Консультация для педагогов: Развитие просодических компонентов речи дошкольников на музыкальных занятиях

МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №221»
















Тема: « «Развитие просодических компонентов речи (темпа, ритма, интонации, высоты голоса, силы голоса) на музыкальных занятиях».









Музыкальный руководитель

Ноябрь
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека.
Современные исследования доказали, что высокие показатели корреляции языковой, музыкальной и художественной способностей могут быть связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма. В.В. Холмовская и К.В. Тарасова выдвинули предположение, что чувство ритма складывается в результате усвоения пространственных ( в музыкальной деятельности) и временных ( в музыкальной деятельности) ритмических структур под влиянием ритмической организации движений.
Действительно, интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - ритм организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных ( речедвигательных).
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом аспекте ритмика( от ритмикос греч.-относящийся к ритму, равномерный)- это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально- ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения. На занятиях ритмикой используется бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.
Уже доказана эффективность логопедической и фонетической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию, нарушения слуха. Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.
Ритмика развивает:
- Оптимизирует мышечный тонус и обучает релаксации
- Развивает целостность образа тела и повышению устойчивости
- Развитию чувства ритма
- Формированию пространственных представлений
- Формированию одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий.
- Формированию межполушарного взаимодействия
-развитию психических процессов(внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения)
На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинозетерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, восприятия и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движения Н.А. Берштейна.
Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:
Уровень А - руброспиральный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела.
Уровень В - таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительности движения, пантомимику, пластику.
Уровень С - пирамидно-стриарный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферации, движений целевого характера, имеющие начало и конец.
Уровень Д - теменно-премоторный, кортикальный. Происходит осознание правой и левой сторон тела.
Уровень Е - высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, Содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное и хореографическое исполнение.
Соответственно, в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи: укрепить костно-мышечный аппарат, изменить общую реактивность организма, разрушить патологические динамические стереотипы, способствует формированию двигательных кинестезий, пространственно-временных представлений и развивает способность произвольно передвигаться в пространстве. Опосредованно данная система работы имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания, развития орального праксиса, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонематической системы, развития темпо - ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму. Между тем известно, что речь способствует формированию произвольной организации всех высших психических функций, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения, в условиях логогруппы, представляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в различных вида занятий, бытовой деятельности, и процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с ОНР, для автоматизации звуков у детей с дизартрией.
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи.
-среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующие движения.
-насыщение глагольной лексикой
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают, - Большим и указательным пальцами
щипаем ладонь другой руки или мамину
ладонь.
Эти пальчики гуляют, - Указательный и средний «идут» по
другой руке.
Эти любят поболтать, - Средний и безымянный шевелятся,
трутся друг об друга (шурша)
Эти – тихо подремать, - Безымянный и мизинец прижимаем к
ладони
А большой с мизинцем братцам
Могут чисто умываться. – Крутим большим пальцем вокруг
мизинца.
Весёлая мышка.
Весёлая мышка перчатку нашла – Раскрываем ладошку, пальцы
растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо, в ней устроив, - Складываем ладони «ковшом»
Мышат позвала. – Сгибаем-разгибаем пальчики («зовущий» жест)
Им корочку хлеба дала покусать – Кончиком большого пальчика
поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила всех и отправила спать.- Ладони прижимаем, друг к другу, кладём под щёку.
-Мяу, мяу- кот пищит,
У меня живот болит! - круговыми движениями поглаживаем
живот.
- Говорит собака: «АМ!
Мясо кошкам не отдам!» - « грозим» пальчиком
- Бом! Бом! Бом! С барабаном мы идем!
Громко песенку поём! - стучим пальчиками как
барабанными палочками.
- Бом! Бом! Бом! Бом!
По гвоздям бьём молотком,- стучим пальчиками как будто в руках
молоток.
Гвозди не вбиваются, только загибаются,- загибаем пальчики
Учитель-логопед высшей категории МДОУ « Центр развития
ребёнка - детский сад №221» Величко О.Н.




Дата проведения: