Открытый урок по литературе «Загадка портрета» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Открытый урок
«Загадка портрета»
(по роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»).
Разработала: учитель русского языка
и литературы
Горяева Н.П.
Цели урока:
Обучающие: углубление представлений учащихся о портрете литературного персонажа как средстве создания образа героя в литературном произведении, знакомство с портретной характеристикой Г. А. Печорина, выявление особенностей портрета героя, понимание причин обращения автора к психологическому портрету героя;
Развивающие: развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков, навыков монологической речи, развитие умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать.
Воспитывающие: формирование способностей учащихся к сотрудничеству, сотворчеству, умений работать в группе, воспитание чувства прекрасного посредством обращения к высокохудожественной литературе.
I
Ход урока.
«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому,
что рассказал в «Герое нашего времени»,
высказано в портрете Печорина».
А. М. Марченко «Столетия не сотрут».
I Вступительное слово учителя. Беседа. 3 мин
Наш урок посвящен знакомству с портретом главного героя романа М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» Г. А. Печорина. В центре нашего внимания – портрет героя. Портрет героя является одним из самых распространенных приемов создания художественного образа в литературе.
- дайте определение портрету.
(портрет – это описание внешнего облика персонажа)
-давайте вспомним портреты литературных персонажей:
блиц-опрос «Угадай»:
1. Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан (Ольга)
2. Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой. (Татьяна)
3. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий
азиатский костюм. Необыкновеннее всего были глаза. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета (старик из повести Гоголя «Портрет»)
II
Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. (Бирюк)
Он был, казалось, лет шести;
как серна гор, пуглив и дик
и слаб и гибок, как тростник (Мцыри)
II Этап определения целей и задач урока 5 мин
В центре внимания нашего урока – портрет Григория Александровича Печорина. И тема урока «Загадка портрета».
Сформулируйте цели и задачи нашего урока.
- познакомиться с портретом главного героя;
- понять, почему Лермонтову важно обратить внимание читателей на портрет героя;
- выяснить, в чем заключается загадка портрета Печорина, выяснить особенности внешнего облика героя;
-прийти к пониманию того, что психологический портрет Печорина – зеркало его души.
Работа с эпиграфом к уроку.
«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина». А Марченко
- определите главное предложение в этом предложении
(все высказано в портрете Печорина)
Итак, все высказано в портрете.
- Почему же для Лермонтова так важен портрет героя? И что все высказано в портрете героя?
В портрете героя автор выражает особенности характера. Портрет – ключ к разгадке характера героя. Это зеркало его души.
III
Сообщение учащегося о Лафатере.
В 19 веке особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера. Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат.
- Кстати, в произведениях Лермонтова имя Лафатера упоминается очень часто.
- какой вывод вы сделаете из данного сообщения?
(Для Лермонтова важно уже в портрете героя отметить особенности характера. Портрет героя – ключ к пониманию характера, его внутреннего мира).
III Групповая работа по анализу портрета героя 7 мин
Задания для групп:
найти противоречия и странности в портрете Печорина;
найти указание на социальное происхождение героя;
найти черты романтического героя в облике Печорина. Зачем Лермонтов наделяет своего героя романтическими чертами?
найти авторское отношение к своему герою.
Итоги работы представить в таблице.
Странности и противоречия в портрете
Социальное в портрете
Черты романтического героя в портрете героя
Авторское отношение к герою
Описание глаз Печорина
Описание улыбки
IV
IV Презентация итогов групповой работы 15 мин
Странности и противоречия
Социальное в портрете
Романтические черты
Авторское отношение к герою
Тело стройное, крепкое – нервическая слабость;
Чистое белье – пыльный сюртучок;
Глаза не смеялись, когда он смеялся;
Светлые волосы – черные усы;
Возраст юноши – детское в улыбке.
Обилие неопределенных слов-местоимений: что-то, какой-то
Маленькая аристократическая ручка
Породистость
Чистое белье
Волосы, вьющиеся от природы
Бледные пальцы
Бледный, благородный лоб.
