Рабочая программа внеурочной деятельности Учим русский язык (РКИ)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 69 Калининского района Санкт-Петербурга
«Принято» на
Педагогическом совете образовательного учреждения
Протокол № 1
от « 31 » августа 2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
________________В. И. Этнис
Приказ №
от «1» сентября 2016 г.
Программа внеурочной деятельности
«Учим русский язык»
для 2 классов
начального общего образования
Парфинская Н.В
(учитель начальных классов)
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Учим русский язык»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учим русский яык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 года N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») Образовательной программы начального образования ГБОУ СОШ № 69 Калининского района Санкт-Петербурга; Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов ГБОУ СОШ № 69 Калининского района Санкт- Петербурга (по реализации ФГОС НОО, примерной программы начального образования по предмету «Учим русский язык» предназначена для учащихся начальной школы и реализуется через занятия внеурочной деятельностью.
Методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ) кардинально отличается от методики преподавания русского языка его носителям.
Носители языка говорят автоматически, не осознавая правила и закономерности функционирования родного языка, иностранцам нужно осваивать фонетику, согласовать между собой слова в предложении, через осознание подставлять нужную форму глагола разнонаправленного или однонаправленного действия.
Необходимо тщательно работать над осознанием значения предлогов и приставок.
Работа над связной речью, т.е над предложением, невозможна без а) согласования именных частей речи и б) без изучения глагола.
Одной из наиболее трудных для иностранцев грамматических тем является категория рода, т.к это явление историческое и не может быть объяснено логически, его усвоение происходит постепенно с освоением новой лексики.
Форма числа также не имеет логического объяснения. Почему в одном случае во 2 склонении существительное имеет окончание а (словА), а в другом слово трансформируется в другую фонетическую конструкцию? (Небо- небеса, день – дни)
На начальном этапе накопления словарного запаса очень важно помочь детям увидеть закономерности в словообразовании, научить искать взаимосвязи и вычленять простое взаимодействие синтаксических конструкций. Например, увидеть способы подчинения прилагательного через изменение его окончания в зависимости от изменения формы существительного. Аналогично надо проследить изменение формы местоимения.
Фонетика и графика рассматривают соотношение звуков и букв.
В связи с фонематической привязанностью к артикуляции и воспроизведению звуков родного языка происходит акустический сбой и появляется стандартизированный набор орфографических ошибок, как то: постановка или пропуск мягкого знака в сильной позиции, например, ЛЬ. В слове мель и созвучных словах ль стандартно будет отвердевать, Щ будет отвердевать, Ц будет распадаться на две фонемы и замещаться звуками Т или С.
Поэтому кроме непосредственного тренинга написания в соответствии с правилами нужна еще и логопедическая технология постановки звуков.
Таким образом, данная программа предусматривает необходимый минимум упражнений, направленных на решение указанных проблем, расширение словарного запаса и должна оказать помощь детям в освоении русского языка.
Программа реализует принципы коммуникативного обучения и позволяет выработать базовые навыки устного и письменного общения на русском языке.
Важно отметить, что усвоение грамматической системы русского языка реализуется в процессе знакомства с текстовым материалом и выполнения заданий творческого характера. Иными словами, от ученика не требуется рутинного заучивания правил: грамматика "скрыта" в текстах и системе упражнений
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ценностные ориентиры.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным
каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих
его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир,
окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через
посредство той же среды отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах первоначальный этап
системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий
готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Результаты изучения курса
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Данная программа основана на разработках кандидата филологических наук Власовой Н,С.
Литература: Власова Н. С. «Русский язык как иностранный для малышей»
Власова Н.С. «Русский язык как иностранный базовый уровень»
«Русские глаголы движения с приставками»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет им. А.М.Горького»
ИОНЦ «Русский язык» Филологический факультет
Кафедра русского языка для иностранных учащихся
Глаголы движения русского языка (сборник таблиц и упражнений слушателям подготовительного отделения для иностранных граждан) национальный Горный университет Днепропетровск 2013
сто предмета в учебном плане:
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю.
Тематическое планирование (33 час)
№ темы
Тема занятия
дата проведения
план
факт
1
Приветствие. Диалог. Имя. Личные и притяжательные местоимения меня, мою, мой, его.
Вежливое обращение к старшим Вы
1
2
Е. Благинина «Котёнок» Животные взрослые и детёныши. Антонимы высоко – низко, далеко- близко, хорошо – плохо, скучно-весело
1
3
Русская народная сказка «Три медведя»
Притяжательные местоимения. Вопрос чья? Чей?
Образование имён с ласкательно- уменьшительным суффиксом Маша-Машенька
Род и число имен существительных = род и число личных местоимений.
Наречия места: здесь, справа, слева, там,
1
4
Роман Сеф «Лиловое стихотворение»
Цвета.
