Практические занятия Основы культуры профессионального общения
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»
УтверждАЮ
Зам. директора по УМР
________________Е.В.Сабельникова
«___»__________2015 г.
Методические указания
к выполнению практических работ
по ОП.02. Основы культуры профессионального общения
Профессия 43.01.02 Парикмахер
Составитель преподаватель ________________ И.Н.Савченко
Рассмотрено на заседании ПЦК сфера услуг
«___»__________2015г.
Протокол №___
Председатель ПЦК ________ Н.И. Дегтева
(подпись) И.О. Фамилия
Шебекино 2014
Перечень практических работ
Название работы
Кол-во часов
№1 Деловая игра «Модные направления в прическах различных эпох»
1
№2 Тестирование «Хороший ли Вы психолог?».
1
№3 Деловая игра «Роль речевого этикета для вашей будущей профессии»
1
№ 4 Дискуссия по теме: «Правила проведения телефонных переговоров. Рекомендации, необходимые для инициаторов телефонных переговоров»
1
№5 Тренинговая игра « Как правильно оформлять визитные карточки?»
1
№6 Дискуссия «Стиль. Как создавать свой стиль»
1
№7 Дискуссия «Стиль. Как создавать свой стиль»
1
№8 Тест «Коммуникабельны ли Вы?»
1
№9 Тестирование «Ваши эмпатические способности»
1
№ 10 Тестирование «Ваши эмпатические способности»
1
№ 11 Тестирование «Ваш стиль делового общения»
1
№12 Тестирование «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения».
1
№ 13 Тестирование «Умеете ли Вы слушать?»,
«Оценка самоконтроля в общении (Марион Снайдер»)
1
№14 «Тест Г.Айзенка «Ваш тип темперамента»
1
№15 «Тест Г.Айзенка «Ваш тип темперамента»
1
№16 Тестирование «Ваш способ реагирования в конфликте»
1
ИТОГО
16
Информационные источники
Основные источники:
Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения ОИЦ – М.: « Аадемия», 2012
Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи/Ю. А. Бельчиков.-2-е изд., испр. и доп.- М.:УРАО,2012. -158 с.
Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие/О. А. Баева.-5-е изд., стереотип.- М.: Новое знание, 2011.- 367 с.
Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика/Ф. А. Кузин.- М.: Ось-89, 2012.- 511 с.
Кузнецов, И. Н. Технология делового общения/И. Н. Кузнецов.-М. [и др.]: МарТ, 2013.-125 с.
Курьянович, А. В. Культура письменной речи: курс лекций/А. В. Курьянович -Томск: издательство ТГПУ, 2013.- 135 с.
Современный этикет: Золотые советы и правила/Отв. ред. Е. Басова.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2012.- 223 с.
Дополнительные источники:
Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения ОИЦ – М.: « Аадемия», 2012
Аннушкин, В. И. История русской риторики: Хрестоматия: Учебное пособие/В. И. Аннушкин.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:Флинта, 2012.- 413с.
Введенская, Л. А. Деловая риторика: учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: МарТ, 2014.- 510 с.
Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации: Учеб.пособие/ СПбГУТ. СПб., 2013.
Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник для вузов/О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2012.- 271 с.
Далецкий, Ч. Б. Риторика: Заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие/Ч. Б. Далецкий.- М.: Омега-Л, 2013.- 486 с.
Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: [Монография] /Е. Л. Доценко.- 3-е изд., испр. и перераб.- СПб.: Речь, 2013.- 293 с.
Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность/Ю. Н. Караулов.-3-е изд., стер.- М.: УРСС, 2013.- 261 с.
Леонтьев, А. А. Психология общения: Учебное пособие для вузов/А. А. Леонтьев.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Смысл, 2014.- 364 с.
Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация /Е. В. Медведева.- Изд. 2-е, испр.-М.: Едиториал УРСС, 2014. -277 с.
Пивонова Н. Е. Речевые и письменные коммуникации: учебно-методическое пособие/Н. Е. Пивонова.- СПб.: ИВЭСЭП, 2013.- 94 с.
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации/Г. Г. Почепцов.- М.: Рефл-бук, 2013.-651с.
Психология и этика делового общения: Учебник для студентов высш.учеб.заведений/[В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко и др.; Под ред.В.Н. Лавриненко]. - 2-е изд.,перераб.и доп.- М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2011.-279 с.
