Доклад на тему «Создание позитивного психологического климата – как основы комфортной образовательной среды в начальных классах коррекционной школы »
«Создание позитивного психологического климата – как основы комфортной образовательной среды в начальных классах коррекционной школы»
...Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней учащихся. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.
В. А. Караковский Школа… Для учителя – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть уютно, интересно и увлекательно.
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени ребенка, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.
Психологический климат в классе - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Одним из важнейших факторов создания позитивного психологического климата в начальных классах СКОУ VIII вида – это использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, обеспечение комфортных психоэмоциональных условий обучения школьников.
Исходя из этого, ведущим принципом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, в которой дети чувствуют себя комфортно, спокойно и уверенно.
Практика показывает, что психологическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности школьников и в целом улучшению качества образовательной среды.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя – это организация системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка с учётом его индивидуальных возможностей.
В процессе моей работы с детьми с отклонениями в развитии мною разработана определённая система по внедрению в процесс обучения данного принципа. Использую в работе элементы здоровьесберегающих технологий, игровых технологий, технологии сотрудничества (гуманный подход к ребёнку), технологию создание ситуации успеха. Работа в данном направлении проводится совместно со всеми субъектами образовательного процесса: психологом, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы. Изучается полная информация об учащихся класса. Это в первую очередь диагноз, характер поведения, уровень физического и умственного развития и т.д. В течение учебного года провожу анкетирование, наблюдение, беседы с целью установления приоритетных характеристик психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности школьников в образовательной среде.
Реализация принципа психологической комфортности на уроках достигается следующими приёмами и методами:
1. Оценка психологического состояния класса в целом и нервно-психического состояния отдельных учащихся (конфликтная ситуация, проблема здоровья).
2. Психологический настрой учащихся в начале урока.
Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние (радость, грусть). Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение всего урока». Установка учащихся на оптимистическую перспективу, на конкретный результат в начале урока. Например, (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас интересный и увлекательный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!».
3. Психологический климат на уроке. Организация работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции.
4. Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности. Поддержка и помощь со стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится). Персональная исключительность (только вы можете справиться с этим заданием). Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях - преднамеренное завышение оценивания результата работы). Мотивация (это необходимо для…). Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было бы если…).
5. Предупреждение психоэмоциональных перегрузок. Использование на уроках эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, весёлая история, юмористическая картинка, музыкальная минутка и т.д.). Психокоррекционные паузы (цветные кубики).
Необходимо отметить, что на уроке важен не только психологический, но и интеллектуальный комфорт:
-смена видов деятельности;-темп урока;- поощрение учащихся (обязательно положительное отношение к малейшему успеху учащихся);- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся (разноуровневые задания, с учётом знаний и способностей учащихся);
- аргументированная оценка.
Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на уроке необходим и физический комфорт: - упражнения для глаз; - дыхательные гимнастики; - динамические паузы (тематические);
- физминутки - релаксация (в любой части урока).
Организуя процесс обучения в соответствии с принципом психологической комфортности, не всегда сразу удаётся получить положительный результат. Но в своей деятельности я стремлюсь к тому, чтобы в ежедневной работе с учащимися присутствовали поддержка и помощь, справедливое оценивание, на уроке царила доброжелательная атмосфера, т.е. всё то, что необходимо для комфортного обучения каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий комфортности в школе. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.
Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
Итак, ребенок приходит в школу, где его встречает коллектив детей и взрослых. Здесь источником психологического климата выступают организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий. От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования, мироустройства, миропорядка».
Какие же действия педагога по конструированию комфортной среды во время учебно-воспитательного процесса можно выделить? В первую очередь- это обеспечение наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности.
То есть, когда вы идете на урок или мероприятие, постарайтесь «оставить за дверью» плохое настроение. Входите в класс с хорошим бодрым настроем, настройте себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
«Откройте» ребенка на общение. Первое, что для этого необходимо - это
правильный выбор пластической позы. Подача информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя способствует или препятствует «открытию» детей на общение. Допустим, педагог находится в так называемой «позе льва» (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет. А ведь необходимо помнить, что доверие выступает в качестве обязательного фонового условия для создания межличностного взаимодействия.
Второе- подача информации.
Выделяют две формы общения: ты и я сообщение.
Ты - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).
Я-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я была бы рада, если домашнее задание будет выполнено)»
Третье- установление личного контакта.
- Не стоит забывать, что самый приятный звук для человека – это его имя. Обращаюсь к ученику по имени (согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика). Словесные поощрения типа « молодец», «умница», которые подбадривают ученика, воодушевляют, вызывают у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя, т.к. для ученика взаимоотношения с учителем имеют огромное значение. Некоторым детям как раз в жизни и не хватает этих слов, потому они и стараются, что поверили учителю и стали принимать его реплики как оценку их работы.
- Обязательно устанавливаю визуальный контакт. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока мы просим детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.
- И еще нельзя забывать о тактильном контакте, он производится через прикосновение. Использую такие приемы как эмоциональное поглаживание: внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, погладить по головке. Разрешаю приносить в школу( особенно в 1 классе) свою любимую игрушку: во время перемены можно поиграть с ней, а на уроке при волнении можно за нее подержаться: ведь она своя, родная, домашняя.
Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.
Демонстрируйте свою расположенность. Показывая, каждому ученику свое внимание, одобрение, чувства искренней радости, педагог тем самым влияет на улучшение самочувствия учеников и в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целый урок, в течение которого у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться?
используйте навык эмпатического слушания, цель которого — создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, понятны и интересны педагогу;
проявляйте больше положительных эмоций;
осуществляйте индивидуальную поддержку как помощь (подбадривание, снятие напряженного состояния, защиту); Результат помощи всегда взаимоприятен: для ребенка — это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога — удовлетворенность, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.
не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
обращайтесь за помощью к своим ученикам, в целях создания ситуации успеха, когда ребенок бы поверил в себя, свои силы, способности. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями;
обучение и воспитание старайтесь выстраивать без наказания и окриков.
не забывайте, что любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме; Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации;
старайтесь, чтобы чаще звучали слова одобрения, похвалы, поощрения.
На уроках в начальных классах комфорт складывается ещё и из таких параметров как наличие уютного, оборудованного современными техническими средствами и всем необходимым для творчества кабинета. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований при которых необходимо не забывать проветривать учебную аудиторию до начала учебных занятий, во время перемен.
Не требует доказательств и то, что пребывание на свежем воздухе благотворно влияет на психофизиологический комфорт учащихся и учителей. Конец учебного года, к примеру, - это самое благодатное время для выхода с ребятами на свежий воздух, экскурсии на природе, обмена впечатлениями от увиденного, общения. Детям необходимо общаться друг с другом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что психологический комфорт учащихся на уроке также складывается из параметров наблюдения, которые разложены на 3 вектора: 1) эмоциональный фон , 2) способность к сотрудничеству, 3) эффективность взаимодействия.
Когда ученик делится своими чувствами, впечатлениями, ощущениями, находит понимание учителя и своих товарищей, вероятность того, что он будет с радостью посещать школу, возрастает. Психологический комфорт учащихся на уроках, смена видов деятельности и темпа работы, вера в возможности и таланты своих детей обязательно принесут желанные результаты.
Может быть главное право ребенка – доброта, защита, душевный комфорт в школе. Ощущение гарантированной неприкосновенности. Даже если из-за этого может пострадать успеваемость. Сохранить душевное равновесие ребенка – вот что становится в сегодняшней жизни главной задачей педагога.
Хороший эффект в создании психологической комфортности дает проведение тренингов, направленных на развитие эмоционального контакта. Ребята учатся управлять своими чувствами, сбрасывать эмоциональное напряжение, устанавливать доброжелательные отношения в коллективе сверстников и в общении со взрослыми (см. Приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Положительный настрой “Заряд доброты”
Это специальный методический приём: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникло конфликтных ситуаций. В таком плане и заканчивается день. Перед тем, как отпустить детей домой, организуется минутка подведения итогов, посвященная анализу прожитого дня. Дети с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было бы избежать возможного конфликта, а если он уже произошёл, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушёл обиженным. Таким образом, в детском коллективе формируется привычка оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликта, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях.
Тренинг “Улыбнись другому”
Дети сидят в кругу. Они выбирают одного участника, который начнёт упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот “передаёт” улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернётся к первому ребёнку. После выполнения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого дети сообщают о том, что они чувствовали, когда “ получали” и “передавали” свои улыбки.
Результатом является установление тёплого эмоционального контакта, повышение доверия друг к другу.
Тренинг “Солнышко”
Детям предлагается нарисовать на листе солнце, от которого отходят лучи. На трёх лучах нужно написать свои положительные качества. Затем листы с нарисованным солнцем закрепить на спине. Дети подходят друг к другу и дописывают на лучах те положительные качества, которые, по их мнению, присущи этому ученику. По окончании дети снимают со спины свои солнышки и читают, что там написано. Обсуждаем:
Что нового о себе я узнал?
Что нового я узнал о других?
Результатом тренинга является позитивное восприятие своего одноклассника.
Тренинг “Дерево достижений”
Педагог: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Тренинг «Подари улыбку»
На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
Педагог : Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будите нравиться людям.
(Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками).
Тренинг «Золотая рыбка»
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы
(прорисованы только глаза и рот).
Педагог: Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
Анализируя результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися начальных классов СКОУ VIII вида, можно сделать вывод, что для создания позитивного психологического климата, необходима не эпизодическая, а системная коррекционная работа в правильно организованной образовательной среде включающая в себя взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.
Таким образом, результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности в образовательной среде: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворённость, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников .