обучающегося в учебной мастерской или непосредственно на производстве. Каждый метод контроля на уроках производственного обучения имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения. Ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты производственного обучения. Поэтому я использую сочетание всех методов контроля, что способствует повышению качества организации учебно-производственного процесса.
Процесс контроля и его результаты позволяют мастеру оценить методы организации учебно-производственной деятельности в конкретной учебной группе, увидеть их сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты организации обучающей деятельности. Система контроля направлена на коррекцию образовательного процесса: поиск нового содержания и методов обучения, изменение содержания и процедур контроля, организацию индивидуальной помощи и т.п. Эта работа дает положительные результаты, которые хорошо видны при оценке итогов выпуска обучающихся.
Таким образом, можно говорить об успешности применения выбранной методики обучения и контроля, в том числе и контроля с помощью тестов. Данная форма контроля, на наш взгляд, позволяет своевременно выявить те затруднения, которые испытывают обучающиеся в процессе производственного обучения, устранить их, и скорректировать с учетом этих затруднений дальнейший процесс обучения профессии. Такой подход и обеспечивает успешность освоения профессии «повар, кондитер».

Заключение
В работе изучено состояние проблемы в теории профессиональной педагогики, выяснены значения основных терминов, рассматриваемые в работе:
контроль - это проверка результата обучения,
тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся.
педагогический тест это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности испытуемых.
Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения. Для активизации же текущей учебной деятельности используются не тесты, а совокупности заданий в тестовой форме, которые в отличие от тестовых заданий тест не образуют
Благодаря контролю между преподавателем и обучающимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала (действительный материал, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков) и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы организацию учебного процесса.
Во второй главе работы уделено большое внимание вопросам разработки комплекса тестовых заданий и практике их внедрения на уроках производственного обучения по профессии «повар, кондитер». Рассмотрены несколько вариантов тестов на определение разных уровней усвоения знаний, что существенно влияет на формирование их профессиональных компетенций. Выделены также и компетенции, на формирование которых влияет диагностика с помощью тестов, как-то: самостоятельность, ответственность, умение анализировать, умение принимать решения.
Также в работе представлены результаты опытной работы. Основными достоинствами тестового контроля знаний, умений и навыков на уроках производственного обучения является осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым обучающимся, экономия учебного времени при контроле и оценке результатов обученности, контроль качества практического материала, разнообразие форм контроля, простота процедуры тестирования и обработки результатов контроля.
В результате проделанной работы нами было выявлено, что тесты позволяют:
проверить овладение навыков и умений каждым обучающимся;
не иметь отстающих обучающихся;
проверить работу индивидуальную каждого обучающегося;
закреплять и совершенствовать знания, полученные на уроках производственного обучения;
развивать профессионализм обучающихся;
приучать обучающихся к самостоятельности, ответственности, взаимовыручке, результат проведенной работы ведет к повышению успеваемости по производственному обучению.
Таким образом, можно говорить об успешности применения выбранной методики обучения и контроля, в том числе и контроля с помощью тестов. Данная форма контроля, на наш взгляд, позволяет своевременно выявить те затруднения, которые испытывают обучающиеся в процессе производственного обучения, устранить их, и скорректировать с учетом этих затруднений дальнейший процесс обучения профессии. Такой подход и обеспечивает успешность освоения профессии «повар, кондитер».





Список литературы
Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М., Центр тестирования, 2012.
Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Совершенствование производственного обучения. – Мн., 1995.
А.Г.Войтов .Форма и формы тестовых заданий.//Педагогические Измерения, №2,2005г. С. 25-34.
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования (ЕФО), 1997.
Горбачевская М.В. Разработка примерных норм оценки знаний, умений, навыков обучающихся профессионально-технических училищ: Методические рекомендации. – М., 1998.
Загвоздкин В.К. Определение и границы понятия ключевых компетенций.
Иванов Д. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе. // Школьные технологии.– 2008 - №1 - с. 149
Канаш М.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения. – Мн., 2002.
Колясникова, Мугнова. Системы заданий в тестовой форме при подготовке поваров // Профессиональное образование - 2008 - №7- с.20-21.
Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения, М: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003.
Курганов С. Тесты, которые учат применять знания на практике. // Школьные технологии– 2009 - №3 – с. 166
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

















































13PAGE 145015





"> А



Заголовок 115