План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по уменьшению проявлений СДВГ
Подготовила: Дудукчян И.А., педагог-психолог,
ГБОУ школы –интерната №2, г. Сочи
План-конспект
индивидуального коррекционно-развивающего занятия.
ЦЕЛЬ: уменьшение и коррекция проявлений СДВГ у учащегося 3его класса с РАС
Задачи:
коррекционно-образовательная: обучение ребенка с РАС включению в учебный процесс, с помощью сигнальной системы «Песочные часы»;
коррекционно-развивающая: развитие самоконтроля, развитие произвольности внимания, развитие аудиальной концентрации, развитие мелкой моторики и точечной ориентации, развитие визуальной кратковременной памяти;
коррекционно-воспитательная: воспитание у ребенка интереса к занятиям, культуры поведения на уроках, воспитание эмпатийного контакта;
Место:
кабинет арт-терапии
Инструментарий: пальчиковые игрушки – животные (слон, зайка), пинцет, крупы, песочные часы на 1, 3 и 10 минут, бубен, молоток (игрушка), свисток, колокольчик, барабан, мяч.
Время занятия: от 20 до 40 минут. 5 минут подготовка, 10 минут практическая самостоятельная работа, 1 минута отдых- свободное время 3 минуты. Возможно повторение занятия и увеличение времени до 40 минут.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Вводная часть:
1. Приветствие.
- Здороваемся с разными пальчиковыми животными - зайчик, слоник
2. Разминка. Гимнастика для рук с речевым сопровождением.
Упражнение: «Ёжик».
Катаем СуДжок по ладошке и массажеры для пальцев.
Стишок для сопровождения: «Ёжик, ёжик мается, на руке катается - вверх, вниз, вверх, вниз и на пальчиках зависа у ёжика в сердечке, живут милые колечки - мы колечки вынимаем и по пальчикам катаемвверх, вниз
(на каждом пальце) (3-5 минут)
Основная часть:
демонстрация пинцета, объяснение техники безопасности (дотронуться пальчиками до острых кончиков пинцета и объяснить, что махать руками и делать резкие движения опасно и категорически запрещено.)
Объяснение задания: необходимо, с помощью пинцета разложить перепутанные крупы (рис, горох, белая, красная фасоль, бусинки) по баночкам, в определенной последовательности: фасоль кр., рис, фасоль белая, бусинки. За 10 минут песочных часов необходимо разложить как можно больше круп. Для усиления внимания и развития кратковременной памяти можно усложнить задание, поменяв местами несколько баночек, но с соблюдением очередности круп, также можно предложить поменять руки. Далее совместная тренировка 1 мин., но как только песочные часы (10 мин.) перевернутся, ребенок должен работать самостоятельно. При утомлении и пресыщении необходимо привлечь внимание ребенка к песочным часам, к концу времени за одну, две минуты напомнить об отдыхе по окончании работы.
Примечание: В самом начале обучения ребенка данной системе, необходима словесная стимуляция, поддержка, поощрение. Со временем количество стимулирования должно снижаться. На 5-10 занятие, ребенок работает полностью самостоятельно. Затем возможен перенос системы в класс, на урок (предварительно проводится объяснение педагогу данной системы).
Окончание практической части: поощрение ребенка (словесно) и в виде игры. Свободное время – 1минута.
Смена вида деятельности (аудиальное внимание): игра «Разложи по звуку». Ребенку предлагается разложить крупы с помощью пинцета по баночкам по определённому звуку: бубен - горох, тамбурин – рис, молоток – белая фасоль, дудочка – красная фасоль, свисток – бусинки. (3 минуты). Отдых, свободное время для ребенка.
Примечание: Если ребенку сложно работать в одном ритме занятия более 10 минут, возможна смена вида деятельности, с активного на пассивный или, наоборот, и лишь после отдыха возможно продолжение занятия.
Заключительная часть: благодарим ребенка за проделанную работу, указываем на достижения, хвалим, поощряем, стимулируем на следующее занятие.
Обратная связь.
Прощание.
Рекомендации педагогам и родителям детей с РАС.
Из личного опыта работы педагога-психолога ГБОУ
школы-интерната №2 г. Сочи - Дудукчян Инны Александровны
Особенности взаимодействия и проведения занятий с детьми с РАС и СДВГ младшего школьного возраста.
Родителям, по взаимодействию с ребенком в семье:
Принимайте ребенка таким, какой он есть (не преуменьшайте и не преувеличивайте его проблемы, не делайте за него то, что он в состоянии сделать сам, постоянно хвалите за самостоятельность).
Если, не справляетесь с собственными эмоциями по поводу болезни ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам или близким. Вам необходима поддержка и помощь, чтобы избавиться от чувства вины или/и злости, обиды. Только здоровая личность способна помочь выздороветь другому!
Завидите дневник наблюдений за Вашим чадом. Фиксируйте все изменения и любые новые проявления (даже негативные). Это пригодится как вам, так и специалистам, которые будут работать с вашим ребенком. Наблюдение - является одним из самых показательных методов диагностики. Вы сэкономите много времени на узнавание специалистами особенностей поведения вашего ребенка,
Заведите дневник наблюдений за своими собственными реакциями на поведение вашего ребенка. Когда вы понимаете и признаете свои чувства и эмоции, даже негативные - вы проявляете честность, а значит и уважение по отношению к себе. И вы уже четко можете отдать себе отчет с чем вы справляетесь и в чем вы успешны, а над чем стоит поработать и\или обратиться к людям, которые готовы и могут вам в этом помочь. (примечание к 3,4 пунктам- в наше время с огромным количеством гаджетов вести дневник абсолютно не сложно, стоит только нажать н вашем телефоне на значок диктофона)
Нарисуйте или напечатайте режим дня с использованием ярких крупных и четких картинок. Возможно использование фото ребенка. Исключайте из режима то, что уже вошло в привычку, дополняйте новыми режимными моментами (поливка цветов, складывание игрушек.). Создайте ситуацию успеха, т.е. задания должны быть выполнимы на 100%. Начинайте только с доступных действий (что уже точно умеет делать), медленно включая новые, и только после нескольких повторений включайте их в нарисованный режим, чтобы закрепить не только само действия, но и соблюдать порядок этих действий). Хвалите за правильное соблюдение режима, с акцентом на выполненные обязанности по плану (указывайте прямо в плане то, что сделано.
Четко организовывайте пространство дома (место для игр, место для занятий, место для приема пищи, место для сна, место для отдыха ). Выделите уголок для уединения!!! Но позволяйте там находится, только когда это действительно необходимо. Или включите время пребывания в этом уголке в режим дня (без гаджетов), предварительно понаблюдайте на какое время дня чаще всего приходятся такие
Используйте подписанные системы хранения (даже, если ребенок не читает и не говорит) Подписывайте предметы, которыми пользуется ребенок
Чаще бывайте на свежем воздухе. Не обращайте внимания на окружающих. Думайте о себе и о вашем ребенке.
Особенности проведение занятий с детьми.
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
Старайтесь проводить занятия в одно и тоже время
Лучше реже, но стабильно.
Всегда начинайте и заканчивайте занятия чем-то приятным и интересным для ребенка. (никаких гаджетов и телевизора)
Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Совместно с ребенком создайте «укромное место», где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Обзор упражнений с детьми с РАС и СДВГ младшего школьного возраста
доносить информацию через схемы, наглядные картинки,
избегать переутомления,
обращаться к ребенку по имени,
обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,
осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,
использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом),
постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Определите со специалистами: нейропсихолог, психиатр, дефектолог, олигофренопедагог, педагог-психолог, те зоны, которым стоит уделить больше внимания и те, которые пока не стоит затрагивать. Таким образом у вас сложиться картинка определенных действий.
Что делать родителям - общие рекомендации
Ранний детский аутизм - медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами и детским психологом разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное - проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех.
Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения.
Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.
Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.
Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания.
Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.
Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют».
При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям.
Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение.
Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.
Оптимальная подготовка к школе - это малокомплектная интегрированная группа в коррекционном центре. Первое время, пока малыш не привыкнет, родители могут присутствовать на занятиях.Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны. Выбор конкретных методов и определение нагрузки лежит на родителях и узких специалистах, которые будут работать непосредственно с ребенком.
Заголовок 615