Конспект интегрированного урока по русскому языку и истории на тему Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.(7 класс)


Тема урока: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Историческая основа повести.
Цели урока:
- познакомить с исторической эпохой, с некоторыми биографическими данными писателя, с историей написания повести, знакомство с 1 главой повести и с главными героями «Тараса Бульбы»;
- развитие навыка работы с книгой, выбора указанного материала, формулирование точного ответа на поставленный вопрос, развитие монологической речи, выразительного чтения;
- воспитание патриотизма, познавательного интереса к истории, литературе, искусству.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, политическая карта 15 века, презентация по биографии писателя
План урока:1. Работа с иллюстрацией картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
-Кто изображён на картине?
-Кто такие запорожцы?
-Что вы о них знаете?
-Цели урока?
2. Слово учителю истории. (нацеленность: слушать, запоминать)
3.Эти исторические события нашли отражение в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
- Что вам известно о писателе?
-Какие произведения Н.В.Гоголя вы читали?
Слово о писателе. (заранее подготовленный ученик) 4 слайда презентации.
4.Интересна история её создания.
Работа с учебником, (в группах) стр.183-165.
1 абзаца
-Годы написания повести «Тарас Бульба»?
-Сколько вариантов повести было создано7
1-2абзацы.
-Что в основе редакции 1835 года?
2-4 абзацы
-Чем отличалась вторая редакции повести «Тарас Бульба» от первой?
5-7 абзацы
-Почему повесть «Тарас Бульба» историческая повесть?
5.Чтение по ролям начала 1 главы (нацеленность: смотреть сноски, подчеркивать незнакомые слова)
-Какими вы представляете главных героев ? (устное рисование, рисунки ребят, 6 слайд)
-Что произойдёт с героями дальше, прочитаете дома.
6.Домашнее задание: прочитать 1-3гл., рисунок «Изба Тараса Бульбы», или выразительное чтение описания степи.
7.Рефлексия:
ФИ___________________________________________________________
Вопрос для изучения Знал (а) Узнал (а)
Кто такие запорожцы? Где проживали? С кем воевали? Почему воевали? Общие сведения Н.В.ГоголеЗнакомство с 1 главой повести
Кто главные герои повести?

Во 2 и 3 колонки ставить + или -. На последний вопрос в 3 колонке записать ответ словами. Спасибо!
Освободительная война украинского народа  
Освободительная война украинского народа 1648-54, вооружённая борьба против власти польской шляхты за воссоединение с Россией. Была вызвана жестоким феодально-крепостническим, национальным и религиозным гнётом, которому подвергалось украинское население, особенно крестьянство. Украинский народ неоднократно восставал против угнетателей (1591-93, 1594-96, 1625-30, 1637-38). Центром борьбы была Запорожская Сечь , активной антипольской силой стали реестровые казаки. В середине 40-х гг. 17 в. на Украине начался новый подъём народного движения, переросший к 1648 в Освободительную войну, которую возглавил Богдан Хмельницкий. В концу 1647 в Запорожской Сечи вспыхнуло антипольское восстание казаков, избравших Хмельницкого гетманом. В начале 1648 Хмельницкий, заключивший договор о помощи с крымским ханом, двинулся против польских войск, которые разбил 6 мая у Жёлтых Вод и 16 мая в Корсуньском сражении 1648. Под влиянием этих побед развернулось всенародное движение за освобождение Украины. В мае казацко-крестьянские отряды освободили Киев и все города Левобережной Украины. Восставшие 11-13 сентября разбили польские войска под Пилявцами, двинулись в Западную Украину и осадили Львов. Хмельницкий с основными силами остался в районе Белой Церкви.
Главной силой Освободительной войны стало крестьянство, которое желало превратиться в казаков и требовало создания новых полков. К восставшим казакам и крестьянам присоединялись мещане, часть мелкой украинской шляхты и православного духовенства. Разнородный социальный состав участников движения вызывал и внутренние противоречия. Крестьяне, казаки и мещане боролись за полное уничтожение не только национального и религиозного гнёта, но и феодально-крепостнического. Казацкая старшина и украинское шляхетство стремились ограничить народное движение целями лишь национального освобождения, пытаясь сохранить феодальные порядки и укрепить своё классовое господственное положение. Польское правительство, напуганное размахом народного движения, начало переговоры с Хмельницким, который в ноябре принял участие в выборах нового польского короля. Избранный королём Ян Казимир заключил с казаками перемирие. Казацкое войско, сняв осаду Львова, возвратилось из Западной Украины и 23 декабря 1648 (2 января 1649) во главе с Хмельницким вступило в Киев. Левобережная и Правобережная Украина были фактически освобождены от польских войск и власть находилась в руках казацкой старшины. Переговоры в феврале 1649 Хмельницкого о мире с Польшей окончились неудачей. Он стал активно добиваться помощи от России. Ещё 8 июня 1648 Хмельницкий обратился с письмом к русскому царю Алексею Михайловичу, прося принять Украину под власть России; в начале 1649 он повторил эту просьбу. Но русское правительство не было готово к войне с Польшей и опасалось размаха антифеодальной борьбы украинского народа. Всё же в начале 1649 оно установило дипломатические отношения с Хмельницким и стало оказывать ему экономическую и военную помощь (разрешило донским казакам и служилым людям сражаться на стороне украинских казаков и ряд др. мер).
