Конспект самоанализа компетентностно ориентированного урока литературы в 7 классе (повесть Н.В.Гоголя Тарас Бульба)



Самоанализ модели компетентностно ориентированного урока
литературы в 7 классе по теме «Мир природы и мир человека в изображении
Н. В. Гоголя» (исследование по повести «Тарас Бульба», гл. 2).

Раздел программы по литературе «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» рассчитан на 10 часов, то есть на 5 модулей. Мною представлен сценарий проведения второго модуля, тема и содержание которого соответствуют требованиям действующего Госстандарта, государственной программе по интегрированному курсу литературы (родной и мировой) для учебных заведений с русским языком обучения, 5-9 кл. Считаю, что рационально, продуманно, дидактически правильно определена доминирующая цель и образовательные, развивающие, воспитательные задачи модульного урока, которые в полной мере соотносятся с его композицией и способами, формами, методами подачи содержания учебного материала, отвечают возрастным, психологическим особенностям и интеллектуальным способностям учащихся 7 класса, несут информацию об ожидаемых результатах. Учитывая компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный образовательные подходы к обучению, я отдаю предпочтение гибкой структуре урока, которую можно варьировать, видоизменять, моделировать в зависимости от хода событий урока. Относительно места урока в изучаемом разделе государственной программы по литературе, основной цели и дидактических задач, которые сформулированы вместе с учащимися и согласуются с их личным опытом, считаю, что тип, вид, модель модульного урока - творческой мастерской выбраны правильно.
Тип урока – комбинированный, модель урока – творческая мастерская смешанного типа, вид – исследование. Считаю, что современная технология педагогических (творческих) мастерских с её дидактическим, психолого-педагогическим, методическим и обучающим инструментарием способна раскрыть каждого учащегося как разностороннюю личность, вселить в его душу огонёк веры в свои собственные силы и творческий потенциал, создать ситуацию успеха, радости, обретения. Поэтому я выбрала именно эту прогрессивную форму организации учебно-воспитательного процесса, главная идея которой: «Все способны!» Механизм проведения мастерской на уроке литературы в 7 классе был определён логической взаимосвязью отдельных структурных этапов, которые хронометрированы, имеют свою цель, содержание, отличаются чёткой смысловой завершённостью. Это следующие этапы: мотивационный (предъявление индуктора, определение концепта), создание творческого продукта, социализация, промежуточная рефлексия, корректировка, формирование нового информационного запроса, афиширование созданной продукции (социализация), общая рефлексия. В основе поведенческой структуры мастерской – толерантное отношение между субъектами педагогического процесса, взаимообогащающий диалог, полилог, совместное познание. Данная разработка – это попытка преобразовать, модифицировать традиционный, стандартный урок по литературе в педагогическую мастерскую. Почему я выбрала именно такую форму организации учебной деятельности и общения с учащимися? Во-первых, материал интересный, захватывающий, требующий эмоционально-ценностного отношения к миру, хотелось бы, чтобы ребята полноценно, осознанно восприняли его не только на явном, но и на имплицитном уровне, увлеклись чтением, изучением, активно проявили свою самостоятельную творческую деятельность, приобрели определённые коммуникативные умения и научились правильно, корректно вести себя в полемическом споре. Во - вторых, педагогическая мастерская просто создана для модульной системы обучения – шире, глубже, насыщеннее стандартного урока, и это находит эффективное воплощение в разных измерениях: пространстве, содержании, времени, способах взаимодействия. Структура предлагаемой творческой мастерской характеризуется гармоническим соединением коммуникативной, лингвистической, культурологической и деятельностной линий гуманитарного образования. Весь процесс обучения на мастерской был ориентирован на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон, психологический комфорт для каждого ученика.
