Конспект урока по русскому языку на тему: Обучение подбору проверочных слов для названий предметов


Тема: Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.
Цели:
познакомить с поиском проверочных слов путём изменения проверяемого слова по команде вопроса КТО? Или ЧТО»; учить пользоваться приемами:
развивать память, внимание, речь;
воспитывать положительное отношение к учёбе.
Планируемые результаты:
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений. Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Ход урока:
Орг. момент. Мотивация к учению.
- Сегодня на уроке у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева, давайте улыбнёмся им, поздороваемся. Я думаю, ребята, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
- Все ребята любят сказки. А за что вы их любите? ( в сказках добро побеждает зло, сказка всегда чему-то учит)
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки « В стране невыученных уроков» слайд 1
- Как вы думаете, прав ли Витя, что не хотел учить уроки?
- В жизни, ребята, бывают разные ситуации. Поэтому быть грамотным нужно всем.
- Давайте посмотрим, что же произошло с Витей. Слайд 2
- Витя Перестукин оказался в стране невыученных уроков. Он не может вернуться домой, пока не преодолеет все трудности. И мы ему должны помочь.
- Закончите предложения, соединяя слова левого столбика со словами правого: (устно) слайд 3
Корень это слова, у которых один и тот же корень
Однокоренные слова общая часть родственных слов
Слова-подсказки называют проверяемые
Слова, в которых решаются задачи проверочные
3.Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?
- Тема урока: слайд 4
- Какие цели поставим перед собой?
- Сегодня мы вспомним ранее изученный способ проверки безударной гласной и познакомимся с новым способом подбора проверочных слов для названий предметов.
- А какие гласные требуют проверки? Слайд 5
4. Минутка чистописания.
- Запишите их:
а о е я и
5. Словарная работа.
- Виктор Перестукин очень любил собак, и ему предложили написать слово. И вот как он его написал. Слайд 6
- Какую безударную гласную нужно писать?
- Запишите слово собака. Можно ли проверить написание безударной гласной в слове? Почему?
- Из какой группы слово? (животные) Вспомните 2 слова из этой группы и продолжите ряд слов. Проверьте. Как можно проверить?
(самооценка)
! – выполнено без ошибок слайд 7
+- - выполнил, но есть недочёты
-- - не справился с заданием
* работа с деформированным предложением:
- Составьте из слов предложение: слайд 8
во, злая, дв.ре, с.бака- Давайте запишем предложение комментировано, решая орфографические задачи. В словах, в которых мы пока не можем решить орфографическую задачу, оставляем «окошко».
Во дв.ре злая собака.
6. Постановка учебной задачи, проблема.
- У нас осталась одна нерешённая орфографическая задача.
- В каком числе стоит слово во дворе?
- Какой способ проверки мы уже знаем?
- Давайте попробуем проверить безударную гласную в слове во дворе, используя изученный способ проверки (он не подходит )7. Открытие нового знания.
- Проверим слово во дворе другим способом.
- Кто-нибудь догадался, как можно проверить?
- Я вам подскажу. Попробуйте изменить слово по команде вопросов кто? или что?
- Какой вопрос выберите?
- Какую же безударную гласную напишем в слове во дворе?
* физминутка8. Первичное закрепление.
- Давайте закрепим наши знания.
* упр. 360
Мини вывод: - Что обозначают слова?
- Каким способом пользовались?
- К каким словам подойдёт первый способ проверки?
9. Включение нового знания в систему знания и повторения.
*Самостоятельная работа (работа в парах)
- Витя прислал нам телеграмму с просьбой помочь ему исправить ошибки.
- У вас на партах карточки. Исправьте ошибки.
На дваре зима. Пушистый снег укрыл, паля, халмы. Все диревья в снигу.
- Прочитайте 1 предложение. В каком слове допущена ошибка?
- Прочитайте 2 предложение. В каких словах исправили ошибки?
- Прочитайте 3 предложение? В каких словах допущены ошибки?
Вывод:- Какими способами проверки пользовались?
* дифференцированное задание:
- Вспомним, кто оказался с Витей в стране невыученных уроков?
-У вас на столах лежат карточки с просьбой оказать помощь Вите или Кузе. Предлагаю вам самим сделать выбор.
Карточка 1
Выпишите в столбик выделенные слова вместе с предлогами, рядом запишите проверочные слова, решая орфографические задачи известными способами.
Ветер по м.рю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в в.лнах
На раздутых п.русах…
Карточка 2
Вставь пропущенные буквы, выдели корень:
Гн.здо, на л.сте, з.рно.
(проверка по слайду) слайд 9
- Какими способами проверки воспользовались?
10. Итог урока.
– Какую цель ставили в начале урока? (Учиться находить проверочные слова для названий предметов разными способами)
- Какие способы вы использовали для проверки слов? Слайд
- Кто с нами сегодня познавал тайны русского языка? (Витя из страны невыученных уроков)
- Мы помогли Вите вернуться домой. Слайд 10
11.Рефлексия. слайд 11
И в заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал дорогу, давайте воспользуемся звёздами:
- если вы усвоили тему урока – прикрепите жёлтую звёздочку
- если затруднялись, не разобрались в теме –красную
- Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и познавательным. Желаю удачи!