Рабочая программа для 1-4 класса, Школа 2100, с КТП

I. Пояснительная записка


Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.


II. Общая характеристика учебного предмета



Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение техно-логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
Примерная схема урока. Каждый урок начинается с наблюдения, восприятия предметов материально-культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (количество деталей, их форма, вид соединения), далее – средства художественной выразительности (цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.). Следующий шаг технологический – определение способов обработки материалов для получения планируемого результата. Размышление и рассуждение в ход анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.
В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:
– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);
– решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
– простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, другие культурные традиции.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.



III. Описание места учебного предмета в учебном плане


Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1 час в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Занятия проводятся учителем технологии.
Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология», рабочих тетрадей и методических рекомендаций к ним для каждого класса.
Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.




IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


1-й класс


Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение чувствовать мир, его материальную культуру.

Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
– слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Знать
– виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
– названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
– технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
– способы разметки: сгибанием, по шаблону;
– способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
– виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;

уметь
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
– учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
– добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные чувствовать мир технических достижений.

Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– договариваться сообща;
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

· иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

· знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

· уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:
знать
– виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
– неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);
– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь
– самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
– с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой верёвочки;
– реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.


3–4-й классы


Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
- проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
- определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные чувствовать значение предметов материального мира

Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
знать

· виды изучаемых материалов, их свойства;

· способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

уметь

·с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;

·самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

·под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

·реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
знать

· о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь

· под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

· под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.


VI. Требования к уровню подготовки обучающихся 1-4 классов.

Планируемые результаты обучения и развития, обучающихся в 1 классе.

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

Вид деятельности
Знания
Умения

1
2
3

Трудовая деятельность
– виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; – конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; – названия и назначение ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила работы ими; – технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; – способы разметки: сгибанием, по шаблону; – способы соединение с помощью клейстера, клея ПВА;
– виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами.
– под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами; – с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
– самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Художественно-творческая изобразительная деятельность
– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.
– реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.





Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер.

Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.

Общетрудовые умения: рациональные приемы организации рабочего места в соответствии с используемым материалом (под контролем учителя); с помощью учителя проведение анализа образца (задания), планирования последовательности выполнения практического задания, контроля качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).

Понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
2. Технико-технологические: однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.
3. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.



Планируемые результаты обучения и развития, учащихся во 2 классе.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся в начальной школе и содержат три компонента:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

иметь представление
знать
уметь

о роли и месте чело-века в окружающем мире;
о созидательной, творческой деятель-ности человека и природе как ис-точнике его вдох-новения;
о человеческой дея-тельности утили-тарного и эстетического характера;
о некоторых про-фессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
о том, когда дея-тельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

что такое деталь;
что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;
какое соединение деталей называется неподвижным;
виды материалов (при-родные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления);
последовательность из-готовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сги-банием, по шаблону;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскраши-вание, аппликации, пря-мая строчка и ее варианты;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и прис-пособлений (шаблон, бу-лавки), правила работы с ними.
наблюдать, сравнивать, делать прос-тейшие обобщения;
различать материалы и инструменты по их назначению;
различать однодетальные и мно-годетальные конструкции несложных изделий;
качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
выполнять правила культурного поведения в общественных местах.


под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.


Основные виды учебной деятельности учащихся

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.

С помощью учителя:
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете.
Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

С помощью учителя
осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.



Планируемые результаты обучения и развития учащихся в 3 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего класса

Учащиеся должны
иметь представление:
- о лепке из пластилина, солёного теста, вырезывании из бумаги, о коллажах как видах декоративно-прикладного искусства;
- о возможности использования некоторых видов художественной техники для изготовления полезных изделий;
- о роли трудовой деятельности в жизни человека;
- о влиянии трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
- о видах труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;
- о назначении, сферы применения, основных свойств различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);
- о назначении и сферы применения машин, технических устройств и инструментов, правила безопасной работы с ними;

- знать:
- свойства известных материалов, проявляющиеся в новых видах работы;
- новые приемы работы в уже известной технике аппликации, мозаики, плетения;
- приемы разметки с помощью создания эскизов;
- способы соединения деталей;

- уметь:
- лепить разными способами;
- вырезать по внутреннему контуру;
- вырезать детали из ткани;
- вырезать бумажные узоры на глаз, без предварительного нанесение контура;
- соединять детали в модульном оригами;
- плести разными способами, указанными в программе;
- использовать швы «стебельчатый», «петельный»;
- соединять детали с помощью клея, ниток;
- ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу;
- создавать образы по собственному замыслу с использованием любой известной техники;
- комбинировать в одном изделии различные материалы;
- планировать последовательность выполнения действий при повторении образца;
- контролировать свою работу на всех этапах ее выполнения.
- отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете. Использовать свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий



Планируемые результаты обучения и развития учащихся в 4 классе.

