Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ
Статья учителя-логопеда Ишмухаметовой Г.А.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Особенно это важно для детей, посещающих ДОУ компенсирующего вида.
Поэтому одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в деятельности логопеда в настоящее время становится использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
В практической деятельности логопедов можно применять следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Дыхательная гимнастика и развитие голоса
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
На занятиях мы учим детей правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания), развиваем такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность
Для развития дыхания мы используем игры и упражнения: «Забей мяч в ворота», «Парусная регата, «Накорми птиц», «Сдуй пушинку, бабочку» и т.п. Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываем возможности каждого ребенка.
Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса (силы и достаточной высоты).
Формируем умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе.
Для преодоления твердой атаки голоса (формирования мягкости) используем пропевание гласных на одном тоне (например упражнение «Щенок скулит»), с повышением и понижением голоса, с усилением и ослаблением силы (громкости) голоса. Для этого используем игры «Укачай куклу», «Эхо», картинки-схемы, например «Лесенку» (пропевание гласного с повышение и понижением тона), игры «Далеко-близко» (изменение силы голоса), «Большой-маленький» (изменение голоса по высоте).
2. Артикуляционная гимнастика
Важной и неотъемлемой частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Продолжительность гимнастики зависит от возможностей детей, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно мы сочиняем сказки, рассказы о язычке, для язычка:
Сказка о веселом гноме
Жил-был веселый гном («улыбка») в красивом домике с трубой («трубочка»). Проснулся он однажды. Открыл дверку (открыть рот), посмотрел вверх, вниз. Потом посмотрел на часы. На часах качался маятник: тик-так («часики»). Гномик решил, что надо почистить зубы («чистим зубы»), потом поел (жуем язычок), взял чашечку («чашка») и налил туда сок, выпил его и облизался (облизываем губы по кругу, «вкусное варенье»). Потом гномик вышел на улицу, перелез через забор (язык пролезает сквозь зубы) и оказался на детской площадке. Там дети качались на качелях («качели»), гномик тоже решил прокатиться. Потом гномик увидел мальчика , который надувает шарик (щеки надуть), но он у него сдулся, мальчик опять его надул Потом он увидел кошку. Она чего-то испугалась, выгнула, напрягла спинку, а потом расслабила («киска сердится»). Вдруг мальчик с шариком заметил гномика и позвал его кататься с горки. Весело было гномику на детской площадке («улыбка»). Но наступил вечер и пора было возвращаться домой. Дома лег гномик на кроватку, задул свечку («трубочка» языком, дуем) вспомнил, как весело он сегодня катался с горки («горка») и сам не заметил, как уснул под свист ветра («С-с-с»)
3 Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение 1-2х минуты в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом (яркой игрушкой), проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить названные движения глазами - упражнение «Послушные глазки)
Например, «Зайка играет с морковкой» (проследить глазами за игрушкой – морковкой)
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри
(смотрят вверх)
Вниз морковку опусти
(смотрят вниз)
Только глазками смотри
Вверх-вниз, вправо-влево
(смотрят вверх, вниз, вправо, влево)
Ай да заинька умелый!
Глазками моргает
(моргают)
Глазки закрывает
(закрывают)
Зайка наш морковку взял,
с ней он весело играл.
«Послушные глазки» (выполнить названные движения глазами)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(закрываем)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют
(продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим
(отурывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О, получается легко
(рисуют глазами букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз
Вправо, влево повернем
(смотрят вверх, вниз, вправо, влево)
Заниматься вновь начнем
(моргают)
4. Физкультминутки. Развитие общей моторики. Речь с движением
Физкультурная минутка состоит из нескольких упражнений для больших групп мышц. Основные задачи физкультминутки – это: снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
На занятиях мы используем подвижные игры, в которых есть речь с движением, стихи с движением. Можно использовать музыку, песенки.
Например, Игра «Займи место» (под музыку):
Мы скакали, мы скакали, (Прыгаем)
Мы немножечко устали, (Остановились, руки вперед)
Впереди далекий путь
надо отдохнуть (Руки на пояс)
Где же можно сесть? (Пожимаем плечами)
Где же место есть? (Пожимаем плечами)
Поскорей занять, (Побежали по кругу друг за другом)
Чтобы не стоять! (Бежим к стульчикам, которых на один меньше, чем играющих. Нужно занять свободное место)
5. Пальчиковая гимнастика
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление
Упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Для развития пальцев рук существует много упражнений, игр. Например, можно использовать пособие «Следочки»; поскольку дети любят соревнования, им будет интересна игра «Кто быстрее свернет ленточку». Пальчиковую гимнастику можно сопровождать речью, музыкой, что будет способствовать формированию правильного ритма и темпа речи
Например, упражнение «Котята» - песенка под музыку
У кошечки нашей
есть десять котят (Медленно сгибаем-разгибаем пальцы («показываем всех котят»))
Сейчас все котята
по парам стоят (Прижимаем сначала кончики пальцев, а затем и ладони друг к другу)
Два толстых,
два ловких,
Два длинных,
два хитрых,
Два маленьких самых
и самых красивых (Не разжимая ладоней, постукиваем соответствующими пальцами друг о друга.)
6. Самомассаж рук
Самомассаж –способ саморегулирования организма, один из приемов регулирования кроветока. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости. Самомассаж рук способствует нормализация мышечного тонуса, стимулированию тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворному развитию речевой функции. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение. Он является одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму. С детьми самомассаж можно проводить, сопровождая его стихами:
При самомассаже рук мы часто используем элементы Су Джок терапии
7. Су Джок терапия.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах (су кисть, джок стопа). Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам и т.д. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук происходит при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу можно проводить на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистил стол,
Этот – резал,
Этот – ел,
Ну, а этот лишь глядел!
Соединить пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца; массаж концевых фаланг пальцев рук: зажать указательным и большим пальцем, делая вращательные движения с нажимом.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы вернулись отдыхать!
Тонизация точки в центре ладошки большим пальцем другой руки.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик раз зевнул,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Массаж концевых фаланг пальцев другой руки; тонизация точки в центре ладошки.
Хватит пальчики вам спать
Надо уж давно вставать
Тонизация точки в центре ладошки большим пальцем другой руки.
Встали пальчики: «Ура!»
В детский сад идти пора.
Сжимать и разжимать пальцы рук.
8. Аурикулотерапия.
Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла
9. Упражнения на релаксацию
Комплекс используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство во время логопедического занятия, можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия.
Упражнение «Штанга». (напряжение и расслабление крупных мышц)
Упражнение «Кулачки»: (напряжение и расслабление мышц рук, пальцев)
Упражнение «Горка». (напряжение и расслабление мышц языка – артикуляционных мышц)
Упражнение «Хоботок». (напряжение и расслабление мышц губ)
Упражнение «Лягушки».
10. Кинезеологические упражнения
Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос-хлопок", а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Примеры кинезеологических упражнений:
«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Использованная литература:
1. Железновы Екатерина и Сергей. Развивалочки от 1 до 5. «10 мышек». Пальчиковые игры.–2006
2. Железновы Сергей и Екатерина. Лимпопо: Подвижные игры-песенки для детей 2-6 лет. –2006
3. Картушина Марина. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников.– «Сфера», 2009
4. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2000