Интегрированный урок литературы в 6 классе на тему И вот опять пришла весна

Интегрированный урок  литературы в  6  классе   на тему:
   «И ВОТ ОПЯТЬ ПРИШЛА ВЕСНА»
          (изображение весенней природы в литературе, музыке, живописи)

Тип урока: объяснение нового материала.
Метод работы: репродуктивный, частично-поисковый.
Цель урока: Образовательные цели:   учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведениях русских поэтов о весне; развивать навыки чтения, интерес к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами.
        Воспитательные цели:  привить любовь к природе, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимания ее эстетического значения, воспитание духовности и экологической культуры учащихся.
        Оборудование урока: портреты, репродукция картины И.И.Левитана «Март», «Весна», «Большая вода», А.Саврасова «Весна»,  аудиозапись «Март», «Апрель»  из цикла «Времена года»  П.Чайковского, Вивальди
              
 
                                Ход урока:
1.Оргмомент.
-Слово учителя: наш урок сегодня я хочу начать с хорошо известной вам песни из мультфильма «Бременские музыканты" .Послушайте её ,пожалуйста.
(Звучит песня "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету").
- Как вы уже, наверное, догадапись, я приглашаю вас в путешествие.
Куда?..Отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает.
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла....(весна).
Правильно, я приглашаю вас в гости к весне.
О ней писали поэты, сочиняли музыку композиторы, её изображали на своих картинах художники. Это прекрасное время года.
"Природа щедро дарит чудеса и требует взамен труда и вдохновенья", значит, наша задача сегодня на уроке: наблюдать, слушать, видеть и замечать чудеса природы, ведь настоящий зритель, слушатель - это такой же творец, как композитор, художник, поэт.
Итак, тема нашего урока-путешествия: "И вот опять пришла Весна".
Обратимся к эпиграфу урока.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей тихонько улыбнулась
Ф.Тютчев
ВЕСНА,  ВЕСНА!   И  ВСЕ ЕЙ РАДЫ.

И.Бунин.


Какое сейчас время года?
По каким признакам мы узнаем весну? ( Дни стали длиннее, сильнее пригревает в полдень солнце, стало теплее, потемнел снег, появляется лужи.)
- На прошлом уроке вы получили задание найти художественные произведения русских писателей и поэтов о весне
       - Сегодня мы будем говорить о весне. Узнаем, как своё отношение к природе выражали писатели, поэты, композиторы, художники.
Первая станция "Поэтическая",каждая команда должна выразительно наизусть прочитать стихотворение о весне.
Прослушивание музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Весна
Объявляю творческую 5-минутку.
( Вторая Станция «Творческая»).
Каждая группа получает творческое задание:
-Напишите синквеин к слову «весна».
-Напишите сочинение-миниатюру о весне. Чтение творческих работ.
-Слово учителя:
Когда мы произносим слово Родина, то представляем свой родной край с его удивительно прекрасным уголком природы. Слова Родина и природа неразрывно связаны между собой. Мы должны беречь и охранять природу, заботиться о ней.
                        Отрывки из сочинений учащихся.
1.     Март- первый месяц весны. Ещё лежит снег. Ещё не журчат ручьи. Но в природе многое изменилось.
   Снег уже осел, стал серым. На дороге он смешался  с землёю и потемнел, на крыше крыльца подтаял.
   Небо голубое и ясное.  Весеннее солнце светит ярко. Воздух чист и прозрачен. В его лучах стена дома кажется оранжевой.
   У дома растут берёзы. Каждой веткой они тянутся к теплу и свету, Вдали виднеется хвойный лес. От деревьев ложатся на снег синие тени.
   Картина вызывает радость.
2      На переднем плане художник изобразил дом, лошадь, снег. На заднем плане - окраина леса.
   Левитан написал веселый солнечный день, и хотя солнце на картине не видно, мы верим, что оно светит.
   Небо высокое лазурное. На земле ещё лежит снег. В лесу он по-зимнему пышен, но не долго ему красоваться. А у дома на дороге уже появились проталины. Глядишь на картину и радуешься. В воздухе слышится весенняя капель. Всё в ожидании: и деревья, и небо, и земля.  Я очень люблю природу,  и буду  делать всё от меня зависящее, чтобы она была ещё красивее.

-Третья станция «Художники о весне»
Просмотр репродукции картин русских художников о весне. (Слайд)
   Взгляните на картины русских художников, тоже посвящённые весне и её половодью. Картины Левитана относятся как раз к тому периоду весны, когда снег ещё не сошёл до конца и в полях и лесах мы можем увидеть рыхлый голубоватый снег. Кажется, с картин до нас доносится журчание текущей воды, торжествующее пение «гонцов весны
        Всякое время года манит художника своей особой красотой, рождает в его душе особенное чувство. «Надо помнить разговоры воды и деревьев, - говорил Левитан. – Иначе хорошую картину не напишешь».
   - Ребята, вы дома попробовали написать картину на тему « Ранняя весна». От каждой команды должны выйти художники и показать свои картины и рассказать, что вы изобразили и какие краски использовали для того, чтобы передать весну
Четвёртая станция «Загадки, приметы о весне»
Весна - интересные факты

· Весной человек дышит чаще (реже всего зимой).

· В Южном полушарии весна начинается в сентябре и длится до начала декабря.

· Астрономическая весна наступает 21 марта - это день весеннего равноденствия (продолжительность дня равна длине ночи).

· Цветок медуница весной меняет свой цвет 4 раза: как только цветок распускается - он розовый, потом пурпурный, фиолетовый и в конце - синий.

· Перед началом весны в Северном полушарии скапливается до 30 миллиардов тонн снега.

· В России есть весна календарная (наступает 1 марта), астрономическая (день весеннего равноденствия 21 марта) и природная (распускаются подснежники).

· Грачи первыми прилетают весной, они без труда находят личинок в подтаявшей земле.

· Растения, которые опыляются ветром, цветут ранней весной, а требующие для опыления насекомых - только летом.

· Когда весной заморозки, на ветках березы образуются сладкие сосульки (сок вытекает и замерзает).

· Некоторые летучие мыши, как перелетные птицы, мигрируют на юг с наступлением холодов.

VII.Подведение итога урока.
  Рефлексия.
        - С какими новыми произведениями мы сегодня познакомились? (        -Что объединяет  все эти произведения? (Общая тема «Любовь к природе»).
        -Каким настроением проникнуты эти произведения?
   Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо и радостно. Поэт, писатель, художник, композитор воспели красоту  пробуждения природы.
        - А зачем красота нужна людям?
Тому, кто полюбил прекрасное, стыдно поступать некрасиво. Красота откроется ему ещё много раз в искусстве и в труде, в лесу,  в саду, дома – там, где он раньше её не замечал.
  Мир вокруг тебя станет богаче и радостней, а сам ты счастливей: и глаза твои зорче, и сердце добрей.
        
                         
Заключительное слово учителя.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Я хочу отметить , что каждый из вас сегодня был настоящим творцом, вы трудились душой и сердцем, учились видеть прекрасное в природе. Приглядывайтесь к облакам. Прислушивайтесь к птицам. Прикладывайтесь к родникам.
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так - и всё не так
VIII. Домашнее задание: выучить любое стихотворение о весне

іђ Заголовок 215