знать/понимать
роль трудовой деятельности в жизни человека;
распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
основные источники информации;

уметь
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в совместной работе.



VII. Содержание учебного предмета в 1-4 классах.


Содержание учебного предмета (33 часа) в 1 классе.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Основные содержательные линии.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 часов).

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (o6щee представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Самообслуживание – порядок на рабочем месте, уход и хранение инструментов (кисточка помыта, ножницы зачехлённые, иголка в игольнице, карандаш в подставке), гигиена труда
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (12 часов).

Общее понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств {на уровне общих представлений).
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; noдбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с цепью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменении Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, винтовое), отделка изделия или его деталей ( вышивка, аппликация и др.).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование (15 часов).

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и д.р.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды, конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).

4. Использование информационных технологий.
(Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.)
Технико-технологические понятия: изделие, однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.

Содержание учебного предмета (34 часа) во 2 классе.


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (5 часов).

Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работе во времена Средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.


Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
(14 часов).

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

Конструирование и моделирование (11 часов).

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

4. Использование информационных технологий (4 ч.).

Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисование на компьютере. Создание изделий (открытки, значки, приглашения и др.).
Технико-технологические понятия: конструкция, чертёж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.



Содержание учебного предмета (34 часа) в 3 классе.


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 часов).

Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета(изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно-прикладного искусства народов России, мира и своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника.
Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественной анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предметного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение (самоконтроль качества выполненной работы соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – вышивка узоров

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
(14 часа).

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.) их получение и применение. Разметка деталей, копирование с помощью кальки.
Вырезание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами.


Конструирование и моделирование (10 часов).

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объемных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка.

4. Использование информационных технологий (4 ч.).

Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).


Содержание учебного предмета (34 часа) в 4 классе.


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (4 часа).

Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.


Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
(10 часа).

Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик и т.д.) Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).

Конструирование и моделирование (12 часов).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
Решение простейших задач конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей. Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и заданным условиям.


4. Использование информационных технологий (8 ч.).

Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.



VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Для работы на уроках технологии учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место;
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работы с ножом), угольник, графитный и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и красками, подставка для кистей, коробочки для мелочей;
- материалы для изготовления изделий: бумага (писчая, альбомная, цветная, гофрированная и д.р.), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и др.), пластилин (или соленое тесто, глина, пластика), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, наборы металлических конструкторов, пластмассовый конструктор и др.
1) Программа курса «Технология», О. А. Куревина, Е. А. Лутцева (рекомендована Министерством образования и науки РФ)
2) Учебник «Прекрасное рядом с тобой».1-4 класс. – М.: Баласс,2011.
3) Рабочая тетрадь к учебнику « Прекрасное рядом с тобой».1-4 класс. – М.: Баласс,2011.
4)Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
5)Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
6)Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

IX. Календарно - тематическое планирование

1 класс

№ урока

Тема
Коли
чество часов
Дата проведения урока
Характеристика деятельности учащихся




План
Факт


1
2
3
4
5
6

1
Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте.
Урок - игра.


1


Знакомство с правилами ТБ в кабинете обслуживающего труда. Введение в курс технологии

2
Люди и вещи. Профессии.
Урок - путешествие.

1


Объяснить процесс труда. Рассмотрение видов профессиональной деятельности родителей.

3
Работа с природным материалом. Коллаж из листьев. Урок - экскурсия

1


Наблюдение, сравнение и сопоставление природных материалов.

4
Игрушки из природных материалов.
Урок - сюжетно-ролевая игра.

1


Делать выбор образцов и подготовка природных материалов к изготовлению игрушек.

5
Изготовление птички-невелички.
Урок - экскурсия.

1


Формировать навыками выполнения игрушек используя природный материал.

6
Изготовление медвежонка.
Урок – игра.

1


Анализ образцов сувенирной продукции Башкортостана.
Ознакомление с навыками моделирования объемной формы из пластилина.

7
Приемы лепки. Выполнение картины цыпленка.
Урок – путешествие.

1


Сформировать навыки работы с ножом для пластилина. Делать из пластилина различные фигуры.

8
Дымковская игрушка
Урок – ролевая игра.

1


Добавить новые знания об истории изготов ления игрушек. Знакомство с башкирской народной игрушкой.

1
2
3
4
5
6

9
Вылепить дымковскую лошадку.
Урок – путешествие.

1


Формировать навыки выполнения украшения из пластилина на фигурку лошадки.

10
Вылепить фигуру музыканта

1


Формировать навыки лепки из пластилина лица и волос музыканта.

11
Работа с цветной бумагой. Знакомство с ножницами.

1



Объяснить правила ТБ. при работе с ножницами. Объяснить как работать с ножницами и бумагой.

12
Выполнить аппликацию Аленький цветочек.


1


Изучение видов и свойств бумаги; наблюдение и сравнение свойств бумаги. Освоение приемов работы с бумагой, вырезание, и приемов наклеивания.

13
Выполнить аппликацию Аленький цветочек.


1


Формирование приемов работы с бумагой, вырезание, и приемов наклеивания.

14
Изготовить бумажную салфетку 3-х цветную


1


Освоение правил соединения деталей изделия при помощи клея и приемов вырезания фигурных краев.

15
Изготовить бумажную салфетку с орнаментом.



1



Знакомство с понятием «симметрия», с башкирским орнаментом.
Составление симметричного орнамента, оформляя салфетку.

16
Работа с шаблонами


1


Освоить приемы вырезание деталей по шаблону.

17
Выполнить аппликации цветка


1
13.01

Сравнить способы изготовления мозаики из различных материалов. Сформи ровать навыки выполне ния аппликации, испо льзуя шаблон, приме няя технику мозаики.

1
2
3
4
5
6

18
Выполнить аппликации цветка

1


Последовательность приемов работы в технике мозаика

19
Учимся аккуратно наклеивать
мелкие детали.

1


Формировать приемы наклеивания мелких деталей.

20
Изготовление открытки ко Дню защитника Отечества

1


Знакомство с российской армией, с башкирскими воинами. Определить приемы выполнения аппликации на картоне.

21
Изготовление открытки ко Дню защитника Отечества
1


Сформировать приемы выполнения аппликации на картоне, подставки.

22
Искусство оригами Сгибание и складывание бумаги. Симметрия.


1


Знакомство с приемами фальцевания, с симметричностью фигуры. Формировать навыки складывания, применяя форму треугольника и квадрата.

23
Изготовление открытки ко Дню 8 марта


1


Объяснить способы изготовления листьев и цветов. Определить приемы изготовления листьев и цветов.

24
Изделие и его конструкция

1


Знакомство с изделием, конструкцией изделия и видами соединений.

25
Работа с набором «Конструктор»

1
17.03

Знакомство с деталями конструктора. Формировать навыки выполнения подвижные соединения.

26
Работа с набором «Конструктор»

1


Сформировать навыки выполнения неподвижные соединения, собирания колес, соединения планки.

27
Изготовляем модель самоката


1


Конструирование изделия по предложенному плану, выбор способа сборки. Сборка изделия на колесах.

1
2
3
4
5
6

28
Учимся шить и вышивать. Инструменты и приспособления для шитья.



1


Соблюдение правил безопасной работы со швейными инструментами. Освоение начальных навыков владения швейной иглой.

29
Вышивка.


1


Знакомство с вышивкой народов Республики Башкортостан. Формировать навыки выполнения строчки швом «вперед иголку».

30
Изготовление закладки.

1


Освоить приемы вышивки. Сформировать навыки вышивки выполняя закладку на картонной основе.

31
Изготовление игольницы

1



Освоить приемы выполнения игольницы используя поролон, клей.

32
«Разноцветные косички». Плетение косичек из нитей пряжи разного цвета

1


Освоение простых способов плетения. Использование плетения в изделиях народов Республики Башкортостан. Освоение технологии плетения косички в три пряди.

33
Итоговый урок
1


Провести выставку изделий. Подвести итоги.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ урока
Тема
Коли-
чество
часов
Дата проведения урока

Характеристика деятельности учащихся




План
Факт


1
2
3
4
5
6

1
Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте


1


Знакомство с правилами ТБ в кабинете труда. Введение в курс технологии

2
Профессии людей. Причины труда людей.

1


Отображение представления о работе родителей в сюжетной композиции.

3
Изготовление аппликации, украшение для карандаша.

1


Создание декоративных фигурок методом симмет ричного вырезания с опорой на предложенную схему.

4
Сооружения Древнего Египта

1


Знакомство с древним миром, с архитектурой древнего мира, с пирамидами. С архитектурой Башкортостана.

5
Выполнение макета пирамиды.
1


Знакомство с пирамидой, как с геометрической фигурой. Знакомство со способами изготовления макета. Формирование приемов выполнения макета.

6
Мастера Египта

1


Знакомство с мастерами Египта, скульптурными изображениями и росписями храмов и пирамид. Со скульптурами мастеров Башкортостана.

7
Изготовление барельефа

1


Повторение свойств пласти лина. Формировать навыки изготовления из пластилина объемные детали.

8
Изготовление фигуры сфинкса

1


Сформировать способы моделирования объемной формы из пластилина,

9
Одежда древних египтян

1


Знакомство с одеждой древних египтян. Провести сравнительный анализ одежды древних египтян и башкир.

1
2
3
4
5
6

10
В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза.


1


Знакомство с Родиной Деда Мороза, с домом Деда Мороза, с технологией строительства бревенчатого дома.

11
Изготовление терема Деда Мороза

1


Осуществление работы по предложенному плану. Формирование приемов работы с гофрокартоном и приемов работы по шаблону.

12
Украшение терема Деда Мороза

1


Вспомнить элементы башкирского орнамента. Формирование приемов выполнение бумажные кружева, применяя башкирский орнамент. Украсить терем кружевами.

13

Изготовление игрушки-пирамидки

1


Выбор приемов изготовления пирамиды и украшения пирамид по назначению: Дед Мороз.


14
Изготовление игрушки-пирамидки

1


Предложение приемов изготовления пирамиды и украшения пирамид по назначению: Снегурочка.

15
Изготовление елочных игрушек

1


Формирование приемов: работы с шаблонами, вырезания фигурных краев.

16
Изготовление «флажка» для гирлянды

1


Вспомнить элементы башкирского орнамента. Сформировать умение ритмично располагать орнамент на «флажках».

17
Древняя Греция и Рим

1
16.01


Знакомство с традициями древней архитектуры, с сооружениями Древней Греции и Рима.

118

Изготовление макета древнегреческого храма.




1
23.01

Объяснить условия работы: с чертежными инструментами, разметки прямоугольника с помощью угольника.

1
19
Изготовление макета древнегреческого храма
1
30.01

Формирование приемов работы с чертежными инструментами, изготовления чертежа крыши, колонны и т.д.

1
2
3
4
5
6

20
Богатыри Древней Руси. Римские и греческие воины.


1
6.02

Знакомство с подвигами русских и башкирских богатырей, с одеждой русских и башкирских богатырей, и римских и греческих воинов. Анализ образов.

21
Подготовка к Дню Защитника Отечества. Изготовление картины с римским воином.

1
13.02

Выявление свойств фольги. Освоение приемов работы с фольгой: выравнивание, скрепление деталей.

22
Посуда Древней Греции
1
20.02

Знакомство с посудой Древней Греции. Знакомство с цветосочетанием древних художников.

23
Подготовка к Дню 8 марта. Изготовление вазы.


1
27.02

Анализ возможностей использования плоских фигурок на подставке. Последовательность изготовления и украшения изделия художественно-графическими материалами

24
Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение.
1
6.03

Ориентироваться в знаниях и умениях.

25
Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок.
1
13.03

Переработать полученную информацию.

26
Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Рисование на компьютере.
1
20.03

Определить условия работы на компьютере.

27
Создание открыток, значков, приглашений.
1


Предлагать способы создания.

28
Одежда древних римлян и греков. Изготовление льняной ткани.


1


Знакомство с одеждой древних римлян и греков, со способами изготовления льняной ткани и ниток.

29
Изготовление одежды древних римлян и греков

1


Формировать приемы работы с тканью.

30
История пуговицы. Пришивание пуговиц на ножке и с дырочками.


1


Сравнение различных видов пуговиц. Выбор способов пришивания пуговиц. Подбор ниток к пуговицам по принципу родственных и контрастных цветов.

31

Украшение одежды.

1


Знакомство со способами украшения одежды. Беседа о процессе ручного шитья.

1
2
3
4
5
6

32
Виды вышивки.


1


Знакомство с новыми видами швов. Изучение техники выполнения новых швов: строчка прямого шва, строчка «в два приёма», перевивы, наборы.

33
Изготовление игрушки из пуговицы

1


Изучить технологию изготовления игрушки, формирование приемов вышивки.

34
Итоговый урок

1


Провести выставку изделий. Выставить оценки, подвести итоги.


IX. Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ урока
Тема
Коли-
чество
часов
Дата проведения урока

Характеристика деятельности учащихся




План
Факт


1
2
3
4
5
6

1
Вводный инструктаж по ТБ.
1
5.09

Знакомство с правилами ТБ в кабинете труда.

