Интегрированный урок (литература и музыка) Тема: «Родство средств художественной выразительности в слове и музыке» (на материале повести «Тарас Бульба»)
Интегрированный урок
(литература и музыка)
Тема: «Родство средств художественной выразительности в слове и музыке» (на материале повести «Тарас Бульба»)
Цель: через сопоставление средств художественной выразительности выявление взаимодействия музыки и литературы как творческого союза и его влияния на раскрытие художественного образа.
Задачи: 1) развивать коммуникативную, информационную компетентности;
2) формировать интегрированные качества восприятия и оптимизации навыков целостного и динамичного охвата явлений искусства;
3) воспитывать интерес к авторской позиции, роли писателя и
композитора в произведении;
4) через групповые формы работы обучать умению коллективно
размышлять о связях музыки и литературы.
Оформление, оборудование, инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации к повести, тетради по литературе и музыке, музыкальные файлы.
Ход урока
I. Актуализация первичного опыта учащихся
Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок - интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки. Вы изучили произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Коснемся некоторых вопросов содержания произведения. Когда-то Станиславский, глядя на невыразительную игру актеров, воскликнул: «Не верю!»
«Верю - не верю»
1. «Тарас Бульба» - это рассказ.
2. Женщины в Запорожской Сечи имели такие же права, как и мужчины.
3. Основной темой повести является тема любви Андрия к красавице полячке.
4. Главная цель борьбы Тараса со шляхтичами - борьба за независимость Украины, за православную веру.
Что потрясло вас в повести и заставило задуматься, переживать? Выдержки из сочинений
Как Н.В. Гоголю удалось достичь этого? Какими художественными средствами?
Давайте вспомним средства художественной выразительности в слове.
Ответы детей, после ответов — 3 группы (синтаксические, фонетические, лексические) выводятся на экран.
II. Работа с отрывками
Учитель литературы: Дома индивидуально вы готовили три отрывка для выразительного чтения с самыми сильными в художественном плане трагическими сценами: три смерти, три казни. Итак, первая - казнь Андрия (далее казнь Остапа, казнь Тараса). Чтение наизусть. Найти средства художественной выразительности (по рядам, работа в группах).
Как думаете, почему ребятам удалось так эмоционально прочитать предложенные эпизоды? Ответы детей — интонация, темп, и т.д.
Учитель музыки: А в музыке мы можем использовать те же средства художественной выразительности?
Давайте вспомним основные средства музыкальной выразительности. Ответы детей: мелодия, ритм, темп, тембр, лад, и т.д. После ответов на экран выводятся основные средства музыкальной выразительности.
Учитель литературы: Согласитесь, что есть общие контуры мелодий выразительно произнесенного и спетого текста. Иначе говоря, музыкальная речь близка интонационно-выразительной речи человека.
Учитель музыки: Да, интонация - основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза. Мелодия - это интонационно осмысленное музыкальное построение. Красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной людям. Становится очевидной мысль о единстве слов и мелодии. Это ли не доказывает нам тесную связь слова и музыки?
III. Целеполагание
Учитель музыки: Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока? Ответы детей, тема на экране
Учитель литературы: К какому виду эпических произведений относится «Тарас Бульба»? Ответы детей — повесть, повесть героическая
Учитель музыки: Скажите, а какой музыкальный жанр наиболее полно смог бы раскрыть не только героико-трагический сюжет повести, но и яркие образы гоголевских героев? Ответ детей – опера
IV. Закрепление имеющихся знаний
Учитель литературы: Итак, группа «литераторов» уже представила нам свою часть подготовительного этапа нашего исследования. А теперь слово «музыкантам».
Учитель музыки: Группа музыкантов провела свою подготовительную работу, в которой прослеживается отношение Гоголя к оперному искусству.
Презентация «Гоголь и опера».
Сравнение Руси с колокольчиком и народа с песней у Гоголя естественно и художественно обоснованно. Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь - это не фантазия автора, потому что в то время казаки действительно считали себя «русскими», так же называли свой язык и веру. Душа народа, его песня и сам народ для Гоголя нераздельны. Писатель указал композиторам одно из средств овладения новой тематикой в оперном искусстве — обращение к народному песнетворчеству.
Отрывок из фильма «Композитор Глинка»
Учитель литературы: Пусть эти слова станут эпиграфом нашего творческого проекта - создание новой, 18-й русской национальной оперы по повести «Тарас Бульба».
Учитель музыки: Скажите, а что является литературной основой любой оперы? Ответы детей — либретто
На уроках музыки мы уже знакомились с этим понятием. Давайте вспомним, что такое либретто и из чего оно состоит.
Видеоролик «Либретто»
Учитель литературы: Скажите, можно ли в качестве либретто использовать само литературное произведение? Ответы детей - нет.
Да, действительно, без значительного сокращения количества персонажей, упрощения сюжета использовать текст первоисточника нельзя. В опере любая реплика, по сравнению с драматическим театром, требует втрое, вчетверо большего времени. Поэтому главное требование к либретто -лаконизм.
Еще одним важным условием написание либретто является четкое соблюдение законов драмы как одного из видов искусства. Эти законы - общие как для литературного, так и для музыкального драматического произведения. Кто скажет, каковы они?
Ответы детей - наличие конфликта, соблюдение этапов развития: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка.
Учитель музыки: В нашем будущем либретто пролог, три действия, эпилог и будут соответствовать этим этапам. Скажите, что является основным выразительным средством в опере? Ответ детей — пение.
По каким правилам распределяются типы оперных голосов среди персонажей?
Ответы - чем моложе или возвышенней персонаж, тем выше по тесситуре тип голоса. Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт (контральто): мужские голоса: тенор, баритон, бас.
«Верю - не верю» (3-4 вопроса)
1. В опере герои только поют, (не верю, говорят речитативом, танцуют)
2. Понятие «симфонизм» связано не с симфоническим оркестром, а с драматургией музыкального произведения любого жанра, (верю)
3. Баллада - это только музыкальный жанр, (нет, это, прежде всего, литературный жанр, часто кладется на музыку)
4. Существует муза, покровительствующая одновременно литературе и музыке, (верю)
И вы совершенно правы. Это Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки. Пусть она сегодня нам покровительствует и помогает в творческой работе.
V. Работа в группах
Учитель литературы: Мы поняли, что для создания либретто необходимы 3 условия: 1) описание обстановки (декорации), 2) определение главных героев и их характеры, 3) краткое изложение сюжета с соблюдением требований к драматическому произведению. Исходя из этих трех составляющих, формируем три рабочих группы. Чтобы работа в группах была плодотворной, необходимо хорошее знание текста повести и знание законов оперы как музыкального жанра. Поэтому группы будут смешанными - музыканты и литераторы. Первая группа занимается созданием декораций и костюмов, поэтому мы включили в нее ребят, увлекающихся художественным творчеством. Получите список своей группы, собирайте ее участников и приступайте к работе.
Учитель музыки: Вторая группа будет заниматься определением главных героев нашей будущей оперы. Не забывайте, что в либретто не должны присутствовать второстепенные действующие лица. Литераторы будут давать литературные характеристики героев, а музыканты в соответствии с общепринятыми правилами наделят этих героев определенным типом оперного голоса.
Третья группа составляет краткое содержание, основанное на сюжете повести. Литераторы продумывают сюжетную линию в соответствии с канонами драматургического развития, музыканты наполняют сюжет музыкальными номерами (ариями главных героев, дуэтами-диалогами героев, ансамблевыми, хоровыми номерами для массовых сцен). Не следует забывать, что сюжетная интрига должна быть простой и наглядной.
Учитель литературы: Любой труд должен быть оценен, но оценивать вашу работу сегодня будем не мы, учителя, а координаторы групп в зависимости от степени вашей эффективности в выполнении творческого задания.
Учитель музыки: Мы сегодня говорили о музыкальных произведениях, созданных на основе гоголевских произведений. Но есть музыкальное произведение, главным героем которого является сам писатель. Это «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке. Мы с вами будем изучать ее на одном из последующих уроков музыки. А пока фрагмент из этой сюиты будет сопровождать вашу работу и вдохновлять вас на творчество.
Звучит фрагмент из «Гоголь-сюиты» Л. ШниткеУчителя подходят к каждой группе, помогают и направляют.
VI. Подведение итогов групповой работы
Учитель литературы: Завершаем работу в группах. Просим плакаты с результатами ваших изысканий вывесить на доску. Координаторов групп просим назначить представителей для отчета.
Заслушиваем представителей групп.
VII. Объяснение домашнего задания и рефлексия
Учитель музыки: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, начало нашего грандиозного, можно даже сказать, амбициозного проекта по созданию русской национальной оперы положено. Домашнее задание - продолжение работы над проектом. Время выполнения проекта - три недели.
Учитель литературы: А теперь скажите, вам понравился сегодняшний урок? Как вы себя чувствовали на уроке? Что произвело на вас большее впечатление? Нам очень интересно ваше мнение, поэтому просим вас высказать его, заполнив небольшую анкету.