План-конспект урока литературы в 7 классе по теме: «Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы»
Урок литературы2016 год
Тема урока: «Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы» 7-й класс
Тип урока: урок творчества.
Методы: Интерактивные, информационно-коммуникативные, поисковые, беседа. Стратегии “Вопросы на стикерах”, многоуровневые вопросы, метод «Шесть шляп».
Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, издания его произведений, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», видеозапись отрывков кинофильма по мотивам повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” Режиссер: Владимир Бортко, раздаточный материал: “Экспертные листы”, “Лист самооценки”, “Оценочные листы”, схема характеристики героя, плакаты, ТСО (компьютер, интерактивная доска), репродукция картины
И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Цели урока:
а) образовательные:
Научить работе с текстом, умение подбирать цитаты, которые подтверждают высказываемую мысль; научить работать по плану.
Показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине.
Показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простых казаков, выдержавших все испытания на пути их борьбы.
б) развивающие:
Развитие умения работы с художественным текстом.
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
в) воспитательные:
Воспитание духовно-нравственных качеств учеников, развитие коммуникативной культуры.
Воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества, подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий “честь”, “долг”, “самопожертвование”, “служение народу”.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому России; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств личности; осознание семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные: развитие умения определять понятия, выбирать основания для сопоставления, находить причинно-следственные связи и делать выводы, применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; овладение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетентности.
Предметные: понимание литературных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции, осознание художественной картины жизни в произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; развитие умений анализа и интерпретациии.
Эпиграф:
Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей…
В.Г. Белинский
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад. Ученики встают в круг.
– Ребята, я предлагаю вам пожелать друг другу удачи и успеха, так как вы являетесь не только одноклассниками, но ещё и друзьями. (Пожелания учащихся друг другу)
– Спасибо! Вот с такими хорошими пожеланиями и хорошим настроением мы начнём урок.
Пробуждение интереса.
Распределение в группы по иллюстрациям повести (В каждой группе по 5 участников). Объяснить иллюстрацию.
1 группа – Казнь Тараса. 2 группа – Тарас Бульба.3 группа – Остап Бульба.4 группа – Андрий Бульба.
Вопросы к иллюстрациям:
Кого вы видите?
Какое событие из жизни героя изображено?
Какие чувства испытываете?
Раздать оценочные листы (Приложение №2). Объяснить.
Опрос домашнего задания.
Вопросы на стикерах
Что такое повесть?
План характеристики литературного героя.
Где проходит действие повести?
Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи?
Объясните значение данных слов:а) бурса; б) басурман; в) берите в зубы люльки.
Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство.
О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?“О! да этот будет со временем добрый полковник! ...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!”
О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?“…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать”.
О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?“Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою”.
Дополните фразу“Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!– сказал Тарас…”
Дайте названия воинских должностей у запорожцев.
Назовите виды оружия, которым пользовались запорожцы.
Усвоение содержания материала. Работа в группах. Слово учителя. Объявление темы урока, определение целей работы. ИКТ.
– Вот мы с вами ответили на вопросы, которые требовали от вас быстрого ответа. Теперь мы продолжим работу над повестью Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, и, чтобы вы настроились на последующую работу, давайте посмотрим отрывок из одноименного фильма режиссера Владимира Бортко (Казнь Тараса).
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»
Цель игры способствовать развитию критического мышления, интеллектуальных способностей
(Учащиеся выбирают категории, в роли ведущего выступает учитель. Она читает вопросы, за каждый правильный ответ пары получают по сигнальной карточке).КАТЕГОРИИ:
Литература.
1.Жанр произведения «Тарас Бульба». (историческая повесть)
2. Завязка в повести Тарас Бульба. (Приезд сыновей Тараса Бульбы после окончания Киевской бурсы.)
3. С кем сравнивает Тарас смерть сына Андрия? ( С подлой собакой.)
4. Развязка в повести Тарас Бульба. ( смерть Тараса Бульбы)
5. Как называют людей, отдавших или готовых отдать жизнь за свою Родину? (Патриоты)
Русский язык.
1.Подберите синонимы к словам юность, изменник, люлька, отважный, исполин. (Молодость, предатель, трубка для курения табака, храбрый, великан, богатырь)
2. Подберите антонимы к словам смелость, жизнь, бесславно. (Трусость, смерть, со славой.)
3. Осада, нравы, всадники, атаман, вольница- это слова какой части речи?
(имя сущ-е).
4.Предаст, изменил, убил, напасть, затрясся - это слова какой части речи? (глагол).
5.Отличная, настоящие, умелый, отважный - это слова какой части речи? (им. прилагательное)
6.Объясните значения слов и выражений: смертная казнь ( олум жазасы), чуб (кокул), достоинство (абийир, ар намыс), гордо (сыймыктанып, текирейип, намыстанып).
«Тарас Бульба» в цифрах.
1.В каких веках свободолюбивый украинский народ вёл борьбу с поляками? (в 16-17вв).