Вывод: романтическое одиночество сильной, мятежной личности
Ироническое: он сидит, как Бальзакова кокетка 30лет;
Чистое белье – признак порядочного человека.
Вопросы и обсуждение итогов работы.
- как понять эпитет детская улыбка? (выводы индивид. работы)
(может, этим эпитетом автор определяет отношение Печорина к другим людям?) Интерес, желание обладать – поиграл и бросил?
V
V Выводы урока 5 мин
Выводы формулирует учащийся каждой группы . Запись выводов в тетради.
( Лермонтов представляет нам портрет молодого офицера. Портрет полон загадок, противоречий, странностей. В них – весь Печорин. Согласно мнению литературоведа Марченко, в портрете героя высказано все. Что это за герой? Каков его внутренний мир? Каков образ мыслей? Этот портрет вызывает интерес читателей к герою, побуждает разгадать героя.
VI Оценка деятельности учащихся 1 мин
VII Д/з. 1 мин глава «Бэла». Сравнительная хар-ка Бэлы и Печорина: «Тигр и cерна». Анализ слов, передающих душевные состояния Бэлы и Печорина в сцене обольщения, в сцене смерти Бэлы.
Ю. Айхенвальд, исследователь творчества Лермонтова, писал: «Безлюбовный, т.е. мертвый. Приносящий страдания всем, кто с ним соприкоснется» Как вы понимаете эти строки?
Разгадана ли личность Печорина?
VI
Задания для группы №1
1. Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глва «Максим Максимыч»)
2. Найдите в данном портрете странности и противоречия .
3. Сделайте вывод: почему Лермонтов преподносит читателю такой противоречивый портрет?
Задания для группы №2
Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
Найдите в портрете указания на социальное происхождение героя.
Почему это указание важно для Лермонтова?
Задания для группы №3
1.Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в портрете черты романтического героя.
3. С какой целью Лермонтов создает портрет романтического героя?
V
Задания для группы №4
1.Прочитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в данном описании отношение автора к своему герою.
Задание для индивидуальной работы
1.Проанализируйте 2 абзац портретного описания Печорина
2.Почему Лермонтов обращает внимание на глаза героя?
Задание для индивидуальной работы
Найдите описание улыбки Печорина.
Какой смысл вкладывает Лермонтов в эпитет «детская улыбка»? Проанализируйте слово «детский»
Самоанализ урока литературы
Тема урока: «Загадка портрета»
(по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Методическое обоснование урока.
Содержательный аспект урока.
Урок литературы «Загадка портрета» по роману «Герой нашего времени» призван обозначить генеральные линии в анализе идейно-художественного своеобразия как романа, так и в анализе образа героя. Перед учащимися стоит сложная задача определить особенности психологического портрета главного героя, понять художественную задачу писателя, давшего портретную характеристику героя. Понять мысль о том, что Лермонтов создает образ героя времени, личность незаурядную, яркую, противоречивую.
II/ Цели урока:
Обучающие: углубление представлений учащихся о портрете литературного персонажа как средстве создания образа героя в литературном произведении, знакомство с портретной характеристикой Г. А. Печорина, выявление особенностей портрета героя, понимание причин обращения автора к психологическому портрету героя;
Развивающие: развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков, навыков монологической речи, развитие умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать.
Воспитывающие: формирование способностей учащихся к сотрудничеству, сотворчеству, умений работать в группе, воспитание чувства прекрасного посредством обращения к высокохудожественной литературе.
III. Место урока в системе уроков:
2-ой в системе уроков по изучению романа «Герой нашего времени»/
IV Тип урока:
Изучение новой темы
V Методы и приемы:
слово учителя
эвристическая беседа
проблемно-поисковый анализ
сообщение уч-ся
VI Принципы обучения:
природосообразности
научности
деятельности
комфортности
наглядности
VII Средства обучения:
тексты произведения Лермонтова «Герой нашего времени».
