СКАЗОЧНЫЙ ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОД, игра.
СКАЗОЧНЫЙ ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОД
Большая психологическая игра
Игра разработана в рамках нового направления в арт-терапии флоратерапии. Психотерапевтический эффект основан на применении в работе растущих живых цветов (в горшках, открытом грунте, оранжерее). Метафорическая связь мира растений (флоры) и мира людей, филогенеза и онтогенеза создает предпосылки для проецирования клиентом на цветок важных для него собственных состояний, черт характера, отношений к другим людям. Контакт с живым растением помогает человеку найти собственные ресурсы и в мягкой, безопасной форме осознать и проработать имеющиеся проблемы.
Человек, как и растение, проходит ряд этапов развития рождение («зернышко», «проклевывание ростка»), детство («росток», «появление стебля и листьев»), юность («появление бутона», «цветение»), зрелость («плоды», «появление семян»), старость («увядание») и смерть («засыхание»). В связи с этим клиент, выбирая растение и взаимодействуя с ним (находящимся на том или ином этапе развития), получает возможность вернуться в прошлое, быть в настоящем или обратиться к будущему. Благодаря этому в терапии можно не только путешествовать во внутреннем пространстве клиента, но и двигаться по временной развертке, строя мосты к настоящему.
Внутрисемейная ситуация клиента и социальный контекст его развития также метафорически связаны с «растительным сообществом». Наблюдая за жизнью цветов и деревьев, травы и кустарников, а также создавая собственными руками пространство для взаимодействия и развития жителей цветочной страны или планеты растений, клиент осознает и оптимизирует отношения с другими людьми.
В работе применяются также разнообразные материалы: природные (камушки, песок, глина, земля, ракушки, шишки, сухие листья и ветви деревьев и т.д.) и искусственные (стеклянные бусинки, шарики, ткань, веревки, нитки, бумага, пластилин и т.д.), игрушки, предметы мебели и одежды.
ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ,или Юные волшебникина преддипломной практике
Ведущий. Мы приглашаем вас в волшебное путешествие. Мы все юные волшебники, направленные на преддипломную практику в сказочный цветочный город. Оглянитесь вокруг...
В пространстве комнаты на столах и стульях, на полу и подоконнике предварительно расставлены цветы в горшках и мини-контейнерах, растущие по одному и группами.
Раньше это был прекрасный город, и жизнь в нем была совсем другой. Но потом жители стали ссориться, враждовать и перестали общаться друг с другом. Совет волшебников решил наказать жителей этого города и превратил их в цветы. Почувствуйте атмосферу этого города, пройдитесь по его улочкам...
Участникам группы предлагается передвигаться по комнате, не разговаривая друг с другом.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ,или Знакомство с цветкоми представление его истории
Ведущий. Итак, мы с вами находимся в сказочном цветочном городе. Мы имеем возможность познакомиться с жителями этого города и отправиться к ним в гости. Подойдите к тому цветку, который вам более всего интересен...
Группа разбивается на мини-группы и пары, часть ее членов работает самостоятельно.
Каждый житель цветочного города поведает вам историю своей жизни. Через 10 минут вам предлагается представить эту историю всей группе в любом жанре.
Через 10 минут группа знакомится с историей жизни каждого жителя волшебного цветочного города (по запросу участников группы котерапевты помогают им в работе).
Истории, рассказанные жителями цветочного городаюным волшебникам
История 1. Эта история началась давным-давно. В сказочном городе Уребаде находилась волшебная лампа Алладина. У этой лампы был раб Джинн, который исполнял все желания своего хозяина. У Джинна была заветная мечта когда-нибудь отправиться в свой родной город Бухару.
И вот однажды, после 2000-летнего служения лампе, хозяин Джинна дал ему отпуск и строго-настрого наказал не исполнять никаких желаний смертных.
Джинн отправился домой. По пути в родной город он встретил маленькую девочку, которая молила о помощи: «О, достопочтенный Джинн, не будете ли вы так любезны вылечить мою маму, которая смертельно больна!»
Тут Джинн задумался. Если он нарушит запрет и поможет смертным, то превратится в кактус. И это заклятие будет длиться ровно 1000 лет, а ведь кактусы смертны.
Долго думал Джинн... и исцелил маму маленькой девочки. И тут же превратился в кактус. Так в пустыне появился еще один житель.
Однажды по пустыне мимо кактуса шел караван. Караванщик знал о каком-то очень странном городе, в котором росли только цветы и не было людей. Он взял кактус вместе с почвой и привез в необычный город. И теперь этот кактус отбывает свои 1000 лет в волшебном цветочном городе.
История 2. Давным-давно жил торговец арбузами. У него было пять дочерей и жена. Однажды он попросил жену продать на базаре арбузы...
Его жена была очень красивой женщиной. В тот самый день, когда она торговала в лавке, мимо нее пролетел злой волшебник, превратившийся в коршуна. Он увидел красивую женщину и сказал ей: «Я тебя унесу с собой». Но женщина сказала: «Нет, у меня есть семья, пять дочерей и любимый муж». Тогда злой волшебник превратил ее в арбуз.
Тем временем в лавку вернулся торговец, не увидел жены и решил, что она вернулась домой, к детям. И стал торговать дальше. К вечеру он распродал все арбузы жителям города и довольный пошел домой.
