Игра как форма ИКТ при обучении математике и физике учащихся коррекционных классов

Игра как форма ИКТ при обучении математике и физике учащихся коррекционных классов.
Вечеркина Татьяна Петровна
учитель математики и физики
ГУ «Средняя школа № 20» г. Астаны

Введение

Важнейшая задача, стоящая перед системой школьного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка. Ребенок любого школьного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.
Согласно Концепции Развития образования РК «Основная задача школы - обеспечить становление личности ребенка, выявлять и развивать его способности». Одной из целей Концепции является «Обеспечение стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата образовательными, оздоровительными и коррекционными программами». Каждый ребенок вправе получить образование, независимо от его способностей и возможностей. Школа должна обеспечить условиями для его развития с помощью разнообразных программ.
Цель:
обобщение личного опыта работы по использованию игровых форм с применением ИКТ как средства привлечения внимания и интереса учащихся коррекционных классов к изучению математики и физики.
Задачи:
1. Раскрыть возможности использования ИКТ как средства в обучении.
2. Показать специфику применения ИКТ как средства изучения математики и физики в общеобразовательной школе.
3. Соотнести дидактические возможности компьютера с психологическими особенностями развития подростков и их обучением.
4. Проанализировать результаты работы
применения ИКТ в изучении математики и физики в личном педагогическом опыте.


Актуальность:
В программе Развития образования 2011 – 2020 гг. приоритетным является вопрос инклюзивного образования. И это не случайно. Социально – политические изменения в обществе в последнее годы, способствовали увеличению количества детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальных условиях обучения, в оказании комплексной коррекционно – методической поддержке, своевременной помощи, право на оказание которой закреплено в Республике Казахстан в Конституцией, Законом «Об образовании» и другими правозакрепляющими документами.
Для преподавания математики и физики особым детям, в особых классах или в особых школах, требуются и особые педагогические технологии.
Основные преимущества ИКТ
1.1 Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей
Игровые технологии способствуют достижению следующих целей:

- активизации мыслительной деятельности;
- развитию познавательных способностей;
- развитию логического мышления;
- углублению знаний по предмету;
- восприятию межпредметных связей;
- привитию математической культуры и физического восприятия мира; -
- сплочению коллектива, формированию деловых взаимоотношений;
- развитию индивидуальности и коммуникативных способностей.

«Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников
в мир знаний и нравственных переживаний,
сделать активными участниками и творцами урока»
Ш.А Амонашвили.
Научной разработкой проблемы отставания в развитии и неуспеваемости детей в массовой образовательной школе занимались многие педагоги и психологи, такие как М.А. Данилов, В.И. Быкова, И.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина и др. Неуспевающим детям и детям, отстающим в развитии, характерен низкий уровень выполнения учебных и неучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.
Особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.
1.2 Направления коррекционной работы.
Коррекционная работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:
а) Осуществление индивидуального подхода к детям;
б) Предотвращение наступления утомления;
в) Использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) Проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) Использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами и т. д.
На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания математики и физики:
Игровые технологии;
Технологии уровневой дифференциации;
Технология индивидуализации обучения и др.
Педагогические технологии помогают нам достичь высоких и устойчивых результатов при отсутствии многих “если” (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители).
Для преподавания математики особым детям, в особых классах или в особых школах, требуются и особые педагогические технологии.
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести напарника по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики.
Я работаю на коррекционных классах, где обучаются дети с задержкой психического развития. Среди этой категории школьников, есть по - своему талантливые дети. Которые выполняют творческие задания, но в силу своих особенностей делают это медленно. Мне необходимо решать особые, отсутствующие в системе образования нормально развивающегося ребенка, задачи. Особенно актуально владение специальными методами и приемами. Умение применять “обходные пути” обучения для решения учебных задач. Считаю, что необходимо вовлекать детей с особыми образовательными потребностями в активные виды деятельности.
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игры дети приобретают самые разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого, в игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.
Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского: “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву – это одна из труднейших задач дидактики”. Наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры, по новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых технологий при изучении всех предметов в школе.
Положительные аспекты игровой деятельности при работе в коррекционных классах
Положительное в данной деятельности:
- в игре не бывает “слабых”, нередко “слабые” и “трудные” в команде или индивидуально работают лучше, нежели некоторые отличники;
- дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
- включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Таким образом, можно выделить основные цели дидактических игр:
1) повышение интереса учащихся к изучаемому предмету; 2) пропаганда достижений изучаемых наук; 3) выявление наиболее способных к предмету учащихся и оказание им помощи; 4) активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
Сделать дидактическую игру более наглядной помогает создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Мне компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения ожидаемого результата, при минимальных затратах времени на обучение. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, схемы) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении различных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. Полезно помнить и о принципе: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются вне обычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы.
Игра – творчество, игра – труд. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
1.1 Направления реализации игровых приемов.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках происходит по следующим направлениям:
дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
1.2 Использование дидактических игр.
При использовании дидактических игр и игровых элементов следует придерживаться:
Определения места в системе других видов деятельности на уроке;
Целесообразность использования их на разных этапах изучения различного по характеру материала;
Разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
Требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование, которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач:
учитель должен дать учащимся знания, которые соответствуют современному уровню развития науки;
научить учащихся самостоятельно приобретать знания.
1.3 Требования к организации игровых приемов на уроках.
Требования к организации дидактических игр:
игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;
роль активности учащихся во время проведения игры;
воспитательное, познавательное значение игры.
Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:
положить начало творческой работе учащихся;
контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей;
Классифицируя предметные игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 3 типа игр:
творческие игры;
игры с раздаточным материалом;
игры - соревнования.
Я привела примеры самых, на мой взгляд, наиболее интересных приемов, уроков, которые сама использовала в работе, и получала хорошие результаты.
Используемая литература:
Е. В. Агиянц. Психология развивающего обучения (о системе Эльконина – Давыдова). Астана, 2002 г.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Ткачук Т. В., Руденко И. Ш. Астана, 2004 г.
Система ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями в Казахстане. Проблемы и пути решения. Сулейменова Р. А., Алматы, 2001 г.
Зарубежный и отечественный опыт инклюзивного образования. Сулейменова Р. А., Хакимжанова Г. Д. 2001 г., Алматы.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. Москва. Наука, 1984.
Оникул П.Р. 19 игр по математике. Союз: С - Петербург, 1999.
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5 -11 классы, Волгоград: Учитель,2006.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва “Просвещение”, 1990.
Шуба М.Ю Занимательные задания в обучении математике Москва “Просвещение”, 1994.
Ерохина Е.В. Игровые уроки математики 5 – 11классы. “Грамотей” 2004.
Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.-191с.: ил.- ISBN5-09-002912-1.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985.
Психология общения: Тесты, упражнения, игры/ Сост. Кириллова О.Г. – Йошкар-Ола, 1996.
Тарасова З.И. Игры для самых маленьких: Методическое пособие. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2000.
Активизация познавательной деятельности школьников. Уронова Т. Ю. НШ № 12, 2005 г.
Коррекционно – развивающие игры с пособием «Универсальный куб».
20. Практические задания по развитию познавательных способностей учащихся классов КРО. О. С. Измайлова, Л. М. Ильиных. НШ № 1 Плюс до и после., 2005 г.
В данной статье представлены разнообразные коррекционно – развивающие упражнения по развитию внимания, памяти, мышления учащихся, составленные на основе изучения практического опыта педагогов – новаторов и психологов.
Психокоррекционная и развивающяя работа с детьми. Под ред. И. В. Дубровиной. Москва, 1999 г.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие. А. Р. Маллер. Москва АРКТИ, 2005 г.
Программа развития образования РК на 2011 – 2020 годы.











13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Root Entry