ЭССЕ «Роль учителя в формировании комфортной образовательной среды»
ЭССЕ
«Роль учителя в формировании комфортной образовательной среды»
Выполнил
учитель начальных классов
Кукличева Т.А.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2016г.
Кто, если не я, учитель, может сотворить из ребенка достойного человека – творческого, созидательного, мудрого, целеустремленного, который не допустит и не сотворит зло. Это очень трудная задача. Но ее можно осуществить, если всем учителям взяться за нее.
(Ш.А. Амонашвили)
Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества.
Учительство - это не просто специальность, которую я выбрала, а состояние души. Это душевное состояние, без которого немыслима работа учителя.
Мне всегда нравилось много времени проводить с детьми. С начальной школы и до 5 класса нянчилась с детьми соседских мам. Мне доставляло это большое удовольствие, и дети тянулись ко мне. Кроме того, большую роль сыграл мой первый учитель и классный руководитель – Сальникова Зинаида Григорьевна. Она умела увлечь нас, заинтересовать. На своих уроках она была строга и требовательна, но были моменты, когда могла и пошутить. Методика ее преподавания, способы подачи и представления информации, любовь к детям и принятие их таковыми, какие они есть, поселили в моем сердце любовь к преподаванию и интерес к этой профессии. Все это и есть, в конечном итоге педагогическое мастерство, к которому я сейчас стремлюсь. Я должна стать для детей волшебником, чтобы изжить скуку на уроках, зажечь искорки в глазах детей.
И когда пришло время решать, какую профессию нужно выбирать, то задумываться мне не пришлось.
Теперь я каждое утро на протяжении 11 лет стремлюсь в этот огромный «пчелиный улей», где голоса различных тонов и оттенков сливаются в один ровный дребезжащий гул… Меня встречают ОНИ – ученики - предмет моего обучения, воспитания ... и обожания!
Каждый ребенок моего класса талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?
Формирование новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников, поэтому были введены новые образовательные стандарты. Теперь идет ориентация учителя на новый тип взаимодействия в системе «учитель-ученик» – сотрудничество и диалог, а не командный и авторитарный стиль. Таким образом, в изменяющихся отношениях между педагогом и учеником главной целью становится развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъект, заинтересованный в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают на протяжении всего урока, в течение которого осуществляется постоянный диалог в системе «учитель-ученик». Обучающий теперь анализирует не только полученные результаты, но и сам процесс деятельности ученика, а также создает оптимальные условия для развития личности учащихся. Ученик тоже меняет свои позиции: он теперь не прилежный исполнитель, а активный творец; его мышление становится рефлексивным, то есть нацеленным на результат.
Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с моего урока, что расскажут родителям. Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только такие задачи, которые он сможет преодолеть.
Для того чтобы работа шла успешно, учителя должны ребенка стимулировать, поддерживать, активизировать внутренние резервы развития его личности. Педагогу необходимо организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Он выясняет образовательные мотивы и интересы учащихся, осуществляет поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирует учебную рефлексию учащихся.
Следовательно, для того чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении, он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам.
Ведь эффективность образования, а, следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития детей; насколько учителя в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в которую они включаются. При этом они должны не только опираться на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задавать перспективу их дальнейшего развития.
Сущностный аспект полноценной и плодотворной образовательной работы есть, по моему убеждению, комфортный психологический климат образовательного учреждения, комфортный для всех сторон образовательного процесса — учащихся, учителей, родителей (важная и незаменимая сторона и участник образовательного и воспитательного процесса). Безусловно, эта комфортность важна в первую очередь для ребёнка с его изначально уязвимой психикой. Поэтому, в образовательном пространстве очень важно взаимопонимание учителя и ученика, их ментальное и, по возможности, духовно - душевное взаимопроникновение. Там, где ребёнку удобно и интересно, там его личность и разум и будут развиваться наиболее продуктивно. Ведь развивающее обучение, в сущности, это личностно - ориентированное обучение, это развитие всех его духовных способностей, как нравственных, так и когнитивных.
