Рабочая программа Русский язык. 6 класс . УМК Школа 2100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»(для 6 «А» класса)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, Н.А. Исаевой, Е.С. Баровой и др.
Пояснительная записка
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением по предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления(линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
-Формирование у учащихся языковой интуиции.
-Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориетировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
-Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки письма и чтения для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
-Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
-Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
-Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
-Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую и пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.
Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения, при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5 класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5-9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А.Ильницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Т.Шумилин и др.) Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1)учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2)ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3)учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Структура курса русского языка в 5-9-м классах
Курс подразделяется на две части:
5-7-й классы;
8-9-й классы.
В центр первой части «Слово в языке и речи» (5-7-й классы) поставлено слово.
Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Основная часть курса 5-7-й класс содержит следующие темы:
-слова со значение «предмет»;
-слова со значением «действие» или «состояние»;
-слова со значением «количество»;
-слова со значение «признак»;
-слова со значением «признак предмета»;
-слова со значением «признак признака»;
-слова со значением «дополнительное действие».
Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.
Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.
В 8-9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.
Материал изучается линейно и линейно-ступенчато.
Главные принципы построения этого курса- системность и функциональность. Основные понятия- языковая система и ее реализация в речи.
Орфография и пунктуация изучается рассредоточено.
В 5-9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной реч
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 22 часа (5-й класс – 6; 6-й класс – 6;
7-й класс – 4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе- это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии- осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины- осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоциональн0-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества- осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма- осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
6 класс
Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа. Видные учёные-русисты
Слово в языке и речи(повторение и углубление изученного в 5-м классе)
Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.
Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы.
Понятие «часть речи».
Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.
Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных).
Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.
Глагол как часть речи и как член предложения.
Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.
Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.
Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.
Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания.
Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.
Способы связи предложений в тексте.
Слова со значением «количество предметов»
Имя числительное в языке и речи.
· Имя числительное как часть речи.
· Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.
· Морфологические признаки количественных числительных.
Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и в конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.
Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.
· Сочетательные возможности количественных числительных.
Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.
Грамматическая сочетаемость.
· Роль количественных числительных в предложении и тексте.
Количественные числительные в качестве подлежащего.
Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.
Слова со значением «признак предмета»
Имя прилагательное в языке и речи.
· Имя прилагательное как часть речи.
Лексическое значение имен прилагательных.
· Общее грамматическое значение имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.
Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.
· Морфологические признаки имён прилагательных.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.
Неупотребление буквы ь в конце кратких прилагательных после букв шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Относительные имена прилагательные.
Притяжательные имена прилагательные.
· Сочетательные возможности имен прилагательных.
Лексическая сочетаемость.
Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».
· Роль имён прилагательных в предложении.
Имя прилагательное в качестве определения.
Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.
Имя прилагательное в качестве сказуемого.
Составное именное сказуемое.
· Имя прилагательное в тексте.
Текстообразующая роль имён прилагательных.
Порядковые числительные в языке и речи.
· Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.
· Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.
· Роль порядковых числительных в предложении.
· Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.
· Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.
Указательные слова-местоимения. Местоимения-прилагательные в языке и речи.
· Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.
Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.
Неопределённые местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределённых местоимений. Правописание не- в неопределённых местоимениях. Дефис в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др.
Склонение притяжательных местоимений.
Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько.
Склонение указательных местоимений.
Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой.
Склонение определительных местоимений.
· Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.
· Местоимение как часть речи (обобщение).
Местоимения в тексте.
Слова со значением «признак предмета по действию»
Причастие.
· Причастие как особая форма глагола.
· Грамматическое значение.
· Морфологические признаки.
Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.
Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.
· Причастный оборот.
Выделение причастного оборота на письме.
· Образование и правописание действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание букв гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание букв гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Полная и краткая форма страдательных причастий.
Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание букв гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.
Правописание е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание не с причастиями.
· Роль причастий в предложении.
Причастие в качестве определения.
Причастие как именная часть составного именного сказуемого.
· Сочетательные возможности причастий.
Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».
Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».
· Причастие в тексте.
Текстообразующая роль причастия.
Развитие речи*. Чтение и работа с информацией.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
· Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.
· Стили речи. Научный и официально-деловой стиль. Задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства.
· Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.
· Изучающее чтение и изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи:
– повествование в учебно-научном стиле;
– повествование с элементами описания в художественном тексте;
– рассуждение в художественном тексте.
· Сочинение: описание интерьера; рассказ; рассуждение на дискуссионную тему; рассуждение с элементами повествования или описания; отзыв о книге.
· Повторение изученного в 6-м классе.
Проектная деятельность
·
·.
Темы проектов: «Слова детей. Неологизмы», «Дневники», «Изменения в природе», «Интерьер. Дизайн. Лучший школьный кабинет», «Величайшие открытия человечества», «Автобиография», «Весна как пробуждение природы», «Удивительные пейзажи в литературе, живописи, музыке».
Содержание учебного материала
№ п/п
Наименование разделов курса
Количество
часов всего
В том числе
Элементы содержания
контрольных работ
часов развития речи
1.
Введение.
2
1
Лингвистика. Разделы русского языка.
2.
Слово в языке и речи. Повторение и углубление изученного в 5-м классе.
1.Лексическое богатство русского языка
2. Имя существительное как часть речи и как член предложения
3. Местоимение- существительное как часть речи и как член предложения
4.Глагол как часть речи и как член предложения
5. Простое и сложное предложение
6.Текст
48
7
11
5
7
14
4
контрольная работа-1
диктант-1
контр.диктант-1
1
1
1
1
4
2
Лексика. Лексическое значение слова. Имя существительное. Морфологические признаки. Синтаксическая роль. Местоимение. Морфологические признаки. Разряды. Глагол. Виды предложений. Особенности построения предложений и словосочетаний. Виды текста.
3.
Знаменательные (самостоятельные) слова
Слова со значением «количество предметов»
7. Количественные числительные в языке и речи
140
17
контр.диктант-1
2
Имя числительное. Разряды числительных. Количественные числительные в языке и речи.
4.
Слова со значением «признак предмета»
8. Имя прилагательное в языке и речи
9. Порядковые числительные в языке и речи
10. Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные в языке и речи
11. Причастие в языке и речи
42
10
24
47
контр.диктант-1
провер. работа -1
контр.диктант-1
контр.диктант-2
12
5
6
7
Имя прилагательное. Морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Причастие. Особенности причастий. Глагольные признаки причастий.
5.
Повторение
20
3
Типы и стили речи. Части речи. Члены предложения.
Всего:
210
9
46
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Домашнее задание
1.
Введение. Русский язык – язык русского народа
2час
1
Беседа
Л: развивать любовь и уваже-
ние к Отечеству, его языку и
культуре; развивать эстетиче-
ские чувства.
М/п: извлекать информацию
из разных источников (оглав-
ления, условных обозначений,
текста, схем, приложений и
т.д.); преобразовывать инфор-
мацию.
Пр.*: знакомиться с русски-
ми учёными-лингвистами и их
наследием, расширять пред-
ставление о литературном
Упр. 5(письм), теория с.10(учить)
2.
Р/Р Сочинение – рассуждение по данному началу
1
Р/Р Беседа проверка и оценка знаний
Словарные слова за 5 класс(словарик) повторить
3.
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Повторение и углубление изученного в 5 –м классе.
1.Лексическое богатство русского языка.
Что такое богатство русского языка
48час
7час
1
Повторение
Л.: осознавать роль слова в
формировании и выражении
мыслей и чувств.
М/п: вычитывать разные ви-
ды текстовой информации,
преобразовывать её (в таблицу,
схему, план, ключевые слова),
менять стратегию чтения, ис-
пользовать разные механизмы
чтения (прогнозирования, эк-
вивалентных замен, компрес-
сии) и аудирования.
М/к: стремиться к координа-
ции действий в парах, груп-
пах, слушать и слышать другупр
друга, формулировать соб-
ственное мнение и аргументи-
ровать его, осуществлять вза-
имный контроль.
Пр. (языковая компетенция):
1) отличать фразеологизмы
от свободных сочетаний, опо-
знавать фразеологизмы в
речи, группировать фразеоло-
гизмы по значению и проис хождению, сравнивать фразе-
ологизмы в русском и других
языках, уместно употреблять
фразеологизмы в речи; осмыс-
ливать причины, источники и
периоды заимствований, выяв-
лять признаки заимствован-
ных слов (в том числе призна-
ки старославянизмов), харак-
теризовать слова с точки зре-
ния принадлежности их к
активному и пассивному соста-
ву, опознавать устаревшие
слова и неологизмы в речи,
различать архаизмы и историзмы
Упр. 13(устно)
4.
Фразеологизмы – (определение, различение фразеологизмов и свободных сочетаний, фразеологический словарь, фразеологизмы – синонимы)
1
Беседа
Повторение
Упр.25(письм)
5.
Фразеологизмы (история фразеологизмов, группы по происхождению, фразеологизмы в других языках, фразеологизмы в тексте)
1
Беседа
Изучение нового
Упр.26(устно)
6.
Р/Р Сочинение начала сказки по опорным фразеологизмам
1
Р/Р Беседа
Проверка и оценка
Словарные слова за 5 класс (повторить)
7.
Изменения в словарном составе русского языка. Слова, заимствованные из других языков
1
Беседа
Упр. 39(п), теория с.20(учить)
8.
Устаревшие слова
1
Беседа
Упр.45(п), теория с.26(учить)
9.
Неологизмы.
1
Беседа
Упр.50 (устно), теория с.29(учить)
10.
Имя существительное как часть речи и как член предложения
Понятие «часть речи»
11час
1
Беседа
повторение
2) осознавать понятие
·часть
речи
·, опознавать части речи
по их отличительным призна-
кам, характеризовать грам-
матическое значение и морфо-
логические признаки имени
существительного, различать
способы словообразования
имён существительных; произ-
водить морфемный и слово-
образовательный разбор имён
существительных; находить
изученные орфограммы в име-
нах существительных (в том
числе, ы, и после ц, слитное/
раздельное написание не),
определять тип и вид орфо-
грамм, правильно писать
слова с названными в теме
орфограммами; выявлять син-
таксическую роль имён суще-
ствительных, опознавать
однородные члены, выражен-
ные именами существительны-
ми, пунктуационно оформлять
названные конструкции;
3) опознавать местоимения- существительные, определять
их разряд, правильно писать
слова с изученными орфограм-
мами в местоимениях-суще-
ствительных, определять син-
таксическую роль местоиме-
ний-существительных;
4) характеризовать значе-
ние, морфологические призна-
ки, различать способы слово-
образования глаголо
Упр.55 (п), теория с.22(уч)
11.
Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного
1
Беседа
повторение
Упр.60 (п)
12.
Способы образования имен существительных
1
Углубление знаний
повторение
Упр.669п), теория с.38(учить)
13.
Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных (повторение)
1
Повторение
Упр.77 (п), теория с.41(учить таблицу)
14.
Буквы И, Ы после Ц
1
Изучение нового
повторение
Упр.77(п), теория с.45(уч)
15-16.
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными
2
Повторение
Упр.82(п), теория с.49(учить)
17.
Р/Р Свободный диктант
1
Р/Р Проверка и оценка знаний
Произноси правильно с.217(учить)
18.
Имя существительное как член предложения
1
Беседа, повторение изученного
Упр.50(п)
19.
Однородные главные и второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными
1
Повторение, углубление знаний
Подготовиться к к/работе за 5 класс(повторить орфограммы и виды разбора)
20.
Входная контрольная работа за 5 класс. Диктант с грамматическим заданием
1
Проверка и оценка знаний
Без задания
21.
3. Местоимение –существительное как часть речи и как член предложения
Разряды местоимений – существительных
5час
1
Углубление знаний, изучение нового
Упр.100(без разборов)
22.
Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях – существительных (повтор)
1
Повторение изученного
Упр.102(доделать) таблица с.60
23.
Совершенствование орфографических умений, связанных с повторяемыми орфограммами в местоимениях – существительных
1
Закрепление
Упр.105(п), разряды местоимений (повторить)
24.
Р/Р Свободный диктант или сжатое изложение
1
Проверка и оценка знаний
Словарные слова (словарик) повторить
25.
Местоимение – существительное как член предложения
1
Беседа
повторение
Упр.110(без разборов), разряды повторить
26.
4. Глагол как часть речи и как член предложения
Грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки глагола
7час
1
Беседа, повторение
Находить и
правильно писать глаголы с
изученными буквенными и не-
буквенными орфограммами,
группировать глаголы с разны-
ми видами орфограмм, опреде-
лять синтаксическую роль гла-
голов, различать простое и со-
ставное глагольное сказуемое;
5) характеризовать предло-
жение как синтаксическую
единицу, отличать предложе-
ние от слова и словосочетания,
выявлять роль знаков препи-
нания в письменной речи,
находить обращения, вводные
слова, однородные члены в
предложении и тексте, разгра-
ничивать простые и сложные
предложения, предложения с
прямой и косвенной речью,
пунктуационно оформлять
предложения с разными смыс-
ловыми отрезками, состав-
лять схемы предложений и
конструировать предложения
по схемам, определять роль
знаков препинания в предло-
жениях с обращениями, ввод-
ными словами
Упр.112(п)
27.
Морфологический разбор глагола. Способы образования глаголов
1
Беседа, повторение и углубление знаний
Упр.114(п)
28.
Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах (повторение)
1
Повторение
Упр.119(п)
29.
Совершенствование орфографических умений, связанных с повторяемыми орфограммами в глаголах
1
Закрепление
Упр.123(без разборов), упр.126(карандашом)
30.
Глагол как член предложения
1
Беседа, повторение
Упр.132(п)
31.
Р/Р Сочинение – миниатюра по опорным словам
1
Проверка и оценка знаний
Подготовиться к диктанту( повтор.с. 65-75)
32.
Диктант по теме «Глагол. Орфография. Повторение изученного»
1
Проверка и оценка знаний
Без задания
33.
5. Простое и сложное предложение
Предложение.
14час
1
Беседа, повторение и углубление знаний
Упр.137(п0
34.
Роль знаков препинания в письменной речи. Знаки завершения, выделения, разделения
1
Повторение, изучение нового
Упр.141(п). теория с.79(учить)
35.
Р/Р Сочинение – миниатюра по данному началу
1
Р/Р Проверка и оценка знаний
Словарные слова с.218(учить)
36.
Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания
1
Повторение, изучение нового
Упр. 145(п0, теория с.79(повтор)
37.
Предложения с вводными словами. Выделительные знаки препинания
1
Повторение, углубление знаний
Упр.150(п)
38.
Р/Р Рассуждение по опорным словам
1
Р/Р беседа
Произноси правильно с.117(учить)
39.
Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания
1
Беседа повторение
Изучение нового
Упр.155(п) разборы 2,4
40.
Сложное предложение. Разделительные знаки препинания
1
Повторение углубление знаний
Упр.157
(подготовиться писать)
41.
Синтаксический разбор сложного предложения
1
Изучение нового повторение
Упр. 162, разборы 1, 2
42.
Р/Р Свободный диктант
1
Р/Р Проверка и оценка знаний
Слов.слова с.218, ответить на вопросы с 92(устно)
43.
Оформление чужой речи на письме. Предложения с прямой речью. Косвенная речь.
1
Повторение, изучение нового
Упр.168(п)без разборов теория с.94(учить)
44.
Диалог
Р/Р Сжатое изложение
1
Повторение, изучение нового,
Проверка знаний
Упр.172(п), подготовиться к к/дикт( с.76-97 повторить)
45.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного»
1
Проверка и оценка знаний
Без задания
46.
Пишем правильно (работа над ошибками)
1
Повторение
Упр.173(пересказ),читать с.98-99
47.
6. Текст
Основные признаки текста
4час
1
Повторение, углубление знаний
6) выявлять признаки тек-
ста, анализировать текст, раз-
личать цепную и параллель-
ную связь предложений в тек-
сте, анализировать текст по типам
Пр. (коммуникативная ком-
петенция): анализировать и
понимать текст, включающий
изученные части речи и син-
таксические конструкции,
передавать содержание про-
слушанного и прочитанного
текста полностью и по частям в
устной и письменной форме
(подробно, сжато, выборочно),
создавать собственные пись-
менные речевые произведения
разных стилей и типов речи
Теория с.98-100(пересказ)
48.
Способы связи предложений в тексте
1
Изучение нового, беседа
Упр.180(п), теория с.102(учить)
49-50
Р/Р Сочинение – описание с использованием цепной связи предложений
2
Р/Р Проверка и оценка знаний
Словарные слова с.218, ответить на вопросы с.105
51.
Знаменательные (самостоятельные) слова
7. Количественные числительные в языке и речи
Лексическое и грамматическое значение количественных числительных
17час
1
Повторение, углубление знаний,
изучение нового
М/п: владеть разными вида-
ми чтения и аудирования,
извлекать информацию из
словарей и источников, пред-
ставленных в разных формах
(текст, схема, таблица), преоб-
разовывать информацию (в
таблицу, схему, алгоритм,
ключевые слова), анализиро-
вать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения
Упр.187(п), теория с.106(учить)
52.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки количественных числительных
1
Изучение нового
Упр.191(разбор 3)теория с.108-109(учить)
53.
Простые, сложные и составные количественные числительные
1
Изучение нового
М/к: учитывать разные мне-
ния и стремиться к координа-
ции действий в сотрудниче-
стве, строить связное моноло-
гическое высказывание, вы-
ступать перед аудиторией
сверстников, осуществлять
взаимный контроль и оценивать речевое высказывание
Правила с.106-109(повторить)
54.
Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)
1
Изучение нового, повторение
Упр.193(п), правило с.111(учить)
55.
Количественные числительные, обозначающие целые числа
1
Изучение нового, повторение
Пр. (языковая компетенция):
характеризовать значение и
морфологические признаки
количественных числитель-
ных, отличать количествен-
ные числительные от слов дру-
гих частей речи с числовым
значением, распознавать про-
стые, сложные и составные
количественные числитель-
ные, различать целые, дроб-
ные, собирательные числи-
тельные, группировать числи-
тельные по заданным призна-
кам, склонять целые, дробные
и собирательные числитель-
ные, писать изученные орфо-
граммы в числительных (букву
и в безударных падежных
окончаниях, букву ь в слож-
ных числительных), устанав-
ливать связь числительного с
существительным, определять
синтаксическую роль, произво-
дить морфологический разбор
числительных.
Упр.194(п), правило с.113(у)
56.
Склонение и правописание количественных числительных
1
Повторение
Пр. (коммуникативная компе-
тенция): правильно упо-
треблять имена числительные
в сочетании с существительны-
ми, строить текст-рассуждение
на основе полученных знаний об именах числительных
Упр.197(п), правило с.113(повтор)
57.
Буква И в безударных падежных окончаниях количественных числительных от 11 до 19
1
Изучение нового, повторение
Упр.202(без разборов), правило с.115(учить)
58.
Склонение сложных и составных количественных числительных
1
Упр.211(п), правило с.117(учить)
59.
Буква Ь в сложных количественных числительных
1
Изучение нового, повторение
Упр.217(п), разбор 1,2, правило с.119(уч)
60.
Количественные числительные, обозначающие дробные числа
1
Изучение нового, повторение
Упр.223(п), правило с.122(уч)
61.
Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление
1
Изучение нового, повторение
Упр.229(п), разбор 1,2, правило с.123(уч)
62.
Количественные числительные как члены предложения
1
Изучение нового, закрепление
Упр.234(п), правило с.127(уч)
63.
Р/р Составление текста по опорным словам
1
Р/р
Беседа
Без задания
64.
Морфологический разбор количественных числительных
1
Изучение нового, повторение
Упр.238(п), разбор 3
65.
Количественные числительные в тексте
1
Изучение нового, беседа, повторение
Упр.243(п)
66.
Р/р Сочинение- рассуждение «Почему слова тройка, пятерка, миллион – это имена существительные, а не числительные
1
Проверка и оценка знаний, Р/р
Словарные слова с.218(учить)
67.
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
1
Проверка и оценка знаний
Без задания
68.
СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА»
8. Имя прилагательное в языке и речи
Лексическое значение имени прилагательного
42час
1
Повторение, углубление знаний
М/п: владеть разными вида-
ми аудирования, механизмами
и приёмами изучающего чте-
ния, менять стратегию чте-
ния, вычитывать разные
виды текстовой информации,
перерабатывать и преобразо-
вывать информацию (текст,
таблица, вопросы, ключевые
слова), анализировать, срав-
нивать, делать выводы, стро-
ить рассуждения.
М/к: строить связное моно-
логическое высказывание, со-
блюдать языковые нормы
речевого общения, осущест-
влять речевой самоконтроль,
оформлять свои мысли в уст-
ной и письменной форме.
Упр.250(п) разбор 2,3
69.
Р/р Сочинение – описание(миниатюра) с использованием прилагательных с общим лексическим значением
1
Проверка и оценка знаний. Р/р
Произноси правильно с.217(повтороить)
70.
Грамматическое значение «признак предмета»
1
Повторение, углубление
Упр.254(п), правило с.137(уч)
71.
Способы образования имен прилагательных
1
Изучение нового, повторение
Пр. (языковая компетенция):
анализировать и характеризо-
вать лексическое и граммати-
ческое значение имён прилага-
тельных, выявлять способы
образования имён существи-
тельных, определять призна-
ки имён прилагательных (род,
число, падеж), распознавать
полные и краткие формы при-
лагательных, правильно обра-
зовывать формы сравнения
(сравнительную и превосход-
ную), анализировать и образо-
вывать простую и составную
форму сравнения, различать
качественные, относительные
и притяжательные прилага-
тельные, группировать прила-
гательные по заданным при-
знакам, определять синтакси-
ческую роль полной и краткой
формы, производить морфоло-
гический разбор прилагатель-
ных
Упр.262(п), правило с.140(уч)
72.
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-
1
Изучение нового
повторение
Упр.265(п)
73.
Употребление Ь перед суффиксом –ск- в именах прилагательных
1
Изучение нового
повторение
Упр.271(п), правило с.144(уч)
74.
Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных
1
Изучение нового
повторение
Правило с.147(уч) составить словарик(20 слов)
75.
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
1
Закрепление
Упр.279(п), правило с.147(уч)
76.
Р/р Свободный диктант
1
Р/р проверка и оценка знаний
Упр.286(п) правило с.147(повтор)
77-78.
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
2
Изучение нового
повторение
Упр.291, упр.293 правило с.153(уч)
79.
Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки
1
Повторение, углубление знаний
выявлять харак-
тер связи прилагательного с
существительным (согласова-
ние), распознавать сложно-
подчинённые предложения с
придаточными определитель-
ными; составлять схемы
предложений, подбирать пред-
ложения к схемам; находить и
правильно писать слова с на-
званными в теме орфограмма-
ми, графически обозначать
условия выбора написаний.
Пр. (коммуникативная ком-
петенция): применять нормы
согласования прилагательных
с существительными в практи-
ке речи, наблюдать за особен-
ностями использования прила-
гательных в текстах-описани-
ях, создавать вторичный
текст-описание в художествен-
ном стиле (писать подробное
изложение), продуцировать
собственный текст с включени-
ем в него имён прилагатель-
ных, составлять рассказ на
лингвистическую тему
Упр.298(п), разбор 2, правило с.157(уч)
80.
Р/р Сочинение- описание (миниатюра)
1
Проверка и оценка знаний Р/р
Упр.296(п)
81.
Полная и краткая форма имен прилагательных
1
Изучение нового
повторение
Упр.303(п) правило с.159(уч)
82.
Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящего
1
Изучение нового
Беседа, повторение
Упр.309(п) разболр 2 правило с.161(уч)
83.
Формы сравнения прилагательных
1
Изучение нового
повторение
Упр.315(п) разбор 4 правило с.164(уч)
84.
Качественные имена прилагательные (обобщение)
1
Закрепление, обобщение
Упр.321(п)разбор 3 правило с.167(уч)
85.
Р/р Сочинение-описание (миниатюра) с использованием качественных прилагательных в разных формах
1
Проверка и оценка знаний
Словарные слова с.218(уч)
86.
Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными
1
Изучение нового
повторение
Упр.326(п). правило с.169(уч)
87-88
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
2
закрепление
Упр.330, 334(п) правило с.169(уч0
89.
Относительные имена прилагательные
1
Изучение нового
повторение
Упр.339(п0 правило с.175-176(уч)
90.
Притяжательные имена прилагательные
1
Изучение нового
повторение
Упр.3459п0разбор 2 правило с.177(уч)
91.
Имя прилагательное как член предложения. Определение
1
Повторение
Углубление знаний
Упр.350(п)
92-93.
Р/р Сочинение- описание «Мой класс»
2
Проверка и оценка знаний Р/р
Произноси правильно с.127
94.
Однородные определения
1
Изучение нового
повторение
Упр.355(п) правило с.181-182(уч)
95.
Р/р Творческая письменная работа с использованием однородных определений
1
Р/р проверка и оценка знаний
Упр.359, разбор 1 правило с.184(уч)
96.
Неоднородные определения (ознакомление)
1
Изучение нового
Лекция-беседа
Упр.361(п)разбор 2
Правило с.184(уч)
97.
Имя прилагательное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое
1
Изучение нового
Упр.366(п), правило с.187(уч)
98.
Р/р Сочинение-описание
1
Проверка и оценка
знаний
Без задания
99.
Составное именное сказуемое
1
Повторение
Упр. 368(п) разбор 3
100.
Р/р Сочинение (миниатюра) по опорным именам прилагательным
1
Оценка и проверка знаний Р/р
Упр.374(п) разбор 1
101.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного
1
Повторение углубление знаний
Упр.378(п) правило с.191(уч)
102.
Р/р Свободный диктант
1
Р/Р проверка и оценка знаний
Подготовиться к слов диктанту
103.
Имена прилагательные в словосочетании. Согласование
1
Повторение углубление
Упр.3839п) теория с.194(уч)
104.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (ознакомление)
1
Изучение нового
повторение
Упр.391(п) теория с.197(уч)
105.
Имена прилагательные в тексте
1
Повторение, беседа
Упр.393(п)
106-107
Р/р Подробное обучающее изложение текста-описания
2
Р/р оценка и проверка знаний
Словарные слова с.218(уч)
108.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1
Оценка и проверка знаний
Без задания
109.
Пишем правильно (работа над ошибками)
1
Закрепление повторение
Ответить на вопросы с.201(устно)
110.
9. Порядковые числительные в языке и речи
Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных
10час
1
Изучение нового
повторение
М/п: пользоваться разными
видами чтения и аудирования,
анализировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать,
устанавливать причинно-
следственные связи, преобразо-
вывать информацию из одной
формы в другую (схема, клю-
чевые слова).
М/к: договариваться и прихо-
дить к общему решению, слу-
шать и слышать других, зада-
вать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности, строить связное
монологическое высказывание.
Пр. (языковая компетенция):
анализировать и лексическое,
и грамматическое значение
порядковых числительных,
определять их морфологиче-
ские признаки и синтаксиче-
скую роль, характеризовать
имя числительное как часть
речи, анализировать синтакси-
ческую связь количественных и
порядковых числительных в
словосочетании и предложении.
Упр.400(без разборов) теория с.202-203(уч)
111.
Морфологические признаки порядковых числительных. Постоянные и непостоянные признаки
1
Изучение нового
Повторение
беседа
Упр.406(п) разбор 2 правило с.205-206(уч)
112.
Порядковое числительное как член предложения
Р/р Свободный диктант
1
Р/р повторение изученного
Проверка и оценка знаний
Пр. (коммуникативная ком-
петенция): осуществлять ин-
формационную переработку
текста, создавать вторичный
текст (писать подробное изло-
жение), употреблять в тексте
количественные и порядковые числительные
Упр.409(п) разбор 3 правило с.207(уч)
113.
Имя числительное как часть речи (обобщение и систематизация). Морфологический разбор имени числительного
1
Обобщение и систематизация
Упр.411, теория с.209
114.
Имя числительное в словосочетании, предложении и тексте
1
Повторение углубление знаний
Упр.417 теория с.211
115-116
Р/р Сочинение – рассуждение с использованием числительных
2
Р/р проверка и оценка знаний
Словарные слова с.218
117-118
Р/р Подробное изложение
2
Р/р проверка и оценка знаний
Произноси правильно с.217, ответить на вопросы с.5 (книга 2)
119.
Проверочная работа
1
Проверка и оценка знаний
Книга 2
, ответить на вопросы с.5 (книга 2)
120.
10. Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные в языке и речи
Разряды и морфологические признаки местоимений- прилагательных и местоимений- числительных
24час
1
Изучение нового
Повторение
Углубление знаний
беседа
М/п: пользоваться разными
видами чтения (ознакомитель-
ного, изучающего, поискового)
и аудирования (ознакомитель-
ного, выборочного, детально-
го), менять стратегию чтения
в зависимости от цели и вида
чтения, извлекать, перераба-
тывать и преобразовывать
информацию (таблица, схема,
план, ключевые слова), анали зировать, сравнивать, делать
выводы, строить рассуждения.
М/к: договариваться и прихо-
дить к общему решению в
совместной деятельности, вы-
сказывать и обосновывать
свою точку зрения, выступать
с сообщением и оценивать уст-
ное речевое высказывание, вла-
деть монологической и диало-
гической формами речи
Упр.421(п) правило с.6-7
121.
Вопросительные и относительные местоимения- прилагательные и местоимения- числительные
1
Изучение нового
беседа
Упр.431(п0 теория с.8
122.
Неопределенные местоимения- прилагательные и местоимения -числительные
1
Изучение нового
Повторение
Пр. (языковая компетенция):
анализировать разряды, при-
знаки местоимений-прилага-
тельных и местоимений-чис-
лительных, сравнивать их с
разрядами местоимений-суще-
ствительных, определять мор-
фологические признаки место-
имений-прилагательных и
местоимений-числительных
разных разрядов, устанавли-
вать их сходство и различие,
группировать местоимения по
заданным признакам, находить
и правильно писать слова с
названными в теме орфограм-
мами (слитное и раздельное
написание с не и ни, дефис в нео-
пределённых местоимениях),
графически объяснять условия
выбора орфограмм, определять
синтаксическую роль местоиме-
ний-прилагательных и место-
имений-числительных, произво-
дить морфологический разбор
местоимений.
Упр.435
Теория с. 14-15
123.
Правописание НЕ с неопределенными местоимениями. Дефис в неопределенных местоимениях
1
Изучение нового
повторение
Упр.437
Повтор правило с.14-15
124-125-126
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемыми видами орфограмм
3
Закрепление
повторение
Упр.439. 441, 442
127.
Р/р Свободный диктант
1
Р/р проверка и оценка знаний
Без задания
128.
Отрицательные местоимения –прилагательные и местоимения- числительные и их правописание
1
Изучение нового
повторение
Упр.454 теория с.21
129.
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
1
Повторение
закрепление
Упр.455 теория с.21
130.
Р/р Сочинение-миниатюра с использованием отрицательных местоимений
1
Р/р проверка и оценка знаний
Без задания
131.
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
1
Повторение
закрепление
Упр.451
132.
Р/р Свободный диктант
1
Р/р проверка и оценка знаний
Слов слова с.218
133.
Притяжательные местоимения- прилагательные. Отличие притяжательных местоимений от личных
1
Изучение нового
повторение
Пр. (коммуникативная ком-
петенция): правильно употреб-
лять (произносить) отдельные
формы местоимений, наблю-
дать за особенностями исполь-
зования местоимений в тек-
стах, создавать вторичный
текст-повествование в художе-
ственном стиле (писать подроб-
ное изложение), продуциро-
вать собственный текст на
заданную тему с использовани-
ем местоимений разных разря-
дов, составлять рассказ на
лингвистическую тему.
Упр.462 правило с.27
134.
Указательные местоимения –прилагательные и местоимения – числительные
1
Изучение нового
повторение
Упр.470 правило с.31
135.
Определительные местоимения- прилагательные
1
Изучение нового
повторение
Упр.476 теория с.35
136.
Роль местоимений – прилагательных и местоимений- числительных в простом и сложном предложении
1
Углубление знаний
беседа
Упр.482 теория с.38-40
137.
Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений -числительных
1
Повторение
Углубление знаний
Упр.486 разбор выучить
138.
Р/р Свободный диктант
1
Р/р проверка и оценка
Повторить морфол разбор с.42
139.
Местоимение как часть речи (обобщение и систематизация)
Роль местоимений в тексте
1
Обобщение систематизация
Упр 491 теория с.45
140-141.
Р/р Подробное изучающее изложение текста повествовательного характера с использованием местоимений- прилагательных и местоимений- существительных
2
Р/р проверка и оценка обучение изложению
Без задания
142.
Контрольный диктант по теме «Местоимение-прилагательное и местоитмение-числительное»
1
Проверка и оценка знаний
Без задания
143.
Пишем правильно (работа над ошибками)
1
Повторение
Упр.490(устно)
144-145
11. Причастие в языке и речи
Грамматическое значение причастия
47час
2
Изучение нового
беседа
М/п: владеть разными вида-
ми аудирования (ознакоми-
тельного, выборочного, де-
тального), извлекать и преоб-
разовывать информацию (в
таблицу, схему, алгоритм, клю-
чевые слова), разграничивать
основную и дополнительную
информацию, анализировать,
сравнивать, делать выводы,
строить рассуждения.
М/к: договариваться о со-
вместной деятельности, оказы-
вать в сотрудничестве необхо-
димую взаимопомощь, осу-
ществлять взаимоконтроль,
оформлять свои мысли в уст-
ной и письменной форме (в том
числе с помощью электронных
ресурсов), выступать с сооб-
щениями перед коллективом
сверстников.
Пр. (языковая компетенция): анализировать и характери-
зовать грамматическое значе-
ние и морфологические при-
знаки глагола и прилагатель-
ного у причастия, распо-
знавать разряды (действитель-
ные и страдательные) и время
(настоящее и прошедшее) при-
частий, полные и краткие
формы, находить смысловой
отрезок – причастный обороти
выделять его на письме,
устанавливать синонимию
причастных оборотов и при-
даточных определительных
предложений, определять
синтаксическую роль прича-
стий, производить их морфо-
логический разбор, писать
слова с названными в теме
орфограммами (буквы гласных
в суффиксах и перед суффикса-
ми причастий, одна и две
буквы н в полных и кратких
формах, слитное и раздельн написание с не), устно и графи-
чески объяснять условия выбо-
ра орфограмм, пунктуационно оформлять предложения с
причастными оборотами
Упр. 498, 500 правило с.49-50
146-147
Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия
2
Изучение нового
Повторение
Упр.507 таблица с.52(уч)
148.
Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия
1
Изучение нового
Повторение
Упр 512 таблица с.55(уч)
149.
Склонение причастий
1
Изучение нового
Повторение
Упр.519 правило с.57
150.
Причастный оборот. Определяемое и зависимое слова. Управление.
1
Изучение нового
Повторение
Пр. (коммуникативная
компетенция): соблюдать пра-
вильный порядок слов в пред-
ложениях с причастным оборо-
том и в самом причастном
обороте, наблюдать за особен-
ностями употребления прича-
стий в речи, употреблять пред-
ложения с причастными оборо-
тами в текстах учебно-научно-
го, официально-делового и
художественного стиля речи,
создавать вторичный текст-
рассуждение (писать изложе-
ние) и продуцировать соб-
ственный текст с использова-
нием причастий разных разря-
дов
Упр.528 правило с.61
151-152
Выделение причастного оборота на письме
2
Изучение нового
Повторение
Упр.533, 535 правило с.64
153.
Выделение причастного оборота на письме.
Р/р Свободный диктант
1
Изучение нового
Р/р проверка и оценка
Упр.538 правило с.64
154.
Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных предложений (ознакомление)
1
Изучение нового
беседа
См ранее
Упр.542
155.
Книжная лексика. Тексты официально- делового стиля
1
Изучение нового
Повторение беседа
Упр.545(устно)
156.
Книжная лексика. Тексты официально- делового стиля
1
Углубление знаний беседа
Упр. 549, 550
157.
Р/р Составление текста официально- делового стиля (автобиографии)
1
Повторение
беседа
Упр.554
158-159
Действительные и страдательные причастия
2
Изучение нового
повторение
Упр.558 теория с.79
Упр.560
160.
Действительные причастия настоящего времени
1
Углубление знаний
повторение
Упр.566 правило с.81
161.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
1
Изучение нового
повторение
Упр.571 правило с.84
162.
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
1
Повторение
Закрепление
Упр.573 правило с.81, 84
163.
Действительные причастия прошедшего времени
1
Изучение нового
повторение
Упр. 578 теория с.87
164.
Гласные перед суффиксом –ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени
Р/р Свободный диктант
1
Изучение нового, повторение
Р/р проверка и оценка
Упр.582 теория с.90
165.
Страдательные причастия настоящего времени
1
Изучение нового
повторение
См ранее
Упр.588 теория с.92
166.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
1
Углубление знаний
повторение
Упр.594 теория с.95
167.
Страдательные причастия прошедшего времени
1
Повторение
Изучение нового
Упр.599 теория с.99
168.
Гласные перед суффиксом –НН- в страдательных причастиях
1
Изучение нового
повторение
Упр.605 без разборов теория с.100
169.
Контрольный диктант по теме «Причастие»
1
Проверка и оценка знаний
Без задания
170.
Пишем правильно (работа над ошибками)
1
Повторение
Упр.604
171.
Краткие страдательные причастия
1
Изучение нового
повторение
Упр.613 теория с.105
172-173
Буквы Е,Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
2
Изучение нового
повторение
Упр.616, 619 правило с.105, 108
174-175
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глаголов
2
Изучение ново
Повторение
Упр.626, 627 правило с.111-113
176.
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
1
Повторение
Закрепление
Упр.629 исключения выучить
177.
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
1
Повторении
закрепление
Упр.632 правила повтор
178.
Р/р Свободный диктант
1
Р/р Проверка и оценка
См ранее
Без задания
179.
Одна буква Н в суффиксах кратких страдательных причастий
1
Изучение нового
Упр.638 теория с.117
180.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
1
Изучение нового
Повторение
Упр. 645 теория с.119
181-182
Развитие орфографических умений, связанных с изучаемым видом орфограммы
Р/рИзложение
2
Повторение, Р/р
Закрепление, оценка и проверка знаний
Упр.648 правила с.117-119 повторить слов слова с.218
183.
Причастие как член предложения
1
Углубление знаний
Упр.651 теория с.124
184.
Обобщение и систематизация изученного по теме. Морфологический разбор причастия
1
Обобщение
систематизация
Упр.655 теория с.127
185-186
Причастие в тексте
2
Углубление знаний
Упр.657
187-188
Р/р Подробное изложение текста-рассуждения
2
Р/р проверка и оценка знаний
Без задания
189.
Контрольный диктант
1
Проверка и оценка знаний
Без задания
190.
Пишем правильно (работа над ошибками)
1
Повторение
Подготовиться к зачету с.130
191-193
Повторение
МОРФОЛОГИЯ
14
3
Повторение
См ранее
Подготовиться к зечету с.131
194-196
СИНТАКСИС ИПУНКТУАЦИЯ
3
Повторение
Ответить на вопросы с.132
197-200
ОРФОГРАФИЯ
4
Повторение
С.133
201.
ЛЕКСИКА. РЕЧЬ
1
Повторение
С.134
202-203
Р/р Итоговое изложение
2
Р/р проверка и оценка знаний
Без задания
204.
Р/р Беседа об успехах учащихся в изучении родного языка.
1
Беседа повторение
Без задания
205-210
Повторение изученного за год
Задачи на новый учебный год
6
Повторение
заключение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Русский язык»
Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева, Е.С. Барова «Русский язык». Учебники для 5, 6, 7, 8, 9-го классов.
2. Е.С. Барова, М.Р. Богданова «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку». Рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9-го классов.
3. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал по русскому языку», 5 класс.
4. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Дидактический материал по русскому языку», 6, 7 классы.
5. Н.А. Исаева «Дидактический материал по русскому языку», 8, 9 классы.
6. Е.С. Барова «Сборник диктантов по русскому языку» для 5–7-го и 8–9-го классов.
7. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Наглядные пособия по русскому языку», 5 класс.
8. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Е.Н. Воронова, А.Т. Грязнова, Н.А. Исаева. Методические рекомендации по русскому языку. Пособие для учителя, 5, 6, 7, 8, 9 классы.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска и др.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
– орфографический и пунктуационный тренинг;
– редактирование (взаиморедактирование);
– создание текста, его коллективное обсуждение;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).