Педагогическая (творческая) мастерская – это развивающее социально-культурное пространство, общение, и даже в большей степени, чем обычный урок. Начало данного модульного урока - творческой мастерской - проведение конкурса «Сундучок мудрости», где учащиеся представили свой комментарий афористичной цитаты из первой главы повести, продемонстрировали уровень владения образным и выразительным словом, «чувство фразы», умение правильно оформлять свои мысли, отстаивать собственную позицию. Литературная разминка, экспресс-тест и последующая самопроверка с использованием возможностей ИКТ выявили уровень подготовленности учащихся к усвоению новой темы (выполнение задания, самопроверка проведены быстро, использование инструмента мультимедийной доски «шторка» значительно сэкономило время). Проблемные вопросы и задания, которые были предложены, способствовали развитию образного и ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, творческих способностей учащихся, интереса к обучению, позитивному настрою на активизацию мысли, а не на слепое заучивание. Использование проблемного метода всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения, обеспечивает самостоятельность и свободу выбора. Определение индуктора – понятия «мир героев» и концепта «степь» - стало психологическим толчком, импульсом, который вызвал у учащихся интерес к изучению предложенной темы, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности. Построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт, поэтому и состоялся продуктивный диалог всех участников мастерской. Используемый дидактический материал, рациональная система заданий характеризовались тематическим единством и коммуникативной направленностью. Идейный нерв, цементирующая основа мастерской – любовь к Родине, которая живёт в сердце каждого человека, неугасающий интерес к её историческому прошлому, главные ценности в жизни человека. Это своеобразный подтекст, идеологическое начало мастерской, которое прослеживалось во всех предложенных заданиях, а также видах, формах и продуктах творческой деятельности учащихся. Тема трепетного и бережного отношения к родной земле имеет большой духовный, воспитательный потенциал, несёт в себе огромный эмоциональный заряд. Она неисчерпаема, как и сама жизнь, поэтому прикосновение к такой сокровенной теме считаю не только уместным, но и необходимым. Ведь главная задача педагога – воспитать достойных граждан своей страны, имеющих активную личную и гражданскую позицию, любящих свою Родину, свой народ, свой родной край и его историю. Литературный мостик, собственная оценка событий и характеров героев, осмысление фантастической гипотезы и добавки, дискуссия по проблемной ситуации, проблемно – текстуальный анализ и интерпретация текста, на основе этого создание собственных высказываний – таково поступательное движение процесса создания продуктов творческой деятельности учащихся на мастерской. Формы предъявления, социализации разные: решение коммуникативно-ситуативного упражнения, составление «киноленты видения» и кеннингов, проведение эксперимента, обращение к терминологическому словарику, написание творческой работы - лирической миниатюры или эссе (по выбору учащихся). Такие виды и способы познавательной деятельности дидактически оправданы, так как в их контексте в полной мере была реализована главная цель модуля: научить учащихся добывать знания самостоятельно и использовать их в своей дальнейшей практической деятельности, создать содержательные и организационные условия для личностного, интеллектуального саморазвития школьников, овладения ими творческими умениями и практическими навыками, формирования интеллектуальных способностей к самопознанию, самосовершенствованию. Чередование парной, индивидуальной и групповой работы, атмосфера доверия и сотрудничества учащихся и учителя, содержательная работа с дидактическим материалом, использование достижений инновационных технологий, в том числе кооперативной, интерактивной и ИКТ, обращение к личному опыту школьников, связь с другими видами искусства (интегрированное обучение) способствовали развитию индивидуальности каждого учащегося, дали толчок творческому процессу создания собственного, авторского продукта, формированию литературной, коммуникативной, информационной, социальной компетенции. Задания, поставленные перед группами, требовали вдумчивого осмысления, понимания и восприятия материала, а не механического заучивания. Я выполняла роль посредника, консультанта, фасилитатора, корректировала и направляла мысли учащихся таким образом, чтобы они активно, сосредоточенно стремились постичь истину, рассмотреть неповторимую, чарующую, живописную красоту украинской степи, единство духовного мира человека и природы, основу его жизни. Старалась сотрудничать со всем классом, так как считаю, что учитель должен быть равен учащимся в поиске знаний и освоении информации, её применении, исследовании. Все виды работ соответствовали возрастным особенностям учащихся, позволили мне организовать работу групп на основе совместного поиска и взаимодействия, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому семиклассники были не пассивными созерцателями и слушателями, а ощутили себя