2
Вспоминаем жанры: колорит, настроение в живописи
1
12.09

Рассмотреть рисунки, определить принадлежность к жанрам этих рисунков

3
Всё начинается с замысла: создание летательного аппарата
1
19.09

Определить как возник замысел создания самолета

4
Изготовление планера

1
26.09

Знакомство с техникой оригами. Ознакомится с самолетостроительными заводами Башкортостана.

5
Изготовление объемных деталей
1
3.10

Знакомство с объемными деталями. Знакомство со способами изготовления объемных деталей. Формирование приемов изготовление деталей.

6
Изготовление панно по стихотворению «Мотылек мальчику»

1
10.10

Вспомнить какие насекомые существуют в природе. С насекомыми живущими в Башкортостане. Закрепление приемов работы с ножницами и бумагой.

7
Изготовление волшебного кристалла

1
17.10

Освоить приемы работы с циркулем. Освоить приемы сгибания и рицовки.

8
Оформление волшебного кристалла

1
24.10

Провести сравнительный анализ природы Башкортостана и Сибири. Освоить приемы оформления кристалла.

9
Роль фантазии в реализации замысла

1
7.11

Знакомство с фантазией и талантом народных мастеров Башкортостана

10
Фантазируем и изготовляем открытку «Белочка»


1
14.11

Ознакомится с технологией изготовления подвижных деталей открытки.

11
О чем могут рассказать игрушки?

1
21.11

Познакомится с глиняной игрушкой, игрушками мастером Башкортостана.

1
2
3
4
5
6

12
Выполнение ручных стежков

1
28.11

Формирование навыков выполнения ручных стежков, приемов работы с иглой и нитью.

13

Изготовление мягкой игрушки

1
5.12

Закрепление приемов работы с иглой и нитью.


14
Изготовление мягкой игрушки

1
12.12

Предложить применить свою фантазию при оформлении игрушки

15
Изготовление елочных игрушек

1
19.12

Формирование приемов: работы с шаблонами, вырезания фигурных краев.

16
Изготовление «флажка» для гирлянды

1
26.12

Вспомнить элементы башкирского орнамента. Сформировать умение ритмично располагать орнамент на «флажках».

17
Народное искусство и народные промыслы

1
16.01

Знакомство с народными художниками и ремесленниками. Провести сравнительный анализ художников России и Башкортостана.

118

Лепим из теста, сувениры



1
23.01

Объяснить условия работы: с соленым тестом. Ознакомить с правилами окрашивания теста.

1
19
Живопись, архитектура.
1
30.01

Знакомство с живописью России и Башкортостана. Ознакомится с мировой архитектурой

20
Изготовление объемных открыток


1
6.02

Вспомнить приемы работы с шаблонами.

21
Подготовка к Дню Защитника Отечества. Изготовление открытки.

1
13.02

Закрепление приемов работы с шаблонами

22
Образы растений в искусстве
1
20.02

Ознакомится с образами растений в живописи, их символизированостью

23
Подготовка к Дню 8 марта. Изготовление вазы с искусственными цветами


1
27.02

Анализ возможностей использования плоских фигурок на подставке. Последовательность изготовления и украшения изделия художественно-графическими материалами

1
2
3
4
5
6

24
Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение.
1
6.03

Ориентироваться в знаниях и умениях.

25
Основные части: монитор, клавиатура, мышка, системный блок.
1
13.03

Переработать полученную информацию.

26
Учимся вышивать крестом
1
20.03

Знакомство с новыми видами швов - крестом. Изучение техники выполнения новых швов.

27
Вышиваем крестом
1
3.04

Закреплять в процессе работы, приемы вышивки крестом

28
Оформление вышивки в рамку


1
10.04

Научиться закреплять вышивку для рамки

29
Архитектурные образы

1
17.04

Знакомство с целостностью архитектурных образов, с культурой различных эпох и стран.

30
Проектируем и моделируем город


1
24.04

Знакомство с объемными геометрическими формами.

31

Моделируем и изготавливаем куб

1
8.05

Знакомство со способами моделирования и вариантами развертки куба.

32
Моделируем и изготавливаем четырёхугольную призму.


1
15.05

Изучить принципы построения сетки чертежа, разметки клапана.

33
Изготовление макета замка

1
22.05

Закрепить навыки моделирования и развертки объемных деталей.

34
Изготовление макета замка

1
29.05

Собрать все детали в единое целое. Провести выставку изделий. Выставить оценки, подвести итоги.












13PAGE 15


13PAGE 142315


13PAGE 15


13PAGE 142715


13PAGE 15


13PAGE 143115


13PAGE 15


13PAGE 143215