Программа военно-патриотического направления Казачок
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Казачок»
Разработана: педагогом-психологом Толстовой Т.В.
Тюльган 2015 г.
Главной целью программы по военно-патриотическому воспитанию на примере Оренбургского казачества является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены основные задачи:
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к историческому и культурному наследию России, к нашим традициям;
- повышение престижа государственной и военный службы;
- создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у детей и молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей
В кружок учащиеся набирались по желанию. Была проведена входная диагностика, которая включала следующие упражнения: на внимание (сборка винтовки), на быстроту (бег 100 м), выносливость (бег 1000 м).
Эти данные нужны были для того, чтобы оценить физическую готовность учащихся к занятиям по разработанной нами программе «Казачок».
Программа «Казачок» разработана с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Направленность программы: социально-педагогическая
Новизна программы заключается в том, что работа по военно-патриотическому воспитанию старшеклассников ведется на примере Оренбургского казачества. Программа включает огневую подготовку, рукопашный бой с элементами пластунского боя, строевую подготовку, выживание в экстремальных условиях и т.д.
Цель программы: формирование необходимых качеств личности учащихся, воспитание верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основные задачи, решаемые данной программой:
воспитание патриотизма, готовности к защите Родины, укреплению ее могущества;
физическая и морально-психологическая закалка;
формирование стремления к здоровому образу жизни;
повышение дисциплины и организованности;
закладывание основ профессиональной ориентации на военную и государственную службу;
получение специальных знаний по военно-прикладным дисциплинам;
Для реализации этих задач в программу включён цикл занятий по истории и традициям Оренбургского казачества. Большое внимание уделено огневой подготовке и рукопашному бою.
Педагогическая целесообразность: Программа составлена в соответствии с требованиями предусмотренными в законе «Об образовании в РФ». В основе построения программы лежит принцип сочетания теоретической и практической подготовки и активного использования имеющейся в школе материально-технической базы (технические средства кабинета ОБЖ, спортивный зал, школьный музей).
Учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития учащихся и направлен на постепенное увлечение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков.
Работа кружка направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков по военно-патриотическому воспитанию на примере Оренбургского казачества. Дети обучаются стрельбе из пневматического оружия, строевым приёмам, физической и военно-медицинской подготовке, рукопашному бою[Приложение 4, 6].
Сроки реализации программы: 1 год.
Форма и режим занятий. При организации образовательного процесса используются как групповые формы занятий, так и индивидуальные. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего 72 часа в год.
Ожидаемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
историю развития Оренбургского казачества;
хозяйственную и предпринимательскую деятельность оренбургских казаков;
культуру и просвещение оренбургских казаков;
кто такие пластуны и чем они известны
уметь:
выполнять строевые приемы и движение одиночно и в составе подразделения.
выполнять нормативы по физической подготовке;
выполнять разборку и сборку винтовки Мосина, иметь представление о правилах прицеливания и стрельбы из стрелкового оружия;
владеть техникой рукопашного боя и элементами пластунского боя.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к занятиям, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения занятий учащийся продолжает стремиться к занятиям.
- проявление особого интереса к новому, собственно военно-патриотическому содержанию занятий;
- формирование Я – концепции,
- формирование адекватной самооценки;
Познавательные УУД.
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;
- умение поставить перед собой цель и достичь ее
Регулятивные УУД.
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию педагога;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- преодоление импульсивности и непроизвольности;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
Коммуникативные УУД.
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение слушать собеседника и педагога;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- умение работать в группе.
Этапы реализации программы и их содержание и отведенное количество часов представлены в таблице 3 и 4.
Таблица 3
Содержание основных разделов программы «Казачек»
Этапы Содержание этапа
Вводное занятие Презентация творческого объединения. Техника безопасности.
Диагностический Диагностика индивидуальных особенностей учащихся
Поисково-вариативный Разработка программы по военно-патриотическому воспитанию старшеклассников в традициях оренбургского казачества
Практико-действенный Отслеживание динамики развития и воспитания учащихся
Продолжение таблицы 3
Аналитический На основании анализа эффективности работы с учащимися, анализа диагностических данных, продуктов деятельности старшеклассников, проводится корректировка программы.
