Статья Повышение педагогического мастерства педагогов в Школе безопасности МБУ ДО ДТ Вектор


ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «ШКОЛЫ БЕЗОПАСНОСТИ» В МБУ ДО ДТ «ВЕКТОР»
Ляхова Екатерина Павловна – методист,
МБУ ДО ДТ «Вектор»
Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, которая призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. [1]
В целях создания и обеспечения сбалансированной системы гражданского воспитания детей, а также формирования готовности учащихся к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверки своих сил и возможностей, активного самовоспитания разработана районная целевая программа «Школа безопасности» в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка, ответственность за реализацию которой несет МБУ ДО ДТ «Вектор».
Районная целевая программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у учащихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации, на патриотическое воспитание.
В «Школе безопасности» учащиеся занимаются различными видами деятельности, где они учатся преодолевать трудности, развивают силу, ловкость, быстроту действий, педагоги обеспечивают духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание подростков, происходит удовлетворение их потребности в занятиях физической культурой и спортом, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда подростков, выявление и развитие творческого потенциала.
Срок реализации программы 2015-2020 гг.
Реализация районной целевой программы «Школа безопасности» осуществляется педагогами по следующим дополнительным образовательным программам «Юный гвардеец-десантник», «Юные инспектора движения», «Дружины юных пожарных», «Школа выживания», «Основы туризма». Каждая подпрограмма используется как по отдельности, так и в комплексе, в рамках общей программы по безопасности.
Введение государственных образовательных стандартов повышают требования к профессиональному уровню педагогических работников, поэтому методическая деятельность отдела «Школа безопасности» направлена на формирование у педагогов необходимых знаний, умений и выполнение определенных трудовых действий в соответствии с трудовыми функциями, входящими в профессиональный стандарт, который вступает в силу с 1 января 2017 года. [2]
Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт:
Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной образовательной программы.
Организация досуговой деятельности обучающихся.
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную образовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы. [2]
Основными формами работы по формированию у педагогов необходимых знаний, умений и выполнение ими определенных трудовых действий в соответствии с трудовыми функциями, входящими в профессиональный стандарт педагога дополнительного образования являются:
повышение квалификации;
самообразование;
работа в творческих, проблемных группах;
курсы, семинары, конференции, круглые столы и т.д.;
обобщение и распространение своего педагогического опыта (проведение открытых занятий, мастер-классов, выступлений на методических советах, педсоветах, создание собственных публикаций и размещение их на сайтах, в изданиях и т.д.);
участие в конкурсах профессионального мастерства.
Для успешной реализации своей деятельности педагогу необходимо постоянно совершенствовать себя как профессионала, как личность, определять пути достижения профессионализма, закономерности и механизмы достижения вершин индивидуальной и коллективной деятельности, результатом чего является достижение профессионального мастерства.
Важным показателем мастерства педагога является конкурсное движение учащихся. Воспитанники «Школы безопасности» активно принимают участие в районных, городских и областных соревнованиях военно-спортивной направленности, по спортивному ориентированию, пожарно-спасательному спорту, правилам дорожного движения. Чтобы подготовить учащихся к таким мероприятиям педагогам нужно пройти большой путь изучения всевозможных методов и приемов обучения и воспитания детей, т.е. овладеть педагогическим мастерством, которое чаще всего определяют, как комплекс специальных умений и навыков, позволяющих педагогу эффективно управлять образовательной деятельностью учащихся.
В 2015-2016 учебном году учащиеся «Школы безопасности» приняли участие и заняли призовые места в 38 мероприятиях, из них муниципального уровня – 21, областного – 2, всероссийского – 3. Например, 6 призовых мест во Всероссийском форуме-конкурсе молодежной прессы «Созвездие юных журналистов» - объединение «Юные инспектора движения», 12 первых мест во VII Всероссийской олимпиаде с международным участием «Стрелковое оружие России» - объединение Школа выживания «Шквал», 2 призовых места во Всероссийских массовых соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут – 2016» в городе Новокузнецке. Любое мероприятие (конкурсы, соревнования) – это индивидуальная работа педагога с каждым учащимся, психологическая подготовка ребенка (развитие смелости и уверенности в себе, настрой на достижение результата, победу). Поэтому педагог должен знать психологические и возрастные особенности своих воспитанников и уметь строить работу с учетом этой информации.
С целью методического сопровождения деятельности отрядов «ЮИД», «ДЮП» и «Основы туризма» образовательных организаций района методистами МБУ ДО ДТ «Вектор» для руководителей по пожарной безопасности, туризму и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводятся индивидуальные консультации, инструктивно-методические совещания, методические объединения с приглашением ведущих судей по туризму, инспекторов отделения пропаганды ГИБДД и пожарной части № 4 г. Новокузнецка.
Литература
Концепция развития образования РФ до 2020 года / Министерство образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goo.gl/PGLXWr.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71202914/