План лекции по теме: История сестринского дела. Философия сестринского дела
План лекции № 1
Дисциплина или междисциплинарный курс: ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям должностям служащих («Младшая медицинская сестра по уходу за больными») МДК 04.01 Теория сестринского дела
Курс, специальность I (II) курс, специальность: Сестринское дело (код 060501)
Количество часов 2
Место проведения лекционный зал
Тема: История сестринского дела. Философия сестринского дела.
Мотивация изучения темы: «Почему мы так мало знаем о нашем прошедшем, так скоро его забываем и так легко относимся к тому, что ожидает нас в ближайшем будущем».
Н.И. Пирогов, русский̆ хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической̆ анатомии, основоположник русской̆ военно-полевой̆ хирургии, основатель русской̆ школы анестезии.
«Философия – это окно в сердце, разум и душу. Это путеводная звезда, идеал, к которому надо стремиться». Марша Фаулер, профессор философии и сестринского дела.
Цели занятия: Знать историю сестринского дела. Перспективы развития сестринского дела.
Знать философию сестринского дела.
Учебные: изучить ключевые моменты данной темы:
- заслуги Ф. Найтингейл в сестринском деле;
- историю создания и задачи общества Красного Креста и Красного Полумесяца;
- Российское общество Красного Креста;
- развитие сестринского дела в России. Современные представления о развитии сестринского дела в России;
- основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе;
- основные понятия философии сестринского дела: пациент, сестринское дело, окружающая среда, здоровье;
- содержание философии сестринского дела;
- принципы и этические компоненты философии сестринского дела.
Формируемые общие и профессиональные компетенции: ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Воспитательные (формулируются с учетом компетентностного подхода):
сформировать специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
способствовать формированию патриотизма.
Развивающие (формулируются с учетом компетентностного подхода):
Обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с учебными дисциплинами): информатика и ИКТ, история, философия, гигиена.
Оснащение (средства обучения): учебно – наглядные пособия, вербальные средства, технические средства, специальное оборудование.
Основные этапы занятия: (с указанием хронометража)
Орг. момент 10 мин.
Объяснение нового материала 60 мин.
Закрепление нового материала 10 мин.
Задание на дом 10 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент проверка присутствующих на занятиях, соответствие внешнего вида студентов и аудитории, наличие лекционных тетрадей, учебников. Сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается и записывается план лекции.
2. Объяснение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
а) введение краткий экскурс в историю изучаемого вопроса, т. е. обращение к событиям, времени, месту и т.д.
б) основная часть
- заслуги Ф. Найтингейл в сестринском деле;
- историю создания и задачи общества Красного Креста и Красного Полумесяца;
- Российское общество Красного Креста;
- развитие сестринского дела в России;
- основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе;
- основные понятия философии сестринского дела: пациент, сестринское дело,
окружающая среда, здоровье;
- содержание философии сестринского дела;
- принципы и этические компоненты философии сестринского дела.
в) заключение подведение итога лекции, выводы, руководство к действиям.
3. Закрепление материала проводятся по ходу лекции. Задаются вопросы к записям в лекционной тетради. Подводятся итоги прослушанного материала.
4. Задание на дом даются четкие рекомендации к занятию, акцентируя внимание на главных вопросах:
- развитие и становление сестринского дела за рубежом;
- организация системы ухода за больными в начале 19 века в России;
- организация общин сестер милосердия в России;
- история создания общины: Св. Георгия. Роль Н.И. Пирогова;
- деятельность сестер милосердия во время военных действий;
- история создания и задачи Российского общества Красного Креста;
- основные понятия философии сестринского дела;
- принципы и этические компоненты философии сестринского дела.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА:
Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологи издание шестое Ростов - на – Дону: Феникс 2015 стр. 7 -36, 104 - 115.
Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела практикум Ростов - на – Дону: Феникс 2014.стр.5 -12,21 – 28.
Островская И.В., Широкова Н.В.Основы сестринского дела : учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008.
В.П. Романюк, В.А. Лапотников, Я.А. Накатис. История сестринского дела в России. – СПБ: СПбГМА, 1998. – 144 с.
Преподаватель Зинчева Ю.И.