Рогов, Е. И. Психология общения/Е. И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- 334
Формирование духовного мира подрастающего поколения: Учебно-методические материалы; Материалы областного конкурса «Творческая мастерская учителя» / Управление образования и науки Белгородской области; Центр духовного просвещения. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2014. – 272 с.
Шипов Я. Православие: словарь школьника/ Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2014. – 320 с.
Интернет –ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2
Выберите вещи, которые вы любите. Выясните, что именно на одежде, которую вы выделили, заставляет вас так любить носить ее – например, вырез, рукава, украшения или цвет. Составьте список этих особенностей и возьмите его с собой, когда позже пойдете делать покупки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3
Ищите вдохновение. Один из способов стимулировать и развивать свой собственный стиль - это определить, что хорошо смотрится на других людях. Листайте журналы, смотрите телевизор в поисках тенденций, которые бросаются в глаза. Если люди часто делают вам комплименты, что вы выглядите, как некоторые знаменитости, ищите их имена в Интернете и изучите, что они носят, чтобы подобрать цвет и размер. Кроме того, прогуляйтесь в многолюдных местах, таких как торговые центры или центральные пешеходные проспекты. Понаблюдайте за тем, во что одеты другие и запомните модные тенденции, которые вам по вкусу.
Рассмотрите возможность дополнить свой гардероб элементами другой культуры. Некоторые субкультуры пропагандируют уникальную моду, которая отражает определенный образ жизни. Вам не нужно подражать всему и поддерживать экстравагантные, диковинные взгляды, основанные на определенной культуре, однако вы можете наблюдать за ними для вдохновения. Например, если вам нравятся юбки в форме колокола, которые любят носить готические девушки, или любимые скинхедами летные куртки. Когда вы видите то, что вам нравится, это так просто – внести какой-нибудь новый мелкий аксессуар в свой гардероб.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4
Попросите о помощи. Если вы переживаете трудное время в поисках вдохновения, или вы волнуетесь, что у вас плохой вкус, то спросите мнение со стороны. Свяжитесь с близким другом или кем-то из тех родных, чьим чувством стиля вы восхищаетесь, и спросите его или ее, что именно вам хорошо подойдет. Или посетите магазин или бутик, который следует подходящей вам моде и попросите продавца помочь вам создать стильный образ.
Не бойтесь! Просить помощи может быть трудно. Помните, что большинство ваших друзей и родственников хотят, чтобы вы чувствовали себя максимально комфортно в вашей одежде. Кроме того, большинство людей, работающих в магазинах одежды, любят помогать людям найти нужный образ и будут рады помочь и вам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5
Не забудьте про обувь. Новая пара обуви может вдохнуть новую жизнь в ваш образ. Ищите то, что вы можете носить часто и то, что сочетается с общим видом, к которому вы стремитесь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6
Отправьтесь за покупками. Когда вы определитесь, что именно вам нравится, начните ходить по магазинам. Вы не должны наполнить свой гардероб на одном дыхании – наоборот, распределите покупки на короткие интервалы времени, например, каждые несколько недель, до тех пор, пока вы создадите гардероб, который вам нравится. Посетите хозяйственные магазины, магазины-склады, магазины одежды, торговые центры, торговые точки, бутики и универмаги, или покупайте через Интернет-магазины.
Ходите по магазинам с другом, который не боится высказать мягкую (но конструктивную) критику в ваш адрес во время покупки. Таким образом, вы узнаете честное мнение о вашем стиле.
Делайте покупки не в сезон. Облегчите нагрузку на свой бюджет, покупая вещи в межсезонье. Например, покупайте шорты и купальники осенью, а свитера весной.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7
Найдите хорошего портного или швею (в дополнение). Размеры одежды выпускаются для широких масс, и, следовательно, одежда может не сидеть на вас так, как вам бы хотелось. Если вам понравилась деталь одежды, но размер вам не подходит, нужна помощь портного или швеи для коррекции. Изменить повседневную одежду из недорогих тканей можно по достаточно низкой цене, и эти дополнительные расходы безусловно будут стоить уверенности, которую вы почувствуете, одеваясь в одежду подходящего размера.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8
Добавьте аксессуары. Украсьте ваш обычный образ, добавив несколько интересных аксессуаров. Сделать это очень просто, купив чистые шнурки для обуви или надев неброский поясок. Если вы действительно хотите изменить ваш образ, попробуйте добавить украшения, шарфы, шляпы или пряди волос.