Род и число имени прилагательного, обозначающего цвет Существительные с двумя корнями. Черноухий, белобрюхий и т.д.
Прилагательные тёмно-синий, светло= красный.
1
5
Аким. «Цветные огоньки»
Единственное и множественное число существительных.
Образование единственного числа при помощи суффикса ёнок.
Дети- ребёнок
Котята- котёнок.
1
6
Союзное слово Который.
Маршак«Вот дом, который построил Джек»
Ответы на вопрос какой?
Единственное и множественное число прилагательных
1
07.10
7
Маршак «Вот дом, который построил Джек»
Продолжаем читать.
Согласование существительных (изменение падежных окончаний) Предлоги в, на.
ИЛИ.
Согласование прилагательных с существительными, стоящими в предложном падеже.
1
8
Маршак «У Тима-Тимофея»
Вопрос «Сколько?»
Согласование существительных и прилагательных в предложном падеже. Окончания, предлоги.
Падежные вопросы.
1
9
Маршак «Пудель»
Вопросительные слова: На ком, в чем? Кого? Что? Где? Как? Почему?
Условное наклонение глагола. Любила ли? Был ли?
Распространенные предложения. Союзы а, когда, и.
Согласование слов в винительном и дательном падежах
1
10
Р. Сеф На свете всё на всё похоже.
Согласование слов в винительном падеже.
1
11
Е. Благинина «День Рождения»
Согласование слов в винительном и родительном падеже
1
12
Согласование слов в дательном падеже.
1
13
В.Смит. «Очень многие считают, что коровы не летают»
Согласование вопросительных слов.
Кому ты звонишь? Чьему другу ты звонишь?
Местоимение свой. Согласование личных местоимений.
1
14
Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Согласование существительных , местоимени1 и прилагательных множественного числа в дательном падеже..
1
15
Маршак «Великан»
Частица ни –ни.
Повторение изученных форм согласований существительных.
Предлоги на – с, в - из
1
16
Р. Сеф» Кактус»
Расширение словарного запаса, Повторение изученных форм согласований. Ответы на вопросы Где? Когда? Почему? Отчего? Откуда? Как ты думаешь?
Рената Муха «Стояла плохая погода».
1
17
Маршак «О мальчиках и девочках»
Ответы на вопросы, Расширение лексического запаса, Согласование существительных и прилагательных в соответствии с падежами
1
18
Согласование существительных и прилагательных в творительном падеже.
1
19
Маршак «Белая лошадь с белым хвостом» Согласование существительных и прилагательных в предложном падеже. Предлоги с, со из, на.
Смысловое отличие употребления форм
1
20
Глаголы движения. Идти – ходить, шёл
Разнонаправленное и однонаправленное движение. Ехать – ездить, нести – носить, лететь – летать, ползти – ползать,
Бежать- бегать, плыть, плавать, гнать –гонять, катить – катать, лезть – лазать, тащить, таскать, вести – водить, везти, возить
1
21
Употребление глаголов идти-ходить, пойти, ехать– ездить, поехать. Будущее совершенное пойду, поеду и пр.
Повелительное наклонение Пойдите! Поезжайте!
1
22
Бесприставочные глаголы в настоящем времени. Иду-едем, еду-ездим, плыву- плаваем,, хожу-ходим . Бегу, бегаю, лечу- летаю
1
23
Глаголы движения с приставками.
Войду (внутрь) выйду, подойду, отойду, перейду. Схема движения изнутри наружу и снаружи внутрь. Наречия.
Прошедшее время с приставками. Вошёл, вышел, пришёл, ушёл, отошел, перешёл, обошёл
1
24
Основные случаи употребления бесприставочных глаголов движения в настоящем времени.
Однонаправленные: я еду в театр, Катя едет на вокзал.
Ты идёшь на урок, мы идём в столовую, мы едем на экскурсию, вы едете на экскурсию.
Разнонаправленные:
Мы ходим по парку. Машина ездит по городу
Он каждый день ходит в школу, Школьники часто ездят в театр.
1
25
Глаголы движения с приставками. Значение приставок Глаголы носить – нести, бегать- бежать, лететь – летать, возить = везти, водить, вести. Мягкий знак.
1
26
Союз когда. Конструкция предложения с подчинительной связью. Я просыпаюсь, когда звенит будильник. Я получаю пятерку, когда всё решаю правильно.
Союз если. «Если с другом вышел в путь»
1
27
Повторение изученного. Игра – моделирование. Изнутри и снаружи.
1
28
Разнонаправленные глаголы движения с приставкой об/обо Обходить, обползать, объезжать. Разделительный твёрдый знак.
1
29
Противительные союзы. А, но.
Правила дорожного движения. Он знал, что нужно дождаться зелёного сигнала светофора, но не сделал этого.
1
30
Глаголы движения с приставкой пере .
1
31-32-33
Повторяем, повторяем.
4
Итого: 33 час.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115