Весной 1649 казаки победили польскую армию в Зборовском сражении 1649, но отказ крымского хана в поддержке и его угроза объединиться с Польшей против Украины вынудили Хмельницкого заключить с Польшей Зборовский договор 1649, который частично удовлетворял интересы казацкой старшины, но не отвечал интересам народных масс Украины, остававшейся в составе Речи Посполитой. В начале 1651 польская войска начали наступление на Украину, разбили казаков в июне под Берестечком и захватили Киев. По Белоцерковскому договору 1651 права и привилегии казаков были резко ограничены, власть казацкой старшины признавалась только на территории Киевского воеводства. Осенью 1651 много украинских крестьян и казаков переселилось на территории России в Слободскую Украину. Вооруженная борьба украинского народа с польско-шляхетскими войсками продолжалась. Осенью 1653 на Украину двинулась польская армия во главе с Яном Казимиром. На помощь украинскому народу пришла Россия. 1 октября 1653 в Москве Земский собор постановил принять Украину под власть русского царя и объявить войну Польше. Украина была воссоединена с Россией в едином государстве, что было подтверждено и одобрено украинским народом на Переяславской раде 1654. Началась русско-польская война 1654-1667, в результате которой по Андрусовскому перемирию 1667 Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией.
Воссоединение Украины с Россией имело прогрессивное значение для последующего политического, экономического и культурного развития украинского народа. Оно укрепило союз и дружбу двух братских народов, совместно боровшихся против иноземных захватчиков за своё национальное и социальное освобождение. Запорожская Сечь
Запорожская Сечь - общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившейся в конце ХV в. - первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.
Возникновение Запорожской Сечи было обусловлено колонизацией Среднего Приднепровья феодалами Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского, усилением феодально-крепостнического и национального гнета и пробуждением самосознания украинского народа. За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.
Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.
Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили "уходы" (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в "волости" (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская - в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.
Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали "уходы" и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.
Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.
Запорожская Сечь была обведена высокими валами, на которых был частокол и срубы, на которые ставились пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли шалаши, дома, где жили запорожцы. Казацкая залога на Запорожской Сечи, которая называлась также кошем, насчитывала несколько тысяч (иногда это число доходило до 10 тыс.) вооруженных казаков. На площади находилась церковь, дома старшины, школа и другие хозяйственные и военные сооружения. Сечевая церковь и духовенство находились под главенством Киево-Межигорской архимандрии. Площадь около церкви была центром общественно-политической жизни Запорожской Сечи, где происходили Сечевые советы и тому подобное.
За валами был Сечевой базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали здесь продукты своего труда - рыболовства и охоты. На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества. Господствующий слой Запорожской Сечи составляли не феодалы как привилегированное сословие, а владельцы рыбных промыслов, богатые скотоводы и торговцы, а затем по мере развития земледелия и других отраслей хозяйства - владельцы крупных зимовников, водяных мельниц, чумацких валок и тому подобного. Этим богачам противостояла "сирома" (голь) - масса бедняков, лишенных средств производства и собственного жилья. Между этими двумя противоположными классовыми группами стоял слой мелких собственников.
Из среды богатого казачества выходила правящая верхушка - старшина, которая сосредотачивала в своих руках административную власть и судебную, руководила войском и распоряжалась финансами. Она представляла Запорожскую Сечь в сношениях с внешним миром. Всю старшину избирали на военной казацкой раде, причем в выборах имело право принимать участие все казачество. Однако, несмотря на это, казацкая зажиточная верхушка в большинстве случаев добивалась выгодных для себя решений казацкой рады.