Преобразите то, что у вас уже есть. С помощью нехитрых швейных навыков, вы можете добавить ленты, бисер, вышивку, застежки, аппликации или другие аксессуары, чтобы подчеркнуть вашу одежду. Посетите местный магазин рукоделия для идей и покупки нужных материалов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9
Смешивайте и сочетайте. Попробуйте сочетать разные элементы для создания убедительного, неповторимого образа. Например, даже если вы убеждены, что новый аксессуар не будет хорошо сочетаться с вашими капри, все равно примерьте его. Может, все, что вам нужно, - это надеть весь наряд вместе с поясом, который вы не носили с прошлого лета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10
Измените прическу. Правда, ваша прическа не относится к гардеробу, но она может резко изменить вид вашей одежды. Попробуйте по-другому уложить волосы сутра или поэкспериментируйте, возможно, новый шампунь или продукт поможет им выглядеть лучше. Если вы собираетесь попробовать кардинально поменять стрижку или цвет волос, проконсультируйтесь со стилистом, что именно вам подойдет лучше всего. Просмотрите фото в журналах или в Интернете для вдохновения и представьте это на себе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11
Важно быть самим собой. Самое главное, чтобы ваш новый облик заставлял вас чувствовать себя прекрасно. Создание индивидуального стиля - это на самом деле возможность просто носить то, что вы хотите. Думайте позитивней и будьте более конструктивными и выразительными со своими идеями и возможностями
Советы
Следуйте трем правилам: вам это к лицу, подходит, вам хватает денег.
Не бойтесь кого-то копировать. Если вы восхищаетесь чужим стилем, позаимствуйте идеи этого стиля. Просто постарайтесь копировать как можно меньше деталей, иначе вы можете обернуть их против себя.
Не пытайтесь носить одежду, которая слишком тесная, думая, что это делает вас стройнее. Это не так. У каждой женщины в возрасте за 30 должно быть зеркало в полный рост, и она должна им пользоваться перед выходом из дома.
Носите цвета, которые заставляют вас чувствовать себя счастливыми и красивыми. Если вы чувствуете себя в вашей одежде хорошо, то и выглядеть в ней вы будете хорошо.
Если вы молодая девушка, поэкспериментируйте с новым макияжем. Сходите на макияж в специальные отделы универмага. Объясните визажисту, в чем вы заинтересованы, но будьте готовы согласиться с его/ее видением, ведь вы могли скрывать свои лучшие черты. Будьте готовы приобрести, по крайней мере, в качестве благодарности.
Если вы намерены контролировать свой бюджет, не останавливайтесь в поисках скидок в больших магазинах. Несмотря на их постоянное снижение цен, можно найти вещи еще дешевле в секонд-хенде.
У вас должна быть веселая одежда с ярким принтом и классным орнаментом.
Не обращайте внимание, если вас кто-то копирует. Вы из себя представляете намного больше, чем ваш стиль, и ваш стиль – это гораздо больше, чем одна деталь. Воспринимайте это как комплимент и найдите что-то новое.
Если вы действительно хотите быть уникальной, вы можете создавать свою собственную одежду и аксессуары. Конечно, это потребует навыков в шитье, вязании и др.
Если вы – девушка невысокого роста, попробуйте носить пышные или присобранные наряды. Это визуально сделает вас выше
.
Подбор прически:
Подбор стиля:
Практическое занятие № 8
Тест «Коммуникабельны ли вы?»
Цели и задачи:
Применить полученные знания на практике.
Изучить свою коммуникабельность.
Обработать результаты пройденного теста.
Сделать выводы.
Оборудование и инструменты: тетради, инструкционная карта.
Ход работы:
Проделать тест на свою коммуникабельность
Полученные результаты записать в тетрадях
Вывод
Контрольные вопросы
Насколько вы коммуникабельны?
Что такое коммуникабельность?
Инструкционно-технологическая карта №8
Инструкция: ответьте на следующие вопросы, используя три варианта ответов: «да», «нет» или «иногда».
Опросник:
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?).
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть 100 рублей, которые занял несколько дней назад.
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не станете вступать с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, в библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения купить (получить) что-либо или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете? Так ли это?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Обработка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов, которое вы набрали, используя ключ. Варианты ответов оцениваются: «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0. Оцените свой результат.