исследователями, равноправными активными участниками учебно-воспитательного процесса. На мастерской использованы активные методы, приёмы и формы обучения, отвечающие концепции компетентностного образования, были созданы условия для развития познавательных интересов, формирования навыков исследовательской работы учащихся. Это позволило рационально организовать работу на протяжении всего модуля и в полной мере осуществить контроль уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся. Оптимально организована индивидуальная, парная, групповая работа с учётом уровня учебных возможностей учащихся, самостоятельная поисковая деятельность обеспечивалась в процессе сотрудничества членов группы и учителя. Использование наглядности, мультимедийных презентаций, технических средств обучения (проектор, мультимедийная доска, ноутбук) позволило не только доступно закрепить изученный материал, но и сэкономить рабочее время, помогло учащимся глубже проникнуть в суть изучаемого материала, презентовать результаты деятельности групп, познакомить с общей структурой и особенностями заданий творческого, исследовательского характера. Вопросы, задаваемые учащимся, активизировали их самостоятельные суждения, направляли на доказательные ответы. Это способствовало реализации принципов воспитывающего и развивающего обучения. В ходе изучаемой темы была организована кропотливая работа с текстом повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», предложено не только воспроизвести изучаемый материал, но и выделить самое главное, подтвердить практические навыки теоретическими сведениями. Дополняя и углубляя ответы учащихся, я стимулировала их на активное, осознанное усвоение материала постановкой проблемных вопросов. Следует отметить умение практически всех учащихся уверенно вести себя во время выступления, защиты и афиширования результатов работы группы, умение обратиться к учителю, дополнить или исправить ответ товарища. Работа на мастерской была организована таким образом, что обучение оказывало воздействие на развитие и воспитание школьников, при этом учитывались индивидуальные способности, учебные возможности каждого из них, таким образом была создана атмосфера партнёрского, паритетного диалогического взаимодействия. Модульный урок – творческая мастерская прошёл в деловой атмосфере взаимопонимания и сотрудничества. Мой стиль в общении с учащимися – это доброжелательность, уважительность, толерантность в гармоническом единстве с разумной строгостью, требовательностью. Дети – это своеобразный индикатор человечности и искренности учителя. И, если они работают увлечённо, с интересом на протяжении всего урока, значит, учитель эту проверку выдержал, а урок достиг своей цели. Организация и композиция данного программного материала построены таким образом, что изучаемая литературная тема полностью усвоена на модульном уроке. Продуманно и своевременно дано домашнее задание. Его содержание является логическим продолжением всей архитектоники урока, носит творческий дифференцированный характер, активизирует мыслительную деятельность, способствует самореализации личности учащегося. На уроке были созданы соответствующие организационные, морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические условия. Модульный урок проведён в достаточно высоком темпе, рационально была использована каждая минута урока, цели и задачи реализованы, достигнуты. Контроль осуществлялся беспрерывно через динамику психолого-педагогического содержания развивающего взаимодействия при помощи ученических способов рефлексии, самоконтроля и самооценки. Проведена рефлексия, где учащиеся высказали свои впечатления от работы на мастерской, самооценка их деятельности. Подведение итогов прошло с использованием интерактивного приёма «Микрофон». Учащиеся углубили свои знания о духовном, нравственном, поэтическом мире исторической эпопеи Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», задумались над главными ценностными ориентирами в жизни человека, научились внимательно и вдумчиво читать, анализировать, интерпретировать художественный текст, пояснять причинно-следственные связи, совершенствовали свою литературную, коммуникативную, социокультурную, деятельностную компетенции, научились эффективно и продуктивно сотрудничать в малых группах. Приёмы мотивации и организации учебной познавательной деятельности на модульном уроке способствовали созданию такой ситуации, в которой все учащиеся чувствовали удовлетворение от успехов своей деятельности, поверили в свои силы. Активная самостоятельная и познавательная деятельность учащихся, полилогическое и диалогическое общение на педагогической мастерской, последовательная работа по формированию творческого читателя с развитым критическим мышлением позволяют сделать вывод о том, что программный материал по теме «Мир природы и мир человека в изображении
Н.В. Гоголя» (исследование по повести «Тарас Бульба», гл. 2) усвоен на достаточном уровне, дидактические цели и задачи творческой мастерской достигнуты.
Следует обратить внимание на тех учащихся, которые по объективным причинам не присутствовали на уроке, и организовать для них изучение данного материала в он-лайн - режиме через сайт.





15