Роль методической службы школы в системе оценки качества образования
Роль методической службы школы в системе оценки качества образования.
Сегодняшнее выступление я бы хотела начать с ряда вопросов, которые вам необходимо решить самостоятельно. Каждый из нас является специалистом в той или ной области, и каждый из нас, наверное, не раз задавал себе эти вопросы, поэтому дать ответы на них не составит никакого труда, так как все они касаются нашей с вами профессиональной деятельности.
КАКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
КАКИЕ МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
КАКИЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
КАКИЕ МЕТОДЫ УЧЕНИЯ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
КАКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВАМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ?
КАКИЕ СПОСОБЫ СООБЩЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
КАКИЕ ВИДЫ РАБОТЫ ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ?
КАК ВЫ ОРГАНИЗУЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ?
КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
КАКИЕ УМЕНИЯ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ СФОРМИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ?
КАК ВЫ АКТИВИЗИРУЕТЕ ВНИМАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЩИХСЯ?
КАКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ РАЗВИТЬ У УЧАЩИХСЯ?
КАКИЕ ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ И TCО ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ?
КАКИЕ СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ
Мы с вами провели один из видов мониторинга, который является неотъемлемой частью системы оценки качества образования, и который в рамках нашей школы проводится ежегодно. Это является своего рода анкетой для учителя, целью которого является выявление слабых сторон профессиональной деятельности педагога и дальнейшая корректировка его деятельности в рамках оценки о повышения качества образования.
Так что же такое методическая служба и какова ее роль в оценки качества образования?
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога, что будет являться одним из факторов повышения качества образования. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.
Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом.
Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
В нашей школе (МБОУ «Школа №135 г. Казани») цели и задачи методической службы тесно связаны с системой внутришкольного управления, поэтому школьное методическое объединение учителей английского языка ставит перед собой следующие цели и задачи:
1.Совершенствование педагогического мастерства педагогов и повышение качества образовательного процесса через использование современных образовательных технологий в обучении;
2.формирование разносторонне-развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Задачи:
1.Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках урока и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
2.Рассмотреть проблемы модернизации языкового образования в современной школе, в частности рассмотреть возможные изменения, касающиеся технологической стороны обучения в условиях перехода на новые ФГОС.
3.Обеспечить качественную подготовку обучающихся к итоговой аттестации на всех ступенях обучения для реализации их успешной социализации.
4.Разработать программу «Одаренные дети» для качественной подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам.
5.Разработать программу коррекционной работы со слабо успевающими учащимися;
6.Продолжить повышение профессионального уровня преподавателей через прохождение КПК, аттестации, посещение методических дней, мастер-классов.
7.Разработать индивидуальные планы самообразования учителей английского языка.
8.Организовать работу над методическим портфолио учителя английского языка.
9.Продолжить изучение образовательных стандартов второго поколения, определение путей внедрения их в практику.
10. Продолжить изучение передового педагогического опыта
Формирование у педагогов умений профессиональной деятельности не просто одна из задач методической работы нашей школы и нашего методического объединения в частности, но и такая задача, реализация которой может быть проверена, изучена, проанализирована, и наконец, оценена, что важно для оптимального управления методической работой в школе и необходимо для оценки качества образования. Без стремления к отработке четко определенных сдвигов в мастерстве учителей методическая работа не может быть целеустремленной и неизбежно превращается в аморфную, абстрактную деятельность, не имеющую реальных перспектив.
Роль школьного методического объединения в системе оценки качества образования заключается:
1. В оценке профессиональной компетентности педагога с целью выявления слабых моментов профессиональной деятельности педагога и дальнейшей корректировки его деятельности в рамках оценки качества образования повышения его качества.
2. в повышении качества образования по предметам (в данном случае английского языка). Чтобы качество было высоким, необходимо давать оценку качеству образования на каждом этапе обучения.
Роль методической службы школы в системе оценки качества образования велика. Она складывается из многих составляющих, каждая из которых должна работать в системе. Так профессиональная компетентность педагогов оценивается по следующим показателям:
1.Проведение мониторинговых, социологических исследований по вопросам качества образования
2.Участие в сборе, хранении и обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в школе.
3.Анализируют результаты оценки качества образования
4.Разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования.
5.Изучают, обобщают, распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития ШСОКО.
Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, то среди приоритетных направлений работы нашего методического объединения можно назвать такие направления работы, как:
• Повышение квалификации педагогов;
• Аттестация педагогов;
• Изучение и внедрение новых педагогических технологий;
• Работа с одарёнными детьми;
• Работа со слабо успевающими учащимися;
• Мониторинг качества знаний учащихся;
• Распространение педагогического опыта.
• Работа с молодыми учителем Тарасовой К.О.
Любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти две стратегические линии должны идти параллельно по пути повышения качества образования.
Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность, трусу не под силу взрастить смелость; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти своё место в социуме учитель не научит этому учеников.
Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.
Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы параллельно с деятельности методических объединений, многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя - одно из важнейших условий повышения качества образования.
Я все больше убеждаюсь, что учительскому коллективу, как и детскому коллективу, нужен ведущий.
Этим ведущим в нашей школе стала методическая служба, которая организует и контролирует работу учителей практически по всем направлениям педагогической деятельности.
Если есть управленческая служба, значит должны быть и управленческие технологии.
В книге М.М. Левина “Технологии профессионального педагогического образования” подробно представлены технологии профессиональной подготовки педагога, разные формы, методы, пути совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Наиболее эффективными для нашего методического объединения являются:
теоретические семинары, проводимые на базе городского информационно-методического центра для учителей английского языка (каждый третий понедельник месяца);
семинары-практикумы для молодых учителей и учителей, аттестующихся в текущем году (проводятся на базе городского информационно-методического центра для учителей английского языка). Такие семинары – практикумы охватывают основные вопросы методики преподавания английского языка, помогают начинающим учителям восполнить имеющиеся проблемы и направить их деятельность так, чтобы это способствовало повышению качества образования;
“деловые игры”, ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы (проводятся ежемесячно и в рамках недели английского языка);
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки (в течение каждого заседания ШМО);
обсуждение “срезов знаний”, вопросов для тестирования учащихся (составление мониторингов для учащихся сдающих ЕГЭ и ОГЭ, а также входное тестирование для учащихся пятых, девятых, десятых и одиннадцатых классов);
обсуждение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение;
педагогические Советы и др.
Осуществлять основные функции методической службы помогает нам комплексное исследование деятельности учителя.
На практике у нас получается так. Вся информация о каждом учителе кафедры английского языка собрана в одном месте. У нас - в папке, которая заведена на каждого учителя, своего рода портфолио, которое является визитной карточкой учителя. В ней:
1. Общие сведения:
•фамилия, имя, отчество
•образование
•специальность
•квалификация
•стаж педагогической работы
•занимаемая должность, предметы, преподаваемые учителем
•нагрузка
2. Документы, подтверждающие повышение квалификации и педагогического мастерства.
3. План саморазвития педагога в межаттестационный период.
4. План работы с одаренными учащимися.
5. План работы со слабоуспевающими учащимися.
6. Мониторинги.
7. Итоги контроля (посещение уроков администрацией и руководителями методического объединения).
8. Качество обучения.
9. Выполнение программы.
10. Результативность работы и достижения учащихся. (демонстрация электронного портфолио)
Такое «досье» имеет ряд преимуществ. Во-первых, материал не используется во вред учителю, а скорее наоборот: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.
Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу. Поэтому у нас не возникает проблемы во время аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Данная информация об учителе хранится ка в бумажном, так и электронном виде на личных сайтах учителей. Так мы живем в быстро развивающемся и быстро меняющемся мире, это требует от нас освоение новых технологий. На помощь нам приходит интернет и его ресурсы. Так учителя нашего ШМО создают свои собственные сайты, где вся информация об учителе находится в свободном доступе. (демонстрация сайта Мухаметшиной Ю.А.)
Отдельно хотелось бы остановиться на саморазвития педагога.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития.
Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма на только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества образования.
Каждый учитель в нашей школе разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методической службы школы: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление на кафедре, аттестация и т.п. (демонстрация плана по саморазвитию)
Методическая тема школы на 2016-2017 учебный год:
«Создание педагогических условий для развития ключевых компетенций обучающихся на основе внедрения новых образовательных стандартов».
Тема методического объединения на 2016-2017 учебный год:
«Формирование межкультурной и метапредметных компетенций школьников на уроках английского языка на основе интеграции предметов»
Методические темы учителей ШМО учителей английского языка:
«Совершенствование поликультурных компетенций на основе интеграции предметов» (Мухаметшина Ю.А.)
«Формирование многофункциональных компетентностей учащихся через активизацию коммуникативных и познавательных способностей детей» (Салахиева Д.Г.)
«Формирование метапредметных компетентностей учащихся как средство повышения качества образования» (Тарасова К.О.)
Обратите внимание, что темы педагогов тесно связаны с темой школы и школьного методического общества.
Говоря о саморазвитии педагога, как об одном из факторов успешности деятельности и соответственно повышении качества образования, хотелось бы обратить ваше внимание на план саморазвития педагога в межаттестационный период. Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма. (демонстрация плана саморазвития)
Говоря о повышении качества образования в школе, мы можем провести аналогию со строительством дома. Как для крепкого дома нужны фундамент и стены, так и для повышения качества образования нужны своеобразные стены и фундамент. Стены – это сама школа, а фундамент – это профессиональный учитель. Но помимо учителя и его профессионализма, есть еще одна составляющая, которая является самой главной, а именно – ученик. Поэтому роль нашего школьного методического объединения учителей английского языка заключается не столько в повышении уровня профессионализма учителей, сколько в организации всесторонне развитой личности учащегося, для которого иностранный язык будет выступать как инструмент общения и помощник при работе с информационными источниками. Другими словами итоговым продуктом должен стать ученик, обладающий коммуникативными компетенциями в области иностранного языка.
С целью отследить уровень владения данными коммуникативными компетенциями нашим МО разработана система мониторинга:
Входной мониторинг для 5, 9, 10, 11 классов, целью которого является выяснить уровень владения иностранным языком на конец и начало года. В пятых классах необходимо выяснить с каким уровнем знаний пришли учащиеся из начальной школы, чтобы составить план дальнейшей работы. В девятых классах целью мониторинга является определение уровня владения иностранным языком на конечной ступени основного общего образования. Целью входного мониторинга в 10 и 11 классах является определение уровня владения коммуникативными компетенциями.
Четвертной мониторинг.
Промежуточная аттестация в рамках локального акта о промежуточной аттестации (утверждается ШМО на первом заседании в начале учебного года)
Мониторинг качества обучающихся по четвертям, полугодиям и году (данные представлены в таблицах, с которыми вы можете ознакомиться).Это внутренний мониторинг, проводимый в рамках нашей школы. О внешнем мониторинге (внешней системе оценки качества образования), ЕГЭ и ОГЭ, мы останавливаться не будем, так как это внешняя экспертиза оценки качества образования.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, мы можем в качестве ожидаемых результатов деятельности нашего МО выделить:
•Рост качества знаний обучающихся;
•Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
•Повышение интереса учителей к обобщению и распространению педагогического опыта.
•Создание компетентностно-ориентированных заданий по всем видам деятельности при обучении иностранным языкам.
•Активное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства
•Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
•Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.