30 – 32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25 – 29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выходит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством. В вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19 – 24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14 – 10 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных кампаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9 – 13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что нередко вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не отступать.
4 – 8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.
3 и менее баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпение и сдержанность, уважительно относитесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Практическое занятие № 9, 10
Тест «Ваши эмпатические способности»
Цели и задачи:
Применить полученные знания на практике.
Узнать свои эмпатические способности.
Обработать результаты пройденного теста.
Сделать выводы.
Оборудование и инструменты: тетради, инструкционная карта.
Ход работы:
Проделать тест на свои эмпатические способности
Полученные результаты записать в тетрадях
Вывод
Контрольные вопросы
Каковы ваши эмпатические способности?
Инструкционно-технологическая карта №9,10
Инструкция:
Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями (ответ "да" или "нет").
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.
9. Моя интуиция более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно. 11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я, тем не менее, нахожу правильный подход к человеку. 22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних Людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, “разложив по полочкам”.
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
30. У меня творческая натура поэтическая, художественная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей
Ключ к тесту.
Подсчитывается число правильных ответов по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, 13, +19, +25, -31;
2. Эмоциональный канал эмпатии: 2, +8, 14, +20, -26, +32;
3. Интуитивный канал эмпатии: 3, +9, +15, +21, +27, -33;
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, 10, -16, -22, -28, -34;
5. Проникающая способность в эмпатии: +5, 11, -17, -23, -29, -35;
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.
Интерпретация результатов.
Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. В данной методике в структуре эмпатии различаются 6 тенденций (шкал).
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную "волну" с окружающими сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством “вхождения” в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности человека видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции формируются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует словесно-эмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль и интерпретации основного показателя уровня эмпатии.
Суммарный показатель теоретически может изменяться и пределах от 0 до 36 баллов. Нормы теста Бойко на уровень эмпатии .
30 баллов и выше очень высокий уровень эмпатии;
29-22 средний; 21-15 заниженный;
менее 14 баллов очень низкий.
Практическое занятие № 11
Тест «Ваш стиль делового общения»
Цели и задачи:
Применить полученные знания на практике.
Узнать свои свой стиль делового общения.
Обработать результаты пройденного теста.
Сделать выводы.
Оборудование и инструменты: тетради, инструкционная карта.
Ход работы:
Проделать тест на ваш стиль делового общения
Полученные результаты записать в тетрадях
Вывод
Контрольные вопросы
Каков ваш стиль делового общения?
Инструкционно-технологическая карта №11
Инструкция. С помощью этого теста вы можете оценить свой стиль делового общения. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание па то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.
1. Я люблю действовать.
2. Я работаю над решением проблем систематическим образом.
3. Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.
4. Мне очень нравятся различные нововведения.
5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.
6. Я очень люблю работать с людьми.
7. Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.
8. Для меня очень важными являются окончательные сроки.
9. Я против откладываний и проволочек.
10. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.
11. Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет.
12. Я всегда стараюсь искать новые возможности.
13. Я сам люблю устанавливать цели, планы и т.п.
14. Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.
15. Обычно и стараюсь понять эмоциональные реакции других.
16. Я создаю проблемы другим людям.
17. Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.
18. Я нахожу, что действия, основанные на принципе «шаг за шагом», являются очень эффективными.
19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.
20. Я люблю творческое решение проблем.
21. Я все время строю планы на будущее.
22. Я восприимчив к нуждам других.
23. Хорошее планирование ключ к успеху.
24. Меня раздражает слишком подробный анализ.
25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.
26. Я очень ценю опыт.
27. Я прислушиваюсь к мнению других.
28. Говорят, что я быстро соображаю.
29. Сотрудничество является для меня ключевым словом.
30. Я использую логические методы для анализа альтернатив.
31. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.
32. Я постоянно задаю себе вопросы.
33. Делая что-либо, я тем самым учусь.
34. Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.
35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
36. Я не люблю вдаваться в детали.
37. Анализ всегда должен предшествовать действиям.
38. Я способен оценить климат в группе.
39. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.
40. Я воспринимаю себя как решительного человека.
41. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.
42. Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.
43. Я могу открыто выразить свои чувства.
44. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.
45. Я очень люблю читать.
46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.
47. Я пс люблю заниматься одновременно несколькими вопросами.
48. Я люблю достигать поставленных целей.