Придя домой, он не обнаружил там своей жены и стал ее искать, расспрашивая других людей о том, куда же она могла исчезнуть. Один соседский мальчик рассказал, что видел, как злой волшебник заколдовал его жену и превратил в арбуз.
И муж стал ходить по дворам и просить: «Отдайте мне обратно те арбузы, которые вы у меня купили». Но жители города оказались очень алчными. Они сказали, что им очень нравятся сладкие арбузы. А кто-то уже начал их есть... Тогда расстроенный отец семейства обиделся на жителей города и перестал со всеми разговаривать. Однако старшие дочери не поддержали своего отца, так как очень хотели выйти замуж. И тоже рассорились с ним. Только одна младшая дочь поддерживала его.
Никто из жителей не захотел брать на себя вину. Каждый приходил к другому и говорил: «Это ты съел арбуз!» Так они все разругались и поссорились, и тогда Совет волшебников заколдовал всех жителей города, в том числе и продавца арбузов.
Два больших листа этого цветка, который вы видите перед собой, растущие один над другим, отец и младшая дочь, которая его поддерживает. А другие листья, смотрящие в разные стороны, это старшие сестры, которые ищут своих женихов.
История 3. В те времена, когда жители цветочного города были людьми и жили мирно, этот цветок был мудрецом, волшебником и очень уважаемым человеком. Он помогал каждому, кто обращался к нему за советом.
Когда жители города начали ссориться, он мог примирить их и помочь своим волшебством. Но мудрец решил, что люди должны сами осознать свои ошибки и исправить их, пройдя через испытания. Поэтому, после того как Совет волшебников наложил заклятие на жителей города, он тоже превратился в цветок, принеся себя в жертву.
У этого цветка среди засохших листьев есть молодые, зеленые ростки как надежда на то, что следующее поколение не будет повторять ошибок своих предков.
СОЗДАНИЕ ЦВЕТУЩЕГО САДА,или Экзамен для юных волшебников
Ведущий. Итак, юные волшебники познакомились с жителями сказочного цветочного города, узнали истории их жизни... Теперь перед ними возникла важная и трудная задача расколдовать жителей, превратить их из цветов в людей. Но как же это сделать?! Они обратились за помощью к главному доброму волшебнику, и он дал подсказку: колдовство будет снято, если все жители цветочного города объединятся и создадут волшебный сад, который поразит Совет волшебников своей гармонией и оригинальностью. И юные волшебники вместе с жителями цветочного города принялись за работу...
Для создания цветущего сада участникам группы предлагается использовать любые материалы и предметы, находящиеся в комнате, перемещать в пространстве цветы, мебель и пр.
Ведущий. Долго и вдохновенно трудились жители цветочного города и юные волшебники. Наконец прекрасный цветущий сад был создан! И в одно мгновение все изменилось и дома, и улицы, и небо... Но главное колдовство было снято: жители города снова стали людьми. И через многие поколения стали передавать они главный завет, оставленный Советом волшебников жителям города, жить в любви, согласии и помогать друг другу.
После этого участники группы и ведущие убирают комнату, расставляют все на прежние места так, как было до начала занятия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ,или Жизнь в прекрасном городе
Ведущий. По возвращении домой из волшебного путешествия юные волшебники, успешно прошедшие преддипломную практику, еще долго рассказывали друг другу о том, как теперь живут их знакомые в прекрасном городе и что с ними стало...
Группа слушает продолжение истории жизни жителей прекрасного города после того, как колдовство было снято.
Продолжение историй,рассказанных жителямицветочного города юным волшебникам
Продолжение первой истории. То, что сказано и написано, не изменить. Поэтому заклятие хозяина лампы будет длиться ровно 1000 лет. Джинн прожил в образе кактуса в волшебном цветочном городе 300 лет. И теперь, когда он стал человеком, он может отправиться в свой родной город, посетить заветные места, заняться полезными делами, увидеть что-то новое, изучить много интересного... Впереди почти вечность 700 лет, оставшиеся от отпуска, который ему дали. Все замечательно!
Продолжение второй истории. Как оказалось, жена торговца, которую злой волшебник превратил в арбуз, не была продана. Она закатилась под прилавок и благополучно пролежала там, пока все жители города были цветами.
Когда Совет волшебников превратил всех снова в людей, с жены торговца тоже было снято колдовство. Она опять стала прекрасной женщиной и вернулась к своей семье мужу и детям. Все помирились. А старшие дочери, как и мечтали, вышли замуж.
Продолжение третьей истории. Мудрый волшебник, пожертвовавший собой ради людей, привык все изучать и исследовать. В то время, когда он был цветком, ему удалось познать тайну всех растений.
После того как Совет волшебников решил снять колдовство с жителей города, он снова превратился в человека и стал одним из мудрейших аптекарей. И даже смог разгадать тайну приготовления средства Макропулоса.
Он стал травником, омолодился, нашел молодую жену, и у них родилось много ребятишек. Свои знания он передал детям. Так возникло траволечение.
ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Итак, мы вернулись из волшебного путешествия в эту комнату. Теперь мы снова участники нашей группы. Давайте все вместе поблагодарим цветы и пространство за помощь...
Всем предлагается встать и что-либо сделать для растений (полить, удобрить, убрать засохшие листья и т.д.) и пространства комнаты (навести порядок, открыть окна).
Акмолинская область
Есильский район
Свободненская СШ
Сизоненко О.А.
педагог - психолог
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315