Приложения
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся должен
знать
уметь
применять
Изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил
Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический
Навыки правописания существительного, глагола, прилагательного на письме
Особенности простого и сложного предложения, основные синтаксические понятия
Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста
Навыки постановки знаков препинания на письме
Стили и типы текста, тему, основную мысль текста
Определять стиль и тип текста
Умение составлять собственные тексты типа рассуждения, описания, повествования
Изученные нормы литературного языка
Соблюдать все основные нормы литературного языка
Изученные нормы литературного языка в устной и письменной речи
Особенности тезиса, конспекта
Составлять тезисы или конспект небольшой статьи
Контрольно-измерительные материалы
Контрольный диктант по проверке остаточных знаний №1 (урок № 20)
Тема : Остаточные знания учащихся
Цель: проверить уровень усвоения материала 4 класса
Обучающиеся должны знать: изученные нормы орфографии и пунктуации
Обучающиеся должны уметь: выполнять фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы
Время проведения: 1 урок (45 минут)
Уровень- базовый
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
В такой день идешь по лесной тропинке кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздаётся звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.
Вдруг среди листвы мелькает пёстрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе её найдет лисица и съест. (81 слово.)
Грамматическое задание:
Фонетический разбор слов:
1 вариант – съест, 2 вариант – листьев.
Разбор по составу:
1 вариант – сбросил, поздней, бедняжку; 2 вариант – повисли, комок, ночного
Морфологический разбор: 1 вариант – дышит, 2 вариант – найдет.
Синтаксический разбор: 1 вариант – 2 абзац, 4 предложение; 2 вариант – 3 абзац, 1 предложение.
Нормы оценок (количество ошибок)
ОценкаВид диктанта
«5»
«4»
«3»
«2»
контрольный
1/1 (негрубые)
2/2; 1/3; 0/4
4/4; 3/5; 0/7; 6/6, если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные ошибки
7/7; 6/8; 5/9; 8/6
Оценка дополнительного задания к диктанту:
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Уровень выполнения задания
Все задания выполнены верно
Правильно выполнены не менее ѕ всех заданий
Правильно выполнены не менее 1/2 всех заданий
Не выполнено более половины заданий
Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, доп. –М. : Баласс, 2006.
Сочинения
Основной формой проверки речевого развития обучающихся являются сочинения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки обучающихся:
Коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
Языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
Навыки правописания – орфографические и пунктуационные.
Объём сочинения – 0,5 – 1 страница.
Критерии оценивания сочинений:
Содержание
Речевое оформление
Грамотность
- соответствие содержания работы заявленной теме;
- полнота раскрытия темы;
- наличие фактических ошибок;
- последовательность изложения.
- разнообразие лексики и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Число допущенных ошибок:
- орфографических;
- пунктуационных;
- грамматических.
Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, а вторая за грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе.
Нормы оценивания сочинений
Оценка
1.
Основные критерии оценки
Содержание и речь
2.
Грамотность
3.
«5»
Сочинение, полностью соответствующее теме, глубоко и аргументированно ее раскрывающее, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения Сочинение не должно содержать фактических ошибок. Сочинение должно быть логичным и последовательным в изложении мыслей, демонстрирующим исчерпанность цитатной аргументации, выстроенным изящно в композиционном плане, написанным в соответствии с нормами литературного языка и выдержанным в стиле, соответствующем избранной теме.
Допускается наличие 1-2 речевых недочетов, 1 орфографической или 1 пунктуационной ошибки.
«4»
Сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, логичное и последовательное по изложению, хорошо выстроенное композиционно, написанное в соответствии с нормами литературного языка, стилистически соответствующее теме, лексический и грамматический строй речи которого достаточно разнообразен.
Допускаются 1 - 2 фактических неточности, не более 2 речевых недочетов, не более 2 орфографических и 2 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 1 орфографическая + 3 пунктуационных или стилистических, 0 орфографических + 4 пунктуационных или стилистических).
«3»
Сочинение, в целом раскрывающее тему, но обнаруживающее односторонность или неполноту в раскрытии темы, в котором допущены отклонения от темы или отдельные неточности в изложении фактического материала, нарушение последовательности и логичности изложения, недостаточность цитатного материала и аргументации, невыразительность речи, однообразие синтаксических конструкций, бедность словаря.
Допускаются не более 4 орфографических и 4 пунктуационных или стилистических ошибок (варианты: 3 орфографических + 5 пунктуационных или стилистических; 0 орфографических + 8 пунктуационных или стилистических). При выставлении оценки учитываются и речевые недочеты (не более 5), имеющиеся в сочинении.
«2»
Сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, в котором обнаруживается незнание
литературного текста, обилие фактических неточностей, нарушение логики изложения, тяготение к пересказу, а не анализу текста. В сочинении наличествует нарочито упрощенный синтаксис, бедный словарь, если оно написано без соблюдения норм литературного языка.
Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества.
пунктуационных; - 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок боле 8 при наличии 5 грамматических
«1»
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Наличие исправлений, сделанных в сочинении, на оценку не влияет.
Наиболее типичными ошибками являются:
- непонимание или недопонимание темы сочинения (отклонение от темы, расширение или сужение ее);
- выработка неверной идеи сочинения;
- нарушение логики в изложении идеи сочинения или в подаче материала;
- замена анализа (суждений) пересказом художественного текста или критической статьи;
- неверная оценка смысла (идеи) художественного произведения или позиции автора;
- отсутствие или недостаточность цитатной аргументации, искажение цитатного материала;
- нарушение композиционной структуры сочинения, отсутствие соразмерности его отдельных частей (введения, основной части, заключения);
- отсутствие выводов и обобщений;
- фактические ошибки (неверные даты, имена персонажей, писателей, критиков, названия, искажение сюжета);
- орфографические, стилистические (речевые), пунктуационные ошибки.
Критерии оценивания результатов:
Низкий уровень сформированности речевых умений и навыков: успешность ниже 80%, качество знаний составляет 0-30%;
Средний уровень сформированности речевых умений и навыков: успешность 80 - 100%, качество знаний составляет 31 – 60 %;
Высокий уровень сформированности речевых умений и навыков: успешность 100%, качество знаний выше 60 %.
Изменения и дополнения, внесенные в рабочую программу
№
Дата
Изменения и дополнения
* В программе 6–9-го классов содержание работы по развитию речи не распределено по разделам программы, а даётся последовательно в одном месте, чтобы отчетливее представить его логику.
·
· См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.
13 PAGE 14315
15