49. Мне нравится узнавать что-либо о других людях.
50. Я люблю разнообразие.
51. Факты говорят сами за себя.
52. Я использую свое воображение, насколько это возможно.
53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.
54. Мой мозг никогда не перестает работать.
55. Важному решению предшествует подготовительная работа.
56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.
57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.
58. Эмоции только создают проблемы.
59. Я люблю быть таким же, как другие.
60. Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.
61. Я примеряю свои новые идеи к людям.
62. Я верю в научный подход.
63. Я люблю, когда дело сделано.
64. Хорошие отношения необходимы.
65. Я импульсивен.
66. Я нормально воспринимаю различия в людях.
67. Общение с другими людьми значимо само по себе.
68. Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.
69. Я люблю организовывать что-либо.
70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
71. Общение и работа совместно с другими людьми являются творческим процессом.
72. Самоактуализация является крайне важной для меня.
73. Мне очень нравится играть идеями.
74. Я не люблю попусту терять время.
75. Я люблю делать то, что у меня получается.
76. Взаимодействуя с другими, я учусь.
77. Абстракции интересны для меня.
78. Мне нравятся детали.
79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению.
80. Я достаточно уверен в себе.
Обработка результатов. Обведите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в приведенной ниже таблице. Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов), наиболее предпочтителен для вас.
Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум стилям, значит, они оба присущи вам.
Стиль 1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74, 79.
Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78.
Стиль 3: 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 71, 76, 80.
Стиль 4: 4, 5, 12, J6, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 72, 73, 77.
Стиль 1 ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой.
Стиль 2 ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и мало эмоционален.
Стиль 3 ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональны, чувствительны, умеют сопереживать окружающим.
Стиль 4 ориентация на перспективу, на будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понять.
Практическое занятие № 12
Тест «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения »
Цели и задачи:
Применить полученные знания на практике.
Узнать уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения.
Обработать результаты пройденного теста.
Сделать выводы.
Оборудование и инструменты: тетради, инструкционная карта.
Ход работы:
Проделать тест на ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения
Полученные результаты записать в тетрадях
Вывод
Контрольные вопросы
Каков ваш уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения?
Инструкционно-технологическая карта №12
Инструкция:
Ответьте на приведенные утверждения «да» или «нет».
1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком громко или слишком тихо.
2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.
3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.
4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.
5. Я часто бываю скован в движениях.
6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-либо не облокотиться.
7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредотачиваясь на его речи.
8. Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.
9. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.
10. Мне трудно скрыть внезапно возникшие эмоции.
11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.
Обработка результатов
Чем меньше утвердительных ответов (ответов «да»), тем лучше человек владеет невербальными средствами общения.
Если даны 11 отрицательных ответов («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность.
Практическое занятие № 13
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Тест «Оценка самоконтроля в общении( Марион Снайдер)»
Цели и задачи:
Применить полученные знания на практике.
2. Изучить свое умение слушать.
3. Оценить самоконтроль в общении.
4. Обработать результаты пройденных тестов.
Сделать выводы.
Оборудование и инструменты: тетради, инструкционная карта.
Ход работы:
Проделать тест на оценку самоконтроля в общении
Полученные результаты записать в тетрадях
Вывод
Контрольные вопросы
Какова ваша оценка самоконтроля в общении?
Инструкционно-технологическая карта №13
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Ответьте на вопросы, дав оценку в баллах: почти всегда – 2, в большинстве случаев – 4, иногда – 6, редко – 8, почти никогда – 10.
1. Стараетесь ли закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?
2. Могут ли вас раздражать манеры собеседника?
3. Может ли неудачно сказанное выражение спровоцировать вас на резкость и грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, вульгаризмы?
10. Может ли у вас в общении быть снисходительный тон с оттенком иронии?
Подсчитайте сумму баллов. Если в итоге вы набрали сумму свыше 62, то вы слушатель выше среднего уровня. Вы относитесь к собеседнику с уважением независимо от того, насколько близки вам его суждения. Вы понимаете, что беседа – это диалог, где каждый из собеседников высказывает свою точку зрения. Вы можете поменять свою точку зрения на противоположную, если собеседник приведет достаточно веские аргументы. Иными словами, вы гибки в общении, любите дискуссии и склонны выяснять суть вещей с помощью логических доводов.
Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру)
помощью этого теста вы можете определить свой уровень контроля при общении с другими людьми. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените как верное или неверное для себя. Верное – обозначьте буквой В, а неверное – буквой Н.
Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
Из меня мог бы выйти неплохой актер.
Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
Я не всегда такой, каким кажусь.
Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ «Н» за 1, 5, 7 вопросы и за ответ «В» – на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
0-3 балла показывают низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, отчего некоторые считают вас «неудобным» по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Практическое занятие № 14, 15
Тест Г. Айзенка «Ваш тип темперамента»
Цели и задачи:
Применить полученные знания на практике.
2. Изучить свой тип темперамента.
3. Обработать результаты пройденного теста.
4. Сделать выводы.
Оборудование и инструменты: тетради, инструкционная карта.
Ход работы:
Проделать тест на свой тип темперамента
Полученные результаты записать в тетрадях
Вывод
Контрольные вопросы
Каков ваш тип темперамента?
Инструкционно-технологическая карта №14, 15
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
Вас легко обидеть?
Любите ли Вы часто бывать в компании?
Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
Часто ли Вы мечтаете?
Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
Часто ли Вас тревожит чувство вины?
Все ли ваши привычки хороши и желательны?
Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
Считают ли Вас человеком живым и веселым?
После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
Вы иногда сплетничаете?
Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
Вы раздражительны?
Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
Вы ходите медленно и неторопливо?
Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
Любите ли Вы подшутить над другими?
Страдает ли Вы от бессонницы?
Ключ.
Экстраверсия - интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
«Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров. Экстраверсия - интроверсия: больше 19 - яркий экстраверт, больше 15 - экстраверт, больше 12 - склонность к экстраверсии, 12 - среднее значение, меньше 12 - склонность к интроверсии, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.
Нейротизм: больше 19 - очень высокий уровень нейротизма, больше 13 - высокий уровень нейротизма, 9 - 13 - среднее значение, меньше 9 - низкий уровень нейротизма.
Ложь: больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, меньше 4 - норма.
Описание шкал
Экстраверсия интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Круг Айзенка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]. Пояснение к рисунку "круг Айзенка": Сангвиник = стабильный + экстравертированный
Флегматик = стабильный + интровертированный
Меланхолик = нестабильный + интровертированный
Холерик = нестабильный + экстравертированный
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных. Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). «Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Практическое занятие № 16
Тестирование «Ваш способ реагирования в конфликте»
Цели и задачи:
Применить полученные знания на практике.
2. Изучить реакцию реагирования в конфликте.
3. Обработать результаты пройденного теста.
4. Сделать выводы.
Оборудование и инструменты: тетради, инструкционная карта.
Ход работы:
Проделать тест на свою реакцию и способы реагирования в конфликте
Полученные результаты записать в тетрадях
Вывод
Контрольные вопросы
Какова ваша реакция и способы реагирования в конфликте?
Инструкционно-технологическая карта №16
Тест помогает определить основные способы вашей реакции на конфликтные ситуации.
Ученые по 12 суждениям из 30 пар выявляют пять возможных вариантов поведения человека в той или иной конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление. Выберите то суждение, которое наиболее типично для вашего поведения (пусть вас не смущает, что некоторые варианты поведения будут повторяться в других сочетаниях).
1. а) Иногда позволяю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Стараюсь найти компромиссное решение.
б) Пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) Иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Стараюсь найти компромиссное решение.
б) Стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Пытаюсь избежать неприятностей для себя,
б) Стараюсь добиться своего.
7. а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться в другом.
8. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) Первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Твердо стремлюсь добиться своего.
б) Пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
б) Стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Предлагаю среднюю позицию.
б) Настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Стараюсь не задеть чувств другого.
б) Обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Дам возможность другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому.
б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
б) Отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь ему идти навстречу.
б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Обычно я предлагаю в споре среднюю позицию.
б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Стараюсь не задеть чувств другого.
б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Оценка результатов.
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б,14б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26б, 29а.
Избегание: la, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б,15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения человека в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.
Стандартный формат визиткиCreate Your Own Dress Style Step 1Create Your Own Dress Style Step 2Create Your Own Dress Style Step 3Create Your Own Dress Style Step 6Create Your Own Dress Style Step 7Create Your Own Dress Style Step 9Create Your Own Dress Style Step 11Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 9Рисунок 14Рисунок 13Рисунок 2Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 12Рисунок 14Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315