2.Сколько сыновей было у Тараса Бульбы? (2)
3.Из скольки глав состоит повесть «Тарас Бульба»? ( 12).
4. Сколько поляков повисло у Тараса по рукам и ногам? (около 30)
5.Сколько лет украинцы вели борьбу против польских захватчиков? (100).
География.
1.Где родился Н.В.Гоголь? (на Украине)
2.В каком городе укрылись польские войска? (в Дубно).
3. В какой город тайно приехал Т.Бульба, чтобы спасти Остапа? (в Варшаву).
4. С какой страной (против кого) воевали казаки? (с поляками).
5. На какой реке была расположена Запорожская Сечь? (Днепр)
6. В какой части света расположена Украина? ( в Восточной Европе)
4.Закрепление урока методом «Шесть шляп».Ребята, перед вами шесть разноцветных шляп, выберите себе шляпы наденьте и выразите своё мнение по повести «Тарас Бульба».
1143005334000 Белая Шляпа. Цифры и факты. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
1143006667500 Красная Шляпа. Власть эмоций. Ваши эмоции, чувства. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Эмоциональное восприятие текста.
1143007239000 Черная Шляпа. Слабые стороны, негативность. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
11430012573000 Желтая Шляпа. Преимущества. Построение позитивных умозаключений. Обоснование. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Сильные стороны.
11430010668000 Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
11430011620500 Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Взаимооценивание по следующим критериям:
a) содержание; б) творческий подход к передаче своих мыслей; в) умение выступать и защищать свой проект.
В группах выбираются спикеры, таймкиперы (следят за временем)
Работа в группах.
Работа с репродукцией картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Сообщение учащихся о творчестве И.Е. Репина. Описание репродукции картины.
Учащиеся в группах (в каждой группе по 5 учеников) знакомятся с содержанием экспертных листов. Сначала работают индивидуально (в тетрадях), затем работа в паре – обмен информацией, работа в группе – оформление постера.
Экспертный лист №1
Казнь Тараса
Ответьте на вопросы:
С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?
По какой причине был схвачен Тарас?
О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?
Заполните постер.
Экспертный лист №2
Тарас Бульба.
Дайте характеристику герою, опираясь на схему .Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя (индивидуально).
Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика (в паре).
Обсудите результат каждого и объедините их (в группе).
Заполните постер.
Характеристика Тараса Бульбы
Примерный план характеристики
1. Внешний облик, его значение, отражение в характере.
2. Черты характера.
3. Образ жизни, образ мыслей, стремления.
4. Как проявляется характер Тараса в отношениях с женой, с детьми?
5. Как относиться к Тарасу другие герои: его жена, дети, товарищи?
6. Как Тарас Бульба относиться к товарищам? Как он относиться к врагам?
7. Какие качества проявляет Тарас в бою?
8. Каково авторское отношение к Тарасу Бульбе?
9. Каковы ваши читательские впечатления от этого героя? Совпадают ли иллюстрации, изображающие Тараса Бульбу, с вашими представлениями о нём?
Экспертный лист №3
Остап Бульба.
Дайте характеристику герою, опираясь на схему.
Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя (индивидуально).
Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика (в паре).
Обсудите результат каждого и объедините их (в группе).
Заполните постер.
Экспертный лист №4
Андрий Бульба.
Дайте характеристику герою, опираясь на схему.
План
Характеристики литературного героя
1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живёт герой.
3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.
4. Речь героя.
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы.
7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.
8. Отношение других лиц к герою.
Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя (индивидуально).
Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика (в паре).
Обсудите результат каждого и объедините их (в группе).
Заполните постер.
Выступление спикеров групп.
Выслушать ответы.
– Мы постарались совместными усилиями создать характеристику главных героев, проведя интересную и важную работу, заполнили постеры. Теперь я бы попросила вас оценить работу свих одноклассников.
Рефлексия
Поменяться постерами по часовой стрелке и написать своё мнение на презентациях друзей по образцу 2 звезды, одно пожелание.
Работа над оценочным листом. Подвести рейтинг участия.
Структурная дискуссия
Ученики спорят на тему “Прав ли Тарас Бульба, убивший сына?”.
Оценить учащихся.
Вывод.
Рефлексия в конце урока
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
6. Домашнее задание.
1. Мини-сочинение (1 из трёх):
вариант 1 – «Моё отношение к героям повести».
вариант 2 - «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)».
вариант 3 – «Тарас Бульба – героический характер»
2. Составить синквейн на тему: «Тарас Бульба»
Приложение №2
Лист самооценки
РАБОТА В ГРУППЕ САМООЦЕНКА ОЦЕНКА УЧЕНИКА ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
“5” – высказывал идеи, делал выводы, выступал. “5” – на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил. “4” – участвовал в обсуждении, понял поставленную задачу. “4” – материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока. “3” – работал вяло, задачу не выполнил. “3” – работал не активно, материал усвоил частично. Оценочный лист (группа)
№ Вид
Имя ученика работы 1 2 3 4 5
1 Ответы на вопросы 2 Групповая работа 3 Активность ученика 4 Самостоятельная работа