Рабочая программа по литературе 6 класса (УМК 2100)Школа России


«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Школа №904»
Тишкова Е.А.
______________________________
«_____» _________________ 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР ____________________
______________________________
«_____» _________________ 2015 г. Рассмотрено на заседании кафедры
учителей русского языка и литературы
протокол № ____от «_____» ___________ 2015 гПредседатель кафедры
Замахаева А.Т.__________
Рабочая программа по литературе
в 6 классе
на 2015 – 2016 учебный год
Количество часов в неделю: 2
Количество часов за год: 68
Программа
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена для 5–9 классов авторов В.Я. Коровина и др.
Учебник
Литература: учебник для 6 класса, В.Я. Коровина
2012 г.
Учитель: Тришкина Е.А.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009, 2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2010, 2011).
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
II. Общая характеристика учебного предмета и курса
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Содержание курса литературы в 6 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).
В курсе литературы 6 класса поставлена ведущая проблема –художественное произведение и автор, характер героев.
В рабочей программе курс 6 класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература IXI века.
5. Русская литература XX века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1 – 8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
III. Описание места учебного курса «Литература»
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 6 классе 68 часов.
IV. Требования к результатам изучения предмета «Литература» в 6 классе
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки т общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм , правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе познания ценности жизни во всех ее проявлениях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.
V. Содержание учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п № урока в теме Содержание учебного материала (тема урока) Коды элементов содержания (КЭС) Осваиваемые ученые действия (умения и модели) Примерные сроки изучения Учебно-методическое обеспечение, оборудование
Цели Предметные результаты обучения 1. Введение1 1.1. В дорогу зовущие, или литература открывает мир1.1 Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. 1.09.-4.09 Презентация, текст
2. Устное народное творчество2 2.1. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни1.3 Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. Презентация, текст
3 2.2. «Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки1.3 Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их народная мудрость. Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. 7.09-11.09 Презентация, текст
4 2.3. РР В чём красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник1.3 Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок Обобщение и систематизация знаний. Презентация, аудио текст
3. Древнерусская литератураПрезентация, текст 5 3.1. Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе»3.2 Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. Формирование разных способов и форм действия оценки. 14.09-18.09 Презентация, текст, видео
4. Произведения русских писателей XVIII века6 4.1. Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха»2.2 Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий 21.09-25.09 Презентация, текст
7 4.2. И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»2.2 Презентация, текст
5. Произведения русских писателей XIX века8 5.1. А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»5.5 Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения.
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания.
Урок-рефлексия. Обучение анализу одного стихотворения.
Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла.
Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика. Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.
Коррекция знаний и способов действий.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. 28.09-2.10
Презентация, текст
9 5.2. Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта5.5 Презентация, текст
10 5.3. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе5.5 5.10-9.10
Презентация, текст
11 5.5. Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров5.5 Презентация, текст
12 5.6. Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»5.5 .10-16.10
Презентация, текст, видео
13 5.7. Учитель5.5 Презентация, текст
14 5.8. Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой5.5 19.10.-23.10
15 5.9. Сюжет и композиция романа «Дубровский»5.5 16 5.10. РР Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский»)5.5 Работа с текстом Уметь анализировать
Знать структуру сочинения 26.10-30.10
Презентация, текст
6. Произведения русских писателей XIX века17 6.1. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка»)5.5 Слово о поэте Уметь анализировать, знать основные принципы работы с текстом Презентация, текст
18 6.2. М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника5.10 Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения.
Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация.
Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Художественный анализ стихотворения Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Оценивают достигнутый результат. 2.11-6.11 Презентация, текст, видео
19 6.3. Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты5.10 Презентация, текст, видео
20 6.4. Природа и ее роль в рассказе Тургенева5.10 9.11-13.11 Презентация, текст
21 6.4. Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс»5.10 Презентация, текст
22 6.5. И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей6.2 Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Портреты героев как средство изображения их характеров. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Строят логические цепи рассуждений. 16.11-20.11 Презентация, текст
23 6.6. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа6.2 Презентация, текст
24 6.7. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья»5.3 Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении Умеют слушать и слышать друг друга. 30.11-4.12 Презентация, текст
25 6.8. А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви5.4 Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 26 6.9. Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе»6.5 Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.
Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет и композиция стихотворения.
Особенности поэтических интонаций. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 7.12.-11.12 27 6.10. Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»6.5 28 6.11. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»6.5 14.12-18.12 Презентация, текст
29 6.12. РР Трёхсложные размеры стиха1.14 30 6.13. Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера5.12 Слово о писателе Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Строят логические цепи рассуждений 21.12-25.12 Презентация, текст
31 6.14. «Там, где стоит «левша», надо читать «русский над» (Н,Лесков). Народ и власть в сказе5.12 Презентация, текст
7. Произведения русских писателей XIX века32 7.1. Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша»5.12 Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе
Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
Лексическая работа с текстом. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. 11.01-15.01 Презентация, текст
33 7.2. Внеклассное чтение Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах»5.12 34 7.3. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе6.1 18.01-22.01 35 7.4. Внеклассное чтение А.П.Чехов. «Смерть чиновника»6.1 Речь героев и художественная деталь как источник юмора Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. 36 7.5. Поэты о природе5 Роль художественной детали. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. 25.01-29.01 8. Произведения русских писателей XX века37 8.1. АИ Куприн "Чудесный доктор"7.1 Реальная основа и содержание рассказа.
Образ главного героя в рассказе
Знакомство с творчеством писателя.
Прекрасное вокруг нас.
Победа романтической мечты над реальностью жизни.
ТЛ: понятие феерии Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Презентация, текст
38 8.2. А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль1.02-5.02 Презентация, текст
39 8.3. А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас40 8.4. Произведения о ВОв2.3 8.02-12.02 41 8.5. М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч3.3 42 8.6. Тропа Насти3.3 15.02-19.02 43 8.7. РР Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши3.3 Обобщение и систематизация изученного Структурируют знания. Презентация, текст, видео
44 8.8. «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести3.3 . Нравственные проблемы рассказа
Самобытность героев рассказа Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Презентация, текст
45 8.9. В.П.Астафьев. рассказ «Конь с розовой гривой»3.2 22.02.26.02 Презентация, текст
46 8.10. РР Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой»3.2 Презентация, текст
47 8.11. В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»3.1 29.02-4.03 Аудио тексты
48 8.12. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа3.1 Презентация, текст
49 8.13. РР Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина3.1 7.03-11.03 Презентация, текст
50 8.14. Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал»7.7 Презентация, текст
51 8.15. Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе14.03-18.03 Презентация, текст, видео
52 8.16. Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»7.14 Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе.
Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.
Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 53 8.17. C.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша»7.15 28.03-1.04 54 8.18. А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты7.16 55 8.19. Н.М.Рубцов. «Тихая лирика». Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»7.16 4.04-8.04 9. Из литературы народов России56 9.1. Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»Чтение и анализ произведений Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. 11.04-15.04 Презентация, текст
57 9.2. Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Презентация, текст
10. Из зарубежной литературы58 10.1. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»7.1 Понятие о мифе.
Фантастика и реальность в мифе. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. 18.04-22.04 Презентация, текст
59 10.2. Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе»8.1 Фантастика и реальность в мифе. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. 60 10.3. Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»8.2 Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе Сличают свой способ действия с эталоном 25.04-29.04 61 10.4. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»8 «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.
Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения.
Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.
Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми. Выделяют и формулируют проблему.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. 62 10.5. И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»8 2.05-6.05 Презентация, текст
63 10.6. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»8 64 10.7. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»8 16.05.20.05 65 10.8. А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча8 66 10.9. Литературная викторина23.05.27.05 67,68 Итоговые уроки VII. Учебно-методическая литература.
Н.Я Крутова и др. Поурочные разработки по литературе.5-9 класс. 2014г.
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5-9 классы, 2014г
А.Н. Замышляева. Литература. Система уроков. 6 класс. 2014г.
Е.С. Квашнина и др. Уроки литературы с применением информационных технологий. 2014г.
Мультимедийные пособия. Литература. 5-9 классы. 2014г.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5-9 классы.
Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ruУрок литературы: проблемы, методы, подходы
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.htmlЛитература: универсальная энциклопедия
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературыXVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно – нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусство; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно – выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.