Направления работы учителя математики по проектированию комфортной образовательной среды
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Для формирования здорового образа жизни необходимо создание в общеобразовательном учреждении комфортной среды обучения. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.
Задача учителя математики заключается в моделировании и проектировании комфортной предметной образовательной среды. Эта среда определяется как система оптимальных условий для изучения предмета.
Оптимальные условия в образовательной деятельности определяют три составляющие общего комфорта учащихся:
психологический комфорт (условия, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться);
интеллектуальный (состояние его удовлетворенности процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами);
физический (соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды).
Создание психологического комфорта на уроках математики является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие здоровой, полноценной личности.
Психологическая комфортность не формируется отдельно от интеллектуальной (и наоборот). Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом). В психологически комфортной предметной образовательной среде лучше раскрываются и интеллектуальные способности каждого ученика. При наличии психологического комфорта появляется чувство интеллектуальной состоятельности ребенка (математика, при всей ее сложности, должна быть посильна каждому ученику). А состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Работа учителя математики по созданию психологического комфорта на уроках – это работа по проектированию безопасной, здоровьесберегающей среды, в которой энергия ребенка расходуется не на тревоги или борьбу, а на учебную деятельность, творчество, формирование успешности ученика с разными интеллектуальными возможностями.
Деятельность учителя по созданию психологически комфортного режима изучения математики в урочное время заключается в комплексном применении психолого-педагогических технологий.
Применение здоровьесберегающих, игровых технологий, креативных заданий, введение в урок исторических экскурсов, использование интерактивных методов обучения служит для снятия эмоционального напряжения. Необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, положительная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь запас, который может использовать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Для достижения учащимися внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах, укрепления чувства собственного достоинства используются приемы: «Обмен ролями»; «Следуй за нами» (выбор ребенком интеллектуального спонсора – более сильного ученика, старшеклассника); «Заражение» (успех отдельного ученика становится стимулом для успеха многих); «Ожидание лучших результатов» и другие.
Деятельность учителя математики по созданию интеллектуального комфорта на уроках – это работа по проектированию и развитию образовательной среды, в которой достижение обязательного уровня каждым учеником – реальность, а продвижение вперед способных учеников – это потребность.
Для решения этой проблемы учитель математики работает в следующих направлениях:
Организация учебной деятельности.
Активизация ресурсов учебного успеха.
Целостному восприятию учебной информации, лучшему усвоению знаний, возможности длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждению преждевременной утомляемости обучающихся способствует построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики.
Каждый учитель математики свои уроки должен строить исходя из гигиенических критериев рациональной организации урока. Кроме этого необходимо использовать ведущие каналы восприятия информации и персонолизированный подход к учащимся. При планировании урока нужно учитывать фазы работоспособности: фаза врабатывания (2–7 минут), фаза оптимальной устойчивой работоспособности (15–17 минут), фаза «конечного прорыва».
На уроке интеллектуальный комфорт достигается: сменой видов деятельности; достижением желаемого результата; поддержкой со стороны педагога; верой в собственные возможности.
При организация учебной деятельности используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это:
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
активные методы (обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия).
Использование метода работы в группах даёт возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся, делает урок более эмоциональным. Обстановка эмоциональной приподнятости приводит к повышению работоспособности класса, и как следствие, к более качественному усвоению знаний, более высокой результативности.
Для активизации ресурсов учебного успеха используются:
развитие учебной мотивации;
развитие интеллектуально-познавательной сферы;
развитие качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д.;
развитие навыков самообразовательной деятельности личности;
развитие способностей учащихся к творческой деятельности;
повышение уровня самооценки учащихся.
Гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебной деятельности, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Физическая комфортность связана с организацией предметного окружения. Деятельность учителя по созданию физической комфортности заключается в постоянном совершенствовании содержательной базы кабинета математики, учете санитарно-гигиенических норм и правил в процессе преподавания предмета, создании условий комфортной визуальной среды.
К негативным факторам, влияющим на здоровье школьников, относятся закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными элементами. Длительное воздействие этих факторов приводит к истощению нервно – психической энергии, снижению имунно-защитных сил организма, закрепощению реализации генетических процессов.
Таким образом, благоприятная визуальная среда – важнейший фактор здоровьесбережения и учеников, и учителей.
Применяя психолого–педагогические технологии, разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их творческих и познавательных способностей. Такой подход к обучению способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к полноценному использованию своих личностных ресурсов.
Использование системы оптимальных условий для изучения математики обеспечивает включение каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.
Литература
Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. - 100с.
Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя /М.Г. Колесникова // Естествознание в школе.-2005.- №5.- С.52-55.
Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении: монография. – Екатеринбург, 2001
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы/ Ю.В. Науменко// Педагогика.-2005.- №6. - С.37-44.
Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. [Электронный ресурс] / М.Павлова.- Режим доступа к ст.: http://health.best-host.ru
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе/ К. Петров // Воспитание школьников.-2005, -№2.- С.19-22.
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика/Н.В. Тверская // Образование в современной школе.-2005, -№2. -С.40-44.
Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования /Т.М. Чурекова, Н.Г. Блинова, А.В. Сапего // Валеология.-2004, - №4. - С.67-70.