Эпиграф: строки А. Марченко, исследователя творчества М. Ю. Лермонтова.
схемы к уроку:
Иоганн Каспер Лафатер,
Портрет как способ создания образа героя
карточки с заданиями для групповой работы по анализу портрета
таблицы для групп «Портрет Печорина»: странности, противоречия, романтические черты, анализ улыбки героя, глаз.
VIII Формы организации деятельности учащихся:
Блиц-турнир для внимательных читателей «Угадай портрет героя». Цель: активизация мыслительной деятельности уч-ся, реализация задач самоактуализации, мотивации к деятельности.
Фронтальная. Фронтальный опрос. Цель: актуализация знаний о портрете как способе создания образа героя
Групповая работа с целью реализации задач по анализу портретной характеристики героя
индивидуальное сообщение о Лафатере Иоганне Каспере с целью расширения кругозора, формирования читательского интереса, реализации задач урока. Призвано для определения вывода о важности обращения писателя к портретной характеристике героя
Презентация итогов групповой деятельности по анализу портрета героя.
IX Структура урока:
1.Этап мотивации. Определение целей и задач урока. 3 мин
2.Этап актуализации знаний 5 мин. На данном этапе актуализируются знания учащихся о портрете как средстве создания образа героя. Также учащимся предлагается продемонстрировать знание портретных характеристик героев различных произведений
3. Этап организации групповой работы 7-10 мин
Обоснование обращения к технологии группового обучения. Обращаясь к данной технологии, мы преследовали цели реализации принципа комфортности обучения, принципа сотрудничества.
4. Этап презентации итогов групповой деятельности уч-ся 15 мин
5. Этап обобщения 5 мин Учащиеся обобщают выводы, подводят итоги своей деятельности.
6. Этап оценки деятельности уч-ся 1 мин. Рефлексия
7. Этап инструктажа Д\з 1 мин
X. Итоги урока.
На наш взгляд, данный урок в целом достиг поставленных целей. Задачи, выдвинутые на уроке, были реализованы. Удалось выстроить логику урока. Каждый этап урока был органично и логично завершен выводами учащихся. К каждому новому этапу был выстроен мостик. В целях реализации задач художественного анализа портрета героя учащимся была предложена групповая работа. На данном этапе учащимся не удалось полностью реализовать возможности группового анализа. На этапе презентации учащийся представлял итоги своей деятельности, а не коллективной. В целом учащиеся демонстрировали знание материала, готовность к сотрудничеству, умение излагать свои мысли логично, правильно. Учитывая отдельные моменты, как то: неготовность отвечать 2-х учениц, потеря времени на этапе актуализации знаний, считаем, что урок достиг поставленных целей и задач.
Сообщение о трактате Лафатера
В 19 веке особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера. Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат. В произведениях Лермонтова часто встречается имя этого писателя.
Задания для группы №1
1. Перечитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в данном портрете странности и противоречия . Оформите свои выводы в тетрадях в виде таблицы или схемы.
3. Сделайте вывод: почему Лермонтов преподносит читателю такой противоречивый портрет?
Задания для группы №2
Перечитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
Найдите в портрете указания на социальное происхождение героя.
Почему это указание важно для Лермонтова?
Задания для группы №3
1.Перечитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в портрете черты романтического героя.
3. С какой целью Лермонтов наделяет своего героя чертами романтического героя? (вспомните особенности романтического героя)
Задания для группы №4
1.Перечитайте портрет Григория Александровича Печорина (глава «Максим Максимыч»)
2. Найдите в данном описании отношение автора к своему герою. Как относится автор к своему герою?
Задание для индивидуальной работы
1.Проанализируйте 2 абзац портретного описания Печорина
2.Почему Лермонтов обращает внимание на глаза героя?
Задание для индивидуальной работы
Найдите описание улыбки Печорина.
Какой смысл вкладывает Лермонтов в эпитет «детская улыбка»? Проанализируйте слово «детский»