Необходимо подчеркнуть, что, поскольку образовательная среда является началом, объединяющим всех участников учебно-воспитательного процесса, то неправомерно ограничиваться рассмотрением развития личности учащихся, необходимо исследовать и личность педагога. Ведь фактически педагог создает условия для ученика в образовательной среде школы и поэтому является ее главным действующим лицом. Поскольку педагог является ключевой фигурой учебно - воспитательного процесса, а личность учителя является фактором, в значительной степени влияющей на развитие личности школьников, очевидно, физическое и психологическое благополучие педагога — необходимое условие здоровья учеников.
Профессия педагога насыщена общением, эмоциями. Всё это отражается на нем, как на личности. Поэтому каждый учитель рано или поздно начинает изучать в себе профессионала, оценивать те или иные качества личности, которые, по его мнению, влияют на его педагогическую деятельность. Отсюда идет чувство удовлетворенности или недовольства личными методами преподавания и, как следствие, эмоциональные переживания себя реального с образом себя, как учителя.
В наше время педагоги все чаще ощущают усиливающееся противоречие между ростом требований к ним со стороны общественности и снижением своих профессиональных возможностей и своего социального статуса.
Сейчас остро востребованы образованные, нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора и прогнозирующие возможные последствия. Однако многие учителя после фазы своего профессионального становления перестают прилагать усилия к дальнейшему профессиональному самоопределению и саморазвитию. Даже понимая необходимость повышения своей профессиональной компетентности и совершенствования сложившейся педагогической работы, они ограничиваются изменением методов обучения, поскольку не готовы к активному конструированию собственного профессионального пути в течение всей трудовой жизни.
Хотелось бы отметить, что при развитии образовательной системы обновление деятельности педагогов перестает быть личным делом каждого. Становясь залогом общего развития, оно должно переходить в разряд задач, решаемых сообща. Однако массовая школа не обладает потенциалом для самостоятельного решения таких задач. Этот потенциал может обеспечить специальная система педагогической поддержки, в которой создаются условия, инициирующие и поддерживающие саморазвитие педагогов в профессиональной деятельности, содействующие процессам совместного изменения педагогической реальности и приводящие к системности, последовательности, устойчивости происходящих процессов.
Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности, возможно, добиться качественных результатов обучения и сформировать комфортную среду для обучения учащихся.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности. Такой педагог начинает обновлять содержания учебного материала, формировать для учащихся ситуацию успеха, мотивацию обучения, адаптивность организации учебной деятельности, помогать в решении сложной (конфликтной) ситуации, создавать возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений, находить индивидуальный подход к каждому ребенку и оказывать учащимся психологическую поддержку, в которой так нуждаются некоторые из них.
Следует отметить, что в образовательных учреждениях для педагогов важно организовывать систематическую психологическую помощь с использованием различных форм и методов работы, которые будут способствовать развитию как личности педагогов, так и личности учащегося.
Профессионализм педагогов является важнейшим условием обеспечения высокого качества образования. Только качественное преподавание может решить проблему повышения качества образования. Качество образования школьников и образовательные достижения ученика определяются последовательной стратегией школы и высоким профессиональным мастерством учителя.
По моему мнению, учитель – это новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!
Немного существует профессий, где ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия учителя. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не только от того, как учитель умеет координировать свое поведение, поступки, высказывания, эмоции и чувства, но и от состояния физического, духовного и социального благополучия. Все это, в конечном счете, оказывает влияние на успешность совместного труда учителя и учеников.
Список литературы:
1. Россова Ю.И. Функция учителя в образовательном процессе: современная педагогика и «новая педагогика» В.П. Вахтерова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/46966 (дата обращения: 20.11.2016).
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий 2006г.
3.http://ped-kopilka.ru/pedagogika/rol-uchitelja-v-sovremenom-obschestve.html 34.http://gigabaza.ru/doc/84048.html.
5.https://doc4web.ru/tehnologiya/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya-tehnologii.html6. http://psiholog3000.ru
7. https://sites.google.com/site/zdoroviepedagoga/1-sekcia/anisimova