Отмечая специфические черты политической организации запорожского казачества, Сечь называют "казацкой республикой". Запорожские казаки составляли общество - общину, делившуюся на курени. Высшим органом власти на Сечи была военная казацкая рада, в которой участвовали все казаки. Рада избирала кошевого атамана, казацкую старшину, совместно решал важнейшие вопросы. На Запорожской Сечи действовал казацкий военный суд, который нещадно наказывал за убийство, кражи у собратьев. Карались также приведение в Сечь женщин, пьянство во время походов, обида женщины, дерзость к начальству и тому подобное. На Запорожье при церквях действовали школы, где дети казаков обучались письму, церковному чтению, пению и музыке.
Запорожское казачество сыграло выдающуюся роль во всех крупнейших выступлениях народных масс Украины против феодально-крепостнического гнета и национального гнета - в восстаниях под руководством Криштофа Косинского (1591-1593 гг), Северина Наливайко (1594-1596 гг), Павлюка и Карпа Скидана ( 1637 г.), Якова Остряницы и Дмитрия Гуни (1638 г.).
Восстанием в январе 1648 г. запорожские казаки положили начало освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Именно на Запорожье сплотились силы, которые возглавили общенациональное движение против господства шляхетской Польши в Украине, нанесшее сокрушительные удары польско-шляхетским войскам в Желтоводской битве 1648 г., Корсунской битве 1648 г., Пилявецкой битве 1648 г., Зборовской битве 1649 года и Батожском сражении 1652 г.
Большую славу заработали запорожцы своей борьбой против турецко-татарских захватчиков. Их походы на побережье Крыма, Малой Азии и Фракии происходили совместно с реестровыми казаками и донскими казаками. Не раз казаки угрожали и Стамбулу, неожиданно появляясь на его окраинах и разрушая укрепления (1615, 1621, 1624, 1630 гг.) Главной целью этих походов было не только ослабить военные силы агрессора. Казаки разрушали поместья татарских и турецких феодалов и освобождали невольников. Недаром украинский народ так тепло воспевал казацкие походы в своих исторических песнях и думах.
Поворотным этапом в истории Запорожской Сечи стала Переяславская рада 1654 г. За Сечью были признаны те же права, которыми пользовались и другие казацкие войска в Российском государстве, прежде всего право на самоуправление и на принятие (хотя и не официально) крестьян-беглецов. Впоследствии царское правительство начало посылать запорожскому войску жалование деньгами, хлебом, порохом и тому подобное. Одновременно с этим на Запорожье начали появляться и царские войска, а впоследствии там начали строить и правительственные крепости. Под властью Русского государства укрепились позиции Сечи в борьбе против агрессии татарских, турецких и польских феодалов, а это способствовало, в частности, народной колонизации запорожских владений. Расширялись границы запорожской территории (на севере до левых притоков Днепра - г. Самары и г. Орели), возросло население, развились промыслы и торговля.
Вместе с тем царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.
Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.
После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.
Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).
Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ​​гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).
После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.
В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.
Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков - покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.
Запорожские казаки
Запорожские казаки — часть украинских казаков первоначально, днепровские казаки, создавшие в XV—XVI вв. (возможно, и раньше) целый ряд стихийных военных организаций и укрепленных поселений за днепровскими порогами, вне зоны административной юрисдикции каких бы то ни было государств, объединившиеся затем в централизованную военную организацию Войско Запорожское, названные по наименованию района своего проживания и расположения главного военного укрепления (и штаб-квартиры), именуемого «сечь». Впоследствии, после восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году и перехода под контроль Войска Запорожского территорий Речи Посполитой, располагавшихся на землях современной Северной и Центральной Украины (см. Гетманщина), и образования на этих территориях нескольких войсковых полков — военно-административных областей, запорожскими стали именовать всех казаков, проживавших на территории Гетманщины (официально именуемой «Войско Запорожское», а после присяги на Переяславской раде в 1654 году и вхождения Войска Запорожского на правах автономии в состав Русского царства — «Малой Русью»). Впоследствии, также, официально именовались в Русском царстве «малороссийскими казаками».
История запорожских казаков делится на шесть периодов времени:
образование запорожского казачества (1471—1583).
борьба против Польши за религиозно-национальную независимость южной Руси (1583—1657).
участие в борьбе за религиозно-национальную независимость правобережной Украины против Польши, Крыма и Турции (1657—1686).
борьба против Крыма, Турции и России за сохранение самобытности (1686—1709).
существование запорожцев за пределами России и попытки их к возвращению в родные места (1709—1734).
противостояние с российской властью за самостоятельное существование и падение Запорожья (1734—1775).
Первые упоминания и происхождение
Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем. Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.
В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничьими, предназначенными лишь для кочевья.
Источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст.
В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник». Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием.
Казаки использовали также самоназвание черкасы. Название «черкасы» В. Н. Татищев ассоциировал с «черкесами горскими», Н. М. Карамзин — с самоназванием берендеев и торков.
Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар в 1489 году дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов[12]. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-славяне были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности[8].
Попытки организации запорожского казачества
Уже к началу XVI века запорожские казаки сложились в значительную военную силу, доставлявшую определенное беспокойство соседям. Однако, и соседи вели себя «беспокойно». Постоянной была угроза вторжений как в московские, так и в литовские пределы со стороны крымцев.
В результате, в 1524 году, при правлении великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I, был выдвинут проект создания организованного казачьего войска, привлечённого на государственную службу Великому княжеству Литовскому и Русскому. Но из-за недостатка финансовых средств проект тогда не был реализован.
В 1533 г. староста черкасский и каневский, Евстафий Дашкович, предлагал устроить в низовьях Днепра за порогами постоянную стражу тысячи в две, но этот план также не был выполнен.
Запорожская Сечь
По мнению исследователей, первая Запорожская Сечь (её прототип) была устроена волынским князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на небольшом днепровском острове Малая Хортица вблизи современного города Запорожье и просуществовала до 1557 года.
Крепость была построена на собственные средства Д. И. Вишневецкого. Находилась она недалеко от пастбищ Крымского ханства (р. Конские-Воды /совр. Конка, Запорожской области/). Речь Посполитая не оказала никакой помощи Вишневецкому в стоительстве крепости, напротив, поведение Московского Царства было другим — оно приняло Д. И. Вишневецкого на службу платило ему жалование и передало ему в вотчину г. Белев. Князь «за все это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству».
После смерти Д. И. Вишневецкого в 1563 году идея об отражении набегов крымцев в низовьях Днепра была возрождена казаками. В этом же году на новом месте (на острове Томаковке, на реке Днепр, ниже Хортицы, недалеко от современного города Марганца) появился новый хорошо укрепленный военный лагерь казаков — Томаковская Сечь, давший начало целому ряду Запорожских Сечей, просуществовавших впоследствии до 1775 года.
Войско Запорожское
Помнили об идеях привлечения казаков на государственную службу в интересах отражения нападений с юга и в новообразованном после Люблинской унии 1569 года польско-литовском государстве, Речи Посполитой.
2-го июня 1572 г. король Сигизмунд II Август подписал соответствующий универсал, в соответствии с которым, коронный гетман Ю. Язловецкий нанял для службы первых 300 казаков. Они давали присягу на верность королю и должны были, находясь в полной боевой готовности, отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений крестьян, восстававших против панов, и в походах на Москву и Крым. Эти казаки были занесены в специальный список (реестр), подтверждавший их права и привилегии, связанные с их государственной службой. Из-за чего, эти казаки получили наименование реестровые казаки (реестровцы).
В сентябре 1578 года король Стефан Баторий издал указ под названием «Соглашение с низовцами». Количество реестровцев увеличилось до 500 человек, а в 1583 — до 600. Реестровые казаки получили во владение городок Трахтемиров в Киевском воеводстве, где размещались войсковая скарбница (казна), архивы, арсенал, госпиталь, приют для бессемейных инвалидов. Король передал казакам клейноды (хоругвь, бунчук, булаву и войсковую печать).
Официально, реестровое казачье войско называлось «Войско Его Королевской Милости Запорожское».
Запорожцы за пределами России и попытки их к возвращению в родные места (1709—1734)
Каменская и Алешковская Сечи
Царь Петр I вплоть до его смерти не разрешал восстанавливать Сечь, хотя такие попытки были. На территории подконтрольных Османской империи казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709—1711 годы).
Однако в 1711 году московские войска и полки гетмана И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алёшковская Сечь (1711—1734 годы) на этот раз под протекторатом крымского хана, но и она просуществовала недолго
Новая Сечь (Подпольненская)
Только в 1733 г., когда началась война России с Турцией и крымский хан приказал запорожцам двинуться к русской границе, генерал Вейсбах, устраивавший украинскую линию крепостей, вручил им в урочище Красный Кут, в 4 верстах от старой Чертомлыцкой Сечи, грамоту императрицы Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство; здесь запорожцы прожили до 1775 г.
Задунайская Сечь (1775—1828 гг.)
После расформирования Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе, бывшим старшинам была дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки. Но трем казакам Екатерина не простила прежние обиды. Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри. Калнышевский на Соловках прожил до 112-летнего возраста и даже после амнистии Александра I предпочел остаться там.
Часть казаков Покинула пределы России и осела на землях турецкого султана, который позволил основать в дельте Дуная, где они образовали Задунайскую Сечь (1775—1828 гг.). На новом месте казаки конфликтовали с некрасовцами, а также участвовали в подавлении восстаний против Османской империи единоверных им православных народов Балкан (греки, болгары, сербы и т. д.).
Войско верных Запорожцев, Черноморское, Азовское и Кубанское казачество
Расформирование такой крупной воинской организации, как Запорожская Сечь принесло целый ряд проблем. Несмотря на уход части казаков за границу, около 12-ти тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи, многие не выдержали жесткую дисциплину регулярных армейских частей. Однако, казакам лично симпатизировал Григорий Потемкин, который, будучи «главным командиром», генерал-губернатором Новороссийского края, не мог не воспользоваться их военной силой. Поэтому было решено восстановить казачество и в 1787 г. казачьи старшины подали прошение на имя императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Александр Суворов, который по приказу императрицы Екатерины II организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско верных Запорожцев» и 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому, Антону Головатому и Захарию Чепиге флаги и другие клейноды, которые были конфискованы в 1775 году[17].
Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско, участвовало в Русско-турецкой войне 1787—1792. По окончании войны, в знак благодарности от Екатерины II-й, им была выделена территория левобережной Кубани, которую они заселили в 1792-93 гг. Войско приняло активное участие в Кавказской войне и других войн империи.
В 1828-м году, задунайские казаки во главе с кошевым Йосипом Гладким перешли на сторону России и были помилованы лично Императором Николаем I. Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828—1860). Оно, как и исторические морские походы Запорожцев, играло роль преимущественно береговой охраны Кавказского побережья, и особенно отличилось в Крымской войне. В 1860-м году войско расформировали и казаков переселили на Кубань. Последний кошевой Задунайской Сечи, наказной атаман Азовского казачьего войска, генерал-майор Осип Гладкий похоронен на исторической родине казаков в Александровске (ныне г. Запорожье).
В этом же, 1860 году Черноморское войско объединили с двумя левыми полками (Хопёрский и Кубанский) Кавказского линейного войска в Кубанское казачье войско, которое сохранилось по настоящие время.
Историческая основа картины
19-ый османский султан Мехмед IV Охотник (Авджи), правивший в 1648-1687 гг., в 1672 г. начал войну с Польшей. В результате Журавненского мира (1676 г.) Польша уступила Османской империи Подолию (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и частично в Приднестровье) и часть Украины.
Существует легенда, по которой султан, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику Бога на земле.
Запорожцы ответили на это письмом, не стесняясь в выражениях. Они откровенно смеялись над доблестью султана, насмехались над его высоким мнением о себе и над званием «непобедимого рыцаря», которое он присвоил себе сам. Вот поэтому атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, полны веселья и приподнятого настроения.
Текст письма султана Мехмеда IV
Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мехмед IV.
Ответ запорожцев
Ответ Запорожцев Магомету IV
Запорожские казаки турецкому султану!
Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой […]
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и […]. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою…
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским.
История создания картины

И. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Оригинал этого письма не сохранился, но екатеринославский этнограф-любитель Я. П. Новицкий нашёл копию, сделанную в XVIII в. Он передал её известному историку Д. Яворницкому. Однажды историк, чтобы развлечь своих гостей, зачитал это письмо присутствующим в его доме, среди которых был и художник И. Репин. Художника заинтересовал этот сюжет, и в 1880 г. он начал делать этюды для картины.
Яворницкий хорошо знал историю Украины, он много помог художнику в работе над этим полотном, которое было громадным не только по сюжету, но и по размеру: 2,03×3,58 м.
Этюды к картине создавались Репиным в кубанской станице Пашковской (сейчас это микрорайон г. Краснодара), Екатеринодаре (сейчас Краснодар), в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области.
Зарисовки он делал и во время путешествия по Запорожью в 1880-1881 гг.
Прототипами персонажей знаменитого полотна послужили Репину его друзья и знакомые, многие из которых являются известными историческими личностями. Например, в образе писаря изображён Дмитрий Иванович Яворницкий.
Существует версия, что для этого персонажа позировал известный журналист того времени Владимир Гиляровский, которого называли «Королём репортёров». Вы можете сравнить его изображение на картине Репина с портретом художника С. Малютина (1915).
Образ высокого казака с повязкой на голове создан с руководителя класса батальной живописи в Академии художеств Н. Д. Кузнецова. По национальности он был греком и на картине символизировал образ старшего сына Тараса Бульбы – Остапа.
А один из центральных персонажей картины, кошевой атаман Иван Дмитриевич Серко, был написан с командующего Киевским военным округом генерала Михаила Ивановича Драгомирова.