Таблица 4
Учебно-тематическое планирование занятий по программе «Казачек»
№ Модули и темы Всего
часов Теория Практика
1 Введение 2 1 1
1.1 Презентация творческого объединения 1 1 -
1.2 Входная диагностика 1 - 1
2 История Оренбургского казачества 3 3 -
2.1 Оренбургская экспедиция, закладка крепостей, заселение края 1 1 -
2.2 Структура и управление войском 1 1 2.3. Оренбуржцы во внешний войнах1 1 3 Строевая подготовка 15 1 14
3.1 Строевой устав. Общие положения. Строевые приемы без оружия. 2 1 1
3.2 Строевая подготовка. Строевая стойка, повороты на месте 7 - 7
3.3 Строевой шаг. Перестроения. 6 - 6
4 Техника безопасности 5 1 4
4.1 Основные виды падений 3 1 2
4.2 Техникасамостраховок2 - 2
5 Приемы рукопашного боя 20 - 20
5.1 Стойки. Передвижения в стойках. 4 - 4
Продолжение таблицы 4
5.2 Удары 4 - 4
5.3 Техника защиты 4 - 4
5.4 Техника борьбы стоя (броски, перевороты, зацепы, подсечки, подхваты, подножки, подсады)Техника падения 4 - 4
5.5 Навыки владения пластунским рукопашным боем «штыковой бой прикладом»: укол (с чучелом и без, стоя и в движении), отбивы, удары прикладом 4 - 4
6 Физическая подготовка 4 2 2
6.1 Меры безопасности при проведении занятий по физической подготовке 1 1 -
6.2 Силовые упражнения 2 1 1
6.3 Преодоление полосы препятствий 1 1
7 Стрелковое вооружение и огневая подготовка 7 2 5
7.1 Основы и правила стрельбы. Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием 1 1 7.2 Устройство, принцип работы винтовки Мосина, карабин для отработки штыкового удара 1 1 7.3 Практические занятия по разборке и сборке винтовки Мосина 3 3
7.4 Стрельба из винтовки с позиции лежа, стоя 2 2
8 Правила выживания в экстремальных ситуациях и при попадании в неблагоприятные природные условия 8 2 6
Продолжение таблицы 4
8.1 Правила поведения при попадании в неблагоприятные условия и экстремальные ситуации. 4 1 3
8.2 Ориентирование на местности и организация похода (чтение следа, техника запутывания следа) 4 1 3
9 Основы безопасной жизнедеятельности 8 2 6
9.1 Первая медицинская помощь при ранениях
Пулевых, рубленных, колотых 4 1 3
9.2 Первая доврачебная помощь притравмах ушибах 4 1 3
ВСЕГО 72 14 58
Методическое обеспечение.
Технологии, применяемые в процессе обучения и воспитания:
- саморазвития
- педагогика сотрудничества
- личностно-ориентированные
- технология развивающего обучения
- здоровьесберегающие технологии
Методы обучения:
- практические методы (соревнования, беседа, объяснение, дискуссия);
- словесные (лекция, беседа);
- наглядные;
-методы стимулирования и мотивации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамовский, А.П., Оренбургское казачье войско в трех веках / А.П. Абрамовский, В.С. Кобзов –Челяб.: Чел. гос. ун-т,1999 г.
Байбородова, И.В. Методика обучения ОБЖ / И. В. Байбородова, Ю.В. Индюков.- М.,2003. - 279 с.
Безопасность жизнедеятельности / ред. С.В. Белова.- М.:Высшая школа, 2004. - 448 с.
Безопасность жизнедеятельности / ред. проф. Э. А. Арустамова.- М., 2003.- 496 с.
Беленко, С.В., Школа выживания / С.В. Беленко. - М., 2007. -175 с.
Белов, П.Г. Безопасность жизнедеятельности / П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков, С.В. Белов.- М.,2007.- 241 с.
Боднева Н.А. Становление и развитие системы семейного воспитания в терском казачестве (вторая половина XIX - начало XXI вв.): автореф. дис. канд. пед. наук / Н.А. Боднева - Белгород, 2008. – 26 с.
Водопьянов, В. П. История 6-го оренбургского казачьего полка / В. П. Водопьянов, ответ. редактор Г.А. Дубровская. – М.: ТОО «Гавер» Суханова В.В., 2007г.
Галанин, Ю. Еще раз о патриотическом воспитании / Ю. Галанин // Основы безопасности жизнедеятельности. -2008.- №23.
Даньшов, С.Н. «Патриотическое воспитание учащихся через приобщение к традициям Оренбургского казачества» / С.Н. Даньшов // Статья о патриотическом воспитании в Тюльганском районе. – Тюльган, 2013.
Как научить любить Родину: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» - М.: Аркти, 2008. - 223 с.
Кларин, М.И. Педагогические технологии в учебном процессе / М.И. Кларин. - М., 1989.
Коменский, Я.А. Дидактика. Избр. пед сочинения / Я.А. Коменский. -М., 2007.
Конев, В.В. Основы военной службы: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности 050204.65 (Безопасность жизнедеятельности) / В.В. Конев, И.Н. Корнева, Н.П. Кондратенко. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.- 357 с.
Кононова, С.Н. Воспитание подростков на традициях казачества/ С.Н. Кононова // Материалы десятых социально-педагогических чтений РГСУ. Ч.2. 27 марта 2007 г. - М., 2007. – С.22-23
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2008., - 39 с.
Костюченкова, Е.М. Антропонимическая система как элемент лингвокультуры донского казачества / Е.М. Костюченкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 38 (82) Сер. Общественные и гуманитарные науки. – СПб., 2008. – С. 183-188
Концепция военно-патриотического воспитания молодежи - М., 2006. 174 с.
Литвинов, Е.Н. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (образовательная область «Физическая культура), подсистема «Основы безопасности жизнедеятельности») / Е.Н. Литвинов, В.Б. Волошин, В.П. Скрябин, М.П. Фролов.- М., 2007. 152 с.
Машин М.Д. Из истории родного края. Оренбургское казачье войско / М.Д. Машин.- Челябинск, 2008, - С. 24.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-898) / офиц. док